Найти тему

Мария Башкирцева - художница и автор знаменитого дневника

Славу Марии Башкирцевой (1858-1884) принёс опубликованный после её смерти дневник. Как бы ни относились литераторы рубежа эпох к этому дневнику (а отзывы были полярными: от восторженных Цветаевой, Брюсова, Шоу и др. до негативных: Чехов, Толстой, Розанов), имя художницы вошло в историю. Откровенность, эмоциональность и самопоклонение вызывали желание подражать множество писательниц-женщин.

Башкирцева как будто это знала:

«Читайте, добрые люди, и поучайтесь! Этот дневник — самое полезное и самое поучительное из всего, что было, есть и будет написано!»

Родилась Мария Башкирцева под Полтавой. Отец — дворянин, сын генерала, мать - урождённая Бабанина, наполовину француженка. После двух супружеских лет родители расстаются, дочка будет воспитываться матерью, капризам ребёнка все потакают.

Воспитанием и обучением девочки занимались гувернантки и домашние учителя. В 1870 году мать увозить дочь в Европу. Средства были, поэтому они могли позволить себе жить в столицах и на курортах — от Ниццы и Неаполя до Парижа и Баден-Бадена.  

Мария Константиновна Башкирцева
Мария Константиновна Башкирцева

Девочка, безусловно, была одаренной: знала европейские языки, думала о карьере профессиональной певицы (меццо-сопрано) и показывала большие успехи в рисовании. А ещё - настойчивый характер и желание развиваться в науках и искусстве. Она хотела славы.

Домашние уроки не удовлетворяли Марию, поэтому она сама составила себе программу занятий - 9 часов ежедневно - , чем удивила директора лицея в Ницце: «Мне тринадцать лет; если я буду терять время, что же из меня выйдет!»

Стать певицей помешает воспаление гортани — первый звонок роковой болезни. Она берёт уроки живописи. В Париже она поступает в Академию Жулиана — одно из немногих мест во Франции, где девушек обучали живописи,  и упорно занимается.

Работы Башкирцевой принимает Салон, её награждают и предрекают большое будущее. Башкирцева работала до тех пор, пока чахотка не одолела её окончательно. Даже в предсмертной агонии Мария сокрушалась из-за неоконченных произведений.

М. Башкирцева. "Осень" (1883)
М. Башкирцева. "Осень" (1883)

Снобизм и высокомерие - то, что отталкивало её современников и позднейших читателей. Вот одно из высказываний в дневнике:

«Никогда не понравится мне человек ниже меня по положению; все банальные люди мне противны, раздражают меня».

Её избранники - знатные мужчины: то герцог Гамильтон, то сын кардинала, то писатель Ги де Мопассан. Кстати, о её эпистолярном романе с Ги де Мопассаном в 1938 году сняли итало-австрийский фильм. Несмотря на несчётное количество интрижек, замуж Башкирцева так и не вышла. В последний год жизни она сблизится с живописцем Жюлем Бастьеном-Лепажем, как и она, смертельно больным туберкулёзом.

А ещё она - борец за права женщин, член общества суфражисток. Пишет о дискриминации в искусстве.

М. Башкирцева "Встреча" (1884)
М. Башкирцева "Встреча" (1884)

Многое в её дневнике было исключено её родными, в частности матерью. Дело в том, что семья обладала скандальной славой, из-за этого в высший свет её не пускали, что приносило страдание тщеславной девушке.

В России она бывала редко, настоящей её любовью была Европа. Вот как она отзывается о родине: «Петербург — гадость! Зимний дворец — казармы, Большой театр — тоже…» Золя она ценила больше, чем талант Толстого, поэтому эти отрывки тоже были исключены из дневника, чтобы не смущать русского читателя.

М. Башкирцева. "Портрет мадам Х" (1884)
М. Башкирцева. "Портрет мадам Х" (1884)

Болезнь поразит её лёгкие, отнимет слух. Она страдает из-за того, что не слышит, что говорит модель или коллеги будут смеяться.

"Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница, но, если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным".
Из дневника Марии Башкирцевой

Картины её были оценены прессой, она принята в Салон. Однако её обошли награды, возможно, потому, что она женщина. Простуда, которую Башкирцева подхватила на улице, привела к обострению её болезни, и за несколько дней она умерла в 25-летнем возрасте. Последняя запись в дневнике сделана 20 октября 1884 года.

М. Башкирцева. Фрагмент картины "Зонтик" (1883)
М. Башкирцева. Фрагмент картины "Зонтик" (1883)

Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало — отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…

Ей даровал Господь так много!
А Жизнь — крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть — признания пьедестал! (М. Цветаева)

Что касается её живописного наследия, то оно сохранилось частично. Из всех картин Марии Башкирцевой на сегодняшний день известно о существовании 150 полотен и пастелей, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре.

Картины Марии Башкирцевой «Встреча», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Это был первый случай, когда картины русского художника попали в мировую сокровищницу Лувра. Некоторые находятся в музее Орсе.

Большинство картин Башкирцевой, к сожалению, утрачены, их по всему миру осталось около 60 единиц.

В начале XX века мать Башкирцевой передала в дар Русскому музею Александра III собрание художественных работ своей дочери. В коллекцию входили рисунки, этюды, выполненные маслом полотна, пастели. 13 рисунков и 8 живописных произведений художницы Русский музей оставил в своей экспозиции.

В начале 1930 годов несколько работ было передано Красноярскому музею и два полотна Днепропетровскому. В украинские музеи было предоставлено 127 произведений Башкирцевой, из которых сейчас в стране осталось три картины, остальные пропали во время Великой Отечественной войны. Из Харьковской галереи в период эвакуации утрачено 66 полотен, судьба остальных работ не известна. Некоторые из её произведений находятся в частных коллекциях по всему миру.

Интересно, что сейчас с этими тремя картинами? Время иной раз распоряжается и так с творениями, делом всей жизни человека...

-7