Найти тему

Художница Елена Поленова (чистая душа, вера и энтузиазм)

Абрамцевский (Мамонтовский кружок) в истории русской культуры – очень яркое и самобытное явление. Его история заставляет задуматься над путями русского искусства в ХХ веке, ролью купечества в развитии изобразительного искусства в России.

Русские купцы, в отличие от образов, созданных А.Н. Островским, были нередко людьми образованными и тонко чувствующими прекрасное. Вспомним деятельность Третьякова, Морозовых, Солдатенковых, Сапожниковых, Хлудовых и др. В этой галерее меценатов Мамонтовы занимают видное положение. Именно супруги Мамонтовы, Савва Иванович и Елизавета Григорьевна, основали Абрамцевский кружок.

Об этой образованной и яркой женщине читайте здесь.

Об Абрамцевском кружке здесь.

В этой статье хотелось бы поговорить о художнице и талантливом педагоге – Елене Дмитриевне Поленовой (1850-1898).

В 1882 году в Москве Е.Д. Поленова сблизилась с семейством Мамонтовых. Елизавета Григорьевна Мамонтова сыграла важную роль в судьбе художницы. Едва ли не каждую неделю Елена Дмитриевна бывала в Абрамцеве.

Абрамцево значило для Е.Д. Поленовой очень много, художница отдавала себя работе целиком. В Абрамцеве Елена Поленова написала много пейзажей.

Кроме того, обладая многосторонними дарованиями, она пробовала себя в разных видах искусства, принимала во всем активное участие, в частности, была художником по костюмам. Под ее началом в Абрамцеве шили костюмы для постановок «Снегурочка» (1882-1883), «Фауст», «Алая роза» (1883), «Волшебный башмачок» (1888). Елена Дмитриевна подбирала ткани, отделку, аксессуары.

Она быстро прониклась национальными интересами кружка, самым ярким выразителем которого был В.М. Васнецов, воплотивший позже в своих работах национально-романтический стиль эпохи модерн. Поленова заинтересовалась иллюстрированием сказок и пронесла эту страсть через всю жизнь.

Кроме музея, в 1885 году в Абрамцеве Мамонтовой и Поленовой были основаны мастерские для обучения местных крестьян и их детей традиционным русским ремеслам. Благодаря Поленовой это место стало одним из первых российских центров возрождения народных ремесел.

Надо сказать, что педагогическая деятельность Е.Д. Поленовой началась раньше, еще во время ее пребывания в Петербурге. Здесь она преподавала в элементарной школе для девочек при Литейно-Таврическом кружке Общества вспомоществования бедным женщинам (заведующей учебной частью была Н.В. Стасова). Именно Поленова задумала придать учреждению профессиональный характер, открыть мастерские по кройке одежды и вышивке, ввести рисование. Этот опыт народного образования был очень успешен. Когда художница переезжает в Москву, она сближается с Мамонтовским кружком и попадает в Абрамцево. Здесь ее педагогический талант находит себе применение в организации художественно-резчицкой мастерской.

Вот как вспоминала Елизавета Григорьевна Мамонтова о роли Поленовой.

«В это время (т.е. в 1882 г.), — писала Е.Г. Мамонтова В.В. Стасову 27 января 1899 г., — моя столярная мастерская уже существовала, но работали в ней простые вещи, не по художественным образцам. Елене Дмитриевне первой пришла мысль ввести резьбу и искать образцы по избам. С этой целью мы начали обходить деревни в Дмитровском и Подольском уездах, а затем ездили не раз в Ярославскую губернию, где лучшие вещи нашли около Ростова в селе Богородском».

Таким образом, коллекция пополнялась предметами старины, бытовавшими не только в Московской, но и в других губерниях России.

Сделано это было, в частности, с целью обеспечения крестьянских семей твердым заработком. Идея возрождения народных промыслов так понравилась «абрамцевским» художникам, членам мамонтовского кружка, что они с удовольствием занимались в мастерских наравне с крестьянами. Таким образом, возрождение ремесел началось «сверху», с художников-профессионалов, которые занялись прикладным искусством, создав свой поэтический образ народной красоты.

Во главе столярно-резчицкой мастерской в Абрамцево встала Е.Д. Поленова. «Цель наша – подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться», - писала она П.Д. Антиповой.

Обучение крестьян было разносторонним и совершенно бесплатным. В мастерской крестьяне учились столярному ремеслу, приемам художественной резьбы. Они изготавливали предметы утвари и мебели по рисункам Е.Д. Поленовой и других художников.

С 1885 по 1893 год Елена Дмитриевна разработала свыше 100 художественных проектов мебели, а также эскизов для предметов декоративно-прикладного искусства (расписные фарфоровые блюда, пр.). На основе народных мотивов Поленова создавала и эскизы для вышивок, обоев, пр. Ее рисункам присуща несколько плоскостная декоративность, ставшая основой русского национального варианта стиля модерн.

Как и в английском движении за возрождение декоративного искусства, все изделия в абрамцевских мастерских изготовлялись вручную. Мастерская выпускала целую палитру изделий: от отдельных предметов (шкафы, полки, аптечки, лавки, столы, кресла, табуретки, пр.) до целых гарнитуров. На протяжении всего процесса создания мебели каждый момент обладал особой значимостью: размер, форма, материал, цвет, орнамент. Художницей продумывалась самая малая деталь - гвоздики или задвижки для подвесных шкафчиков и т.д.

Е.Д. Поленова создавала рисунки для раскраски или резьбы, она же взяла на себя руководство над исполнением.

«Умение отгадать, что ближе мастеру, установило нужный контакт между исполнителем и художницей, и резьба с росписью скоро нашла преданных приверженцев среди учеников столярной абрамцевской мастерской и даже среди взрослого населения окрестных деревень».

После завершения трехлетнего курса обучения выпускники отправлялись обратно в свои деревни, причем их снабжали набором инструментов, чтобы они могли продолжать там трудиться самостоятельно. Мастерские в Абрамцеве послужили примером для других владельцев поместий, стремившихся помочь сельским общинам. По образцу Мамонтовой и Поленовой, многочисленные помещицы организовывали свои сельские мастерские, и к концу XIX столетия около 7,5 миллионов крестьян занимались кустарным творчеством. Эта деятельность приносила освобожденным крестьянам надежный доход, что было очень важно в эпоху социальных потрясений.

Магазин резных изделий в Москве, пользовавшийся большой популярностью в XIX в. Из открытых источников
Магазин резных изделий в Москве, пользовавшийся большой популярностью в XIX в. Из открытых источников

Возрождение традиционных ремесел придало отечественному интерьерному дизайну яркий национальный оттенок. Мебель, выполненная по эскизам Елены Дмитриевны, создавала атмосферу праздника и имела большой успех. В одном из писем Поленова писала, что вещи мастерской хорошо востребованы на рынке благодаря новизне, оригинальности и стильности модели. Историк искусства А.Н. Греч так описывал абрамцевскую продукцию:

«Все эти резные и точеные, висячие и стоячие шкапчики, резные и расписные столы и стулья, разрисованные балалайки, шкатулки, вышивки, безделушки, производящие фурор на заграничных выставках и в обеих столицах...»

Абрамцевская мебель продавалась в Москве в специальном магазине, и зажиточные горожане с удовольствием обставляли ей свои дома. Очень быстро изделия абрамцевских мастерских вошли в моду. Успех абрамцевских мастеров, трудившихся под руководством Е.Д. Поленовой, был подтвержден тем фактом, что в 1900 году, уже после смерти Поленовой, ее проекты заняли видное место в разделе ремесел российского павильона на Парижской Всемирной выставке. Так работы Е.Д. Поленовой, связанные с мастерскими, завоевали международное признание.

Е.Ф. Юнге, художница и педагог, в 1912 году писала о Е.Д. Поленовой так:

«...Художники оглянулись на далекое прошлое, захотели отыскать источники чисто русского искусства и от них идти новым путем. Чтобы достичь такого возрождения, надо было исходить не от имеющихся под рукой полотенец, чашек, икон, а от тех мировоззрений, тех чувств, которые вдохновляли древних художников и давали им возможность влагать в свои произведения то, что трогает и потрясает нас до сих пор. Должно быть, такая перемена направления была серьезной потребностью в истории нашего искусства и достаточно назрела, так как явился человек, который сделался выразителем этого направления. Он приблизился к чувствам монахов, расписывавших стены монастырей в 11, 12 веках, у него была чистая душа, была вера и энтузиазм».

Деятельность абрамцевской учебной мастерской в конце ХIХ начале ХХ вв. явилась определяющей в развитии кустарных занятий жителей Абрамцева и его окрестных селений. Из её стен вышла не одна сотня талантливых столяров и резчиков.

Читать ещё о женщинах-художницах: Софья Крамская.

-6