Найти тему

Художница Е.С. Кругликова – мастер силуэта и педагог

Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941) прожила насыщенную творческую жизнь и оставила после себя огромное творческое наследие – живые офорты, силуэты и другие графические и живописные работы. К сожалению, её дневниковые записи, письма и фотографии погибли во время блокады.

Елизавета Сергеевна родилась в потомственной военной семье. 20 представителей её рода участвовали во всех войнах, которые вела Россия в 19 веке. Отец художницы был кадровый офицер, ушёл в отставку в чине генерал-лейтенанта. Его отец и он сам превосходно рисовали, дед Е. С. Кругликовой известный художник, график рисовал силуэты, пользовавшиеся успехом у современников. Мать, ученица Гензельта, передала дочери любовь к музыке. Кстати, знаменитый портрет Нестерова, запечатлевший Кругликову, у рояля. Она прекрасно музицировала и бывала на значимых концертах и театральных постановках в Париже и России.

Изображение с официального сайта Третьяковкой галереи
Изображение с официального сайта Третьяковкой галереи

Семья Кругликовой была одаренной в искусстве, сестра делала театральные куклы, имевшие успех в Париже. Но Елизавете Сергеевне, единственной из семьи, удалось получить художественное образование. В детстве она любила делать копии и рассматривать рисунки художников, затем её гимназические учителя дали ей первоначальные навыки. Затем она поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1890–1895), где училась у С.А. Коровина, К. А. Савицкого, И. М. Прянишникова, А. Е. Архипова. Затем Елизавета Сергеевна отправилась во Францию, а там училась в академии Витти (1895–1897) у Л. О. Меерсона, Э. Аман-Жана и в студии Ф. Коларосси в Париже.

Автопортрет Е.С. Кругликовой
Автопортрет Е.С. Кругликовой

Париж и Франция многое дали в творческом развитии художницы. В 1900 году Елизавета Сергеевна обосновалась в собственной парижской мастерской на улице Буассонад, 17, где жила и работала до 1914 года, ежегодно приезжая в Россию на несколько месяцев. Мастерская Кругликовой стала культурным центром, где собирались русские в Париже. Посетителями ее мастерской были ученые, писатели, поэты: Мечников и Максим Ковалевский, Плеханов и Бехтерев, Алексей Николаевич Толстой, Бальмонт, Валерий Брюсов и Андрей Белый, Дягилев и многие другие. Хозяйка вместе с гостями играла на фортепьяно, читались лекции, обсуждались вопросы искусства и литературы.

Работа Кругликовой
Работа Кругликовой

В мастерской между делом развлекались, шутили, музицировали, устраивали шарады в лицах. Один из участников вспоминает:

«Было слово "Волошин" - Vol-oh-chin. А целое, то есть самого Волошина, представлял я, загримировавшись очень удачно: я сопел, как он, и читал его стихи».

Кругликова много путешествовала. Она очень любила поездки в Бретань, неоднократно бывала в Италии, путешествовала по Испании и даже совершила путешествие (наполовину пешеходное) в Андорру. Её заметки об Андорре и о парижских выставках с удовольствием помещали в русских газетах.

В 1904 году художница вошла во французское "Общество оригинальной гравюры в красках". С 1909 года Кругликова преподавала офорт в парижской академии "Ла Палетт".

Революцию 1905 года она встретила с интересом и сочувствием. Когда разразилась Первая мировая война, Кругликова доход от издания альбома "Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой" целиком отдала на нужды русских художников и их семей, застигнутых в Париже войной. В 1914 году в киевском журнале "Искусство в Южной России" появилась статья Кругликовой "Художественная гравюра и техника офорта и монотипии".

В 1914 года Елизавета Сергеевна приехала в Россию как обычно отдохнуть. Но началась Первая мировая война. Позднее она узнала, что ее мастерская со станком, картинами, досками пропали. К счастью, некоторые работы были ею перевезены в Россию.

Парижские зарисовки Кругликовой
Парижские зарисовки Кругликовой

Революционные события застали Кругликову в Петрограде. Она неоднократно бывала в Таврическом дворце, делала зарисовки.

Автопортрет художницы и изображение вождей советского государства
Автопортрет художницы и изображение вождей советского государства

С 1922 по 1929 год Елизавета Сергеевна была профессором полиграфического факультета Академии художеств в Петрограде - Ленинграде, где руководила обучением технике офорта. После закрытия полиграфического факультета в 1930 году она продолжала работать с учениками, организовала кружок при Академии художеств и сохранила кадры и мастерство. В 1934 году на базе этого оборудования было начато восстановление графической мастерской в Академии художеств.

Городской пейзаж Кругликовой
Городской пейзаж Кругликовой

Квартира Елизаветы Сергеевны по-прежнему была местом притяжения для литераторов и работников искусств не только Ленинграда, но и Москвы и других городов. Обаятельная собеседница, Кругликова талантливо рассказывала о своих многочисленных путешествиях, о Париже и об интересных людях.

М.Н. Нестеров. Портрет Е.С. Кругликовой. Изображение с сайта Третьяковской галереи
М.Н. Нестеров. Портрет Е.С. Кругликовой. Изображение с сайта Третьяковской галереи

Ей было что рассказать о творческих людях своей эпохи! Да и о своей жизни в искусстве тоже. Судите сами, какова её только выставочная жизнь. Она участник выставок с 1891: Салона независимых (Париж, 1897–1914), МТХ (1897, 1904, 1906, 1909, 1911, 1912, 1915), Осеннего салона (Париж, 1905–1914), НОХ (1905–1909), „Мир искусства“ (1900, 1906, 1911–1924), СРХ (1909, 1910), картин художников Петрограда всех направлений (1923); международных в Риме (1911) и Лейпциге (1914); русского искусства в Париже (1906, 1910).

В СССР творческий и педагогический труд художницы был оценён. В 1934 г. праздновалось 40 лет творческой и 25 лет педагогической деятельности Елизаветы Сергеевны Кругликовой. В Государственном Русском музее открылась юбилейная выставка работ Е.С. Кругликовой и работ ее учеников, газеты отметили эту дату. В 1940 году в Ленинграде отметили 75-летие художницы – художница делилась своими воспоминаниями в Ленинградском Доме искусств им. Станиславского.

Е.С. Кругликова
Е.С. Кругликова

Живая, энергичная, полная сил и стремлений, постоянно молодая в своем искусстве, Елизавета Сергеевна продолжала служить искусству до самой своей кончины. Вместе с М.В. Нестеровым она планировала организовать выставку бывших художников "Мира искусства". Но разразилась война. Через месяц после её начала 21 июля 1941 года Е.С. Кругликова скончалась.

Ее друг художница А.П. Остроумова-Лебедева так описывает похороны:

«Умерла известный художник Елизавета Сергеевна Кругликова - мой друг дорогой и верный. Какая для меня потеря! 22 июля мы хоронили ее на Волковом кладбище. Собралось много народа. Говорили прощальные слова В.П. Белкин, А.А. Брянцев и другие. И вдруг раздалась воздушная тревога. И было так странно: открытый гроб с покойницей, освещенный заходящим солнцем. Вокруг большая группа народа. Кругом зелено, ярко. Прозрачное небо. И надо всем этим завывание сирен и тревожные, громкие гудки заводов и фабрик. Над головой шум моторов летающих самолетов. Было грустно и тяжело».

Искусство силуэта, получившее широкое распространение в конце XVIII века, вновь возродилось в начале ХХ столетия благодаря усилиям художников круга „Мир искусства“. Елизавета Кругликова увлеклась этой техникой с 1914 года и благодаря её силуэтной галерее, насчитывающей около тысячи портретов современников, мы знакомимся с лицами эпохи и восхищаемся мастерством художницы.

Ещё читать о женщинах художницах здесь:

-10