Найти тему
Обозреватель.Врн

Как повышали стоимость проезда в общественном транспорте Воронежа

Уже завтра воронежцам придется заплатить за проезд в городских автобусах и троллейбусах на пять рублей больше. А вчера, 18 июля, региональное Министерство тарифного регулирования провело открытое для журналистов заседание правления. Которое, собственно, и приняло решение об изменении стоимости поездки. Корреспондент «Обозреватель.Врн» наблюдал за дискуссией.

Параметры повышения, собственно, были известны и ранее. Напомним, новая стоимость проезда оказалась 33 рубля при оплате наличными и 31 рубль при расчетах с помощью банковской картой.

Пять рублей – и хватит

Перевозчики обратились в мэрию Воронежа за изменением тарифа в конце мая. При этом сами они настаивали на куда более значительном повышении: 38 рублей за безналичный расчет и 41 – за наличный. Однако чиновники, как обычно, несколько поумерили аппетиты руководства транспортных компаний.

По словам заместителя министра тарифного регулирования Воронежской области Ольги Жегульской, для определения итоговой стоимости поездки специалисты структуры провели фактические замеры, пересчитали плановые расходы исходя из пассажиропотока каждого конкретного маршрута. И – пришли к выводу, что 5-рублевого повышения должно хватить для решения основной проблемы перевозчиков – отсутствия водителей.

Одновременно специалисты минтарифов рассчитали возможность воронежцев платить эту сумму. Проанализировав рост зарплат горожан с декабря 2022 года (даты последнего повышения) по апрель 2024-го, они получили показатель в 29,9%. Да и минимальный размер оплаты труда за этот период увеличился на 26%. Итоговый же рост тарифа оказался менее 20%.

Кроме того, в министерстве учли и стоимость проезда в общественном транспорте в других городах-миллиониках, которая оказалась куда более существенной, чем в Воронеже. Так, жители Краснодара платят за поездку 40 рублей, Казани – 38 рублей безналично и 42 налом, а Перми – 37 рублей. На рубль больше, чем будут платить в столице Черноземья, стоит проезд даже в Волгограде – городе с традиционно недорогим тарифом на пассажирские перевозки.

На что же будут тратить перевозчики дополнительные суммы, которые начнут получать с завтрашнего дня?

– Более 50% повышения они направят на зарплату водителей, – уверен руководитель городского управления транспорта Максим Захаров. – Немногим менее четверти этой суммы пойдет на топливо. Оставшиеся средства автотранспортные предприятия вложат в техническое обслуживание подвижного состава. Ведь надо понимать: в среднем один автобус в день проходит по 500 километров!

Индексация – ежегодная?

Чиновники надеются, что увеличение тарифа и последующий за ним рост зарплат решит хотя бы отчасти кадровый вопрос перевозчиков. Например, в одном лишь муниципальном «Воронежпассажиртансе» дефицит водителей составляет 110 человек. Автобусы есть, однако нет желающих на них работать.

Ситуацию проиллюстрировал врио мэра Воронежа Сергей Петрин. По его словам, город продолжает обновлять подвижной состав, в ближайшей перспективе сюда придут 300 единиц новой техники, продолжится замена автобусов малого класса на средний и повышенный. Кто-то должен всеми этими машинами управлять!

Ежегодно в Воронеже растет пассажиропоток. Только в 2022-2023 году он увеличился на 7 млн, и составил 34 млн пассажиров. В этом году динамика сохраняется.

— Мы не питаем иллюзий, что произойдет какое-то резкое скачкообразное изменение. Но мы договорились, что перевозчики будут подавать заявки на индексацию тарифа ежегодно. И так мы выйдем на новый уровень развития городского пассажирского транспорта, – убежден врио градоначальника. – Мы же уже все смирились, что коммунальные услуги подвергаются каждый год индексации на уровне инфляции, либо даже с ее превышением. Отрасль пассажирских перевозок ничем не отличается, здесь схожие проблемы, и не занимаясь ими, мы будем только усугублять ситуацию.

Чудес не предвидится

Нынешнее же повышение тарифа, увы, не позволит воронежцам ждать существенного улучшения качества услуг. По мнению Ольги Жегульской, гарантией существенной модернизации транспортной отрасли может стать только превышение уровня роста тарифа над уровнем инфляции. Чего сегодня не наблюдается.

– У перевозчиков не заложено в текущий тариф существенных источников, которые позволят резко усовершенствовать текущее состояние дел, – пояснила замминистра. – Остается надеяться, что зарплату водителей получится подтянуть до конкурентоспособного уровня, и компенсировать расходы, связанные с техническим обслуживанием, чтобы проводить его на должном уровне.

С Ольгой Жегульской согласился и Максим Захаров, который уверен: большинство проблем перевозчиков лежит в финансовой и технической плоскости. А сложности, с которыми в управление обращаются жители, часто имеют простое объяснение. Например, проблема неработающих кондиционеров, о которой воронежцы в последние дни регулярно пишут в соцсетях.

– У водителя нет своего кондиционера – он пользуется тем, что в салоне. Зачем ему 14 часов сидеть в жаре, когда есть возможность включить климатическую систему? – говорит руководитель. – Но специфика автобуса такова, что двери открываются и закрываются каждые несколько минут, люди заходят и выходят, холодный воздух перемешивается с горячим, пассажиры то и дело открывают форточки, а тут еще и аномальная жара. В таких условиях техника работает на износ и часто выходит из строя. И что лучше в такой ситуации – не выпустить на линию автобус совсем, или выпустить с данной неисправностью, которая через неделю будет устранена?

Таким образом чиновник фактически подтвердил: воронежцам пока придется поездить в душном общественном транспорте. Даже по новому тарифу. Хотя, справедливости ради, муки от жары тут терпят не только рядовые горожане. Корреспондент «Обозреватель.Врн» стал свидетелем того, как после заседания правления в салон автобуса зашел присутствовавший на дискуссии представитель крупной компании-перевозчика «АТП-1» Дмитрий Лосев. Что вселяет надежду: уж коли руководители транспортных компаний пользуются общественным транспортом, то при возможности они точно озаботятся созданием комфорта для пассажиров.

Хотя некоторые чиновники рассчитывают на более внушительные результаты увеличения стоимости проезда уже сегодня.

— Надеемся, что увидим обновление транспорта в ближайшее время, чтобы потом подводить итоги и анализировать результаты нашей работы по пересмотру тарифов, — сказала министр тарифного регулирования Воронежской области Людмила Шелякина.

Ну, надежды – наше все…

Елена Ураева

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц