Найти в Дзене
Николай Головченко

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОБРАЗЦОВ ТКАНЕЙИЗ НЕКРОПОЛЕЙ ВЕРХНЕГО ПРИОБЬЯ ЭПОХИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА

Головченко Н. Н. Некоторые результаты предварительного технико-технологического анализа образцов тканей из некрополей Верхнего Приобья эпохи раннего железа // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 3: Археология и этнография. С. 55–61.

Представлены результаты предварительного технико-технологического анализа образцов тканей, обнаруженных в могиле 1 кургана № 15 некрополя Новотроицкое-1 и погребении 14 кургана № 3 могильника Масляха-1 в ходе экспедиций А. П. Уманского. Описываемые фрагменты тканей представляют собой образцы текстиля: наплечной одежды полотняного плетения из некрученых нитей. Анализ находок позволил установить некоторые особенности декора подола погребальной одежды древнего населения Верхнего Приобья. Автор приходит к выводу о том, что в качестве сырья при изготовлении данного текстиля использовалась шерсть. На основе широкой источниковой базы рассмотрены вопросы, связанные с технологией производства тканей и погребальной одежды населения Северной Азии скифского времени. Особое внимание уделено семантике шерстяной одежды и прически (косички) у населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа.

Ключевые слова: Верхнее Приобье, эпоха раннего железа, археологические ткани, технико-технологический анализ, текстиль.

Одежда и костюм – это не только непременный атрибут культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования общества, но и полноценный исторический источник, несущий важную информацию о различных областях деятельности человека. Этот источник обретает особое значение в тех случаях, когда изучаются бесписьменные народы Сибири и Центральной Азии. Информативность одежды и костюма основана на их материальных и идеальных свойствах, которые определяют утилитарные и символические функции облачений. Для исследователя практические функции костюма сопряжены с информацией о природной среде и экономической организации общества, содержат сведения о деятельности по производству одежды и обуви, ландшафтно-климатических условиях, определяющих использование тех или иных материалов, крой. Семиотические функции костюма отражают этносоциальное устройство общества, религиозно-магические представления, политическую организацию, художественно-эстетические воззрения. Наиболее полную информацию об указанных сферах культуры в концентрированном виде отражает ткань. Целью предлагаемой работы является введение в научный оборот результатов предварительного технико-технологического анализа образцов тканей, обнаруженных при раскопках некрополя Новотроицкое-1 и могильника Масляха-1 эпохи раннего железа. В погребальных комплексах Верхнеобского бассейна в силу существующих климатических условий артефакты из органики, как правило, не сохраняются. Находки археологических тканей в захоронениях единичны и представлены остатками тканей (20 экз.), следами на окислах металлических изделий (37 экз.) и оттисками на керамике (14 экз.) [Грязнов, 1956. С. 59; Троицкая, Бородовский, 1994. С. 60, 117; Могильников, 1997. С. 117; Шульга, 2003. С. 24, 26; Уманский и др., 2005. С. 120; Шульга и др., 2009. С. 17–115]. В пяти из 20 случаев в ходе раскопок были выявлены ткани ворота, в восьми – наплечной одежды. К числу таких находок принадлежат фрагменты подолов из могилы 1 кургана № 15 некрополя Новотроицкое-1 и погребения 14 кургана № 3 могильника Масляха-1, обнаруженные в ходе раскопок А. П. Уманского. В настоящее время названные находки хранятся в Историко-краеведческом музее Алтайского государственного педагогического университета. Описываемые материалы были опубликованы в научных изданиях [Шульга и др., 2009. С. 39], однако без технико-технологической характеристики, которой посвящена настоящая работа. Новизна исследования определяется задачей выявления некоторых особенностей оформления подола наплечной одежды населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа на основе анализа фрагментов тканей из указанных погребений. Интерес к изучаемым объектам историко-культурного наследия определяется тем, что с их помощью можно охарактеризовать текстуру ткани, плетение и способ оформления подола наплечной одежды населения Верхнего Приобья скифского времени. Методическую основу работы составили разработки Т. Н. Глушковой (см.: [Глушкова, 2003а; 2003б; 2006; 2010; Глушкова, Сутула, 2008]). В ходе органолептического анализа находок и осмотра тонины под микроскопом в ее текстуре были выявлены отдельные волокна шерсти.

Рис. 1. Фрагмент наплечной одежды из могилы 1 кургана № 15 могильника Новотроицкое-1 (фото автора)
Рис. 1. Фрагмент наплечной одежды из могилы 1 кургана № 15 могильника Новотроицкое-1 (фото автора)

Исследуемые находки представляют собой фрагменты тканей (полотняного плетения) с пригоревшими к ним органикой и войлоком.

Фрагмент из могилы 1 кургана № 15 Новотроицкого-1 принадлежал поясу № 2, который был расстегнут и уложен слева вдоль ребер умершего воина. Подобное расположение стрелковых поясов зафиксировано в раннескифских могильниках Гилево-10 и Аржан-2. Застегивался он при помощи крепившейся на левом конце пряжки. У левого конца пояса находились бронзовый зооморфный костылек и железная прорезная обойма с подвешенным к ней колчаном, на котором крепилась крупная железная колчанная бляха. На этом колчанном портупейном ремне имелась большая железная обойма. На находившемся в восточной части правом конце ремня обнаружена необычная орнаментированная пластина с прорезью под портупейный ремешок. Она сохранилась в монолите органики на окислившемся фрагменте поясного ремня, и сомнений в первоначальном положении пластины нет. Судя по отверстию и тлену, это была накладная пластина, сквозь которую пропускался портупейный ремешок. Здесь же зафиксировано несколько фрагментов слежавшегося войлока с остатками ткани и кожи, в одном из которых и была найдена орнаментированная пластина [Шульга и др., 2009. С. 39] (рис. 1). Шерстяная ткань плохой сохранности находилась под пластиной.

Рис. 2. Фрагмент наплечной одежды из могилы 14 кургана № 3 могильника Масляха-1 (фото автора)
Рис. 2. Фрагмент наплечной одежды из могилы 14 кургана № 3 могильника Масляха-1 (фото автора)
Рис. 3. Макрофотография ткани из могилы 1 кургана № 15 могильника Новотроицкое-1 (фото автора; без масштаба)
Рис. 3. Макрофотография ткани из могилы 1 кургана № 15 могильника Новотроицкое-1 (фото автора; без масштаба)

Неопубликованные находки тканей из погребения 14 кургана № 3 Масляхи-1 (фрагменты с пригоревшей к ним органикой) были зафиксированы in situ под тазовыми костями погребенного мужчины (рис. 2). Сопроводительный комплекс представлен отдельными элементами поясного набора – пряжкой и кочедыком. Органолептическое и микроскопическое обследование материала дало возможность выявить в его текстуре шерстяные разветвляющиеся волокна (рис. 3). Несколько таких волокон были взяты пинцетом и подожжены, в результате зафиксирован специфический запах паленой шерсти. Это позволило считать основу ткани шерстью, что соотносится с нашими представлениями о развитии ткачества на территории юга Западной Сибири в раннем железном веке [Бородовский, 1989. С. 59; 1995. С. 10; 2013. С. 24–27; Глушкова, 2002. С. 67; 2010. С. 286]. Схожие по текстуре ткани найдены в погребении 9 раскопа № 8 некрополя Новотроицкое-1.

Исследованные ткани полотняного плетения обычной структуры имели неоднородную фактуру (возможно, вследствие плохой сохранности) (рис. 4). Нити предполагаемых «основы» и «утка» не различимы (определения даны в кавычках, так как нам не удалось выявить кромку, позволяющую определить систему основных и уточных нитей), их толщина в образцах почти одинакова. Общее слабое натяжение нитей в полотне ткани, должно быть, свидетельствует о том, что они были изготовлены на простом приспособлении без их жесткого закрепления, возможно, на вертикальном ткацком станке, хотя из-за отсутствия кромок с уверенностью говорить об этом нельзя. Изучаемый объект небольшой по размерам, явных ошибок в плетении не имеет. Обе описанные находки происходят из мужских погребений большереченской культурно-исторической общности. Из контекста находок и их интерпретаций, следует, что они имели прямое отношение к воинскому поясному набору, а судя по остаткам шерстяных тканей, и к мужской наплечной одежде. Рассмотрев материал, можно предположить, что погребенные мужчины были одеты в несколько облачений: нижнее – текстильное, и верхнее – войлочное, стянутое поверху кожаным поясом с сопутствующей фурнитурой. Войлочная накидка была распашной, в то время как текстильная одежда, вероятнее всего, нет. К сожалению, не выясненным остается вопрос о длине нижних пол одеяния. Скорее всего, они были длинные, как на скифском кандисе.

Рис. 4. Схема полотняного плетения исследованных тканей
Рис. 4. Схема полотняного плетения исследованных тканей

Аналогичные нашим материалам ткани обнаружены в погребальных памятниках Западной Сибири, Горного Алтая и пустыни Такла-Макан [Глушкова, 2002; Binghua, Mair, 2001; Полосьмак, Баркова, 2005]. В качестве примера обнаружения остатков археологического текстиля, схожего с рассмотренными выше, можно упомянуть мешочек для зеркала с памятника Карбан [Головченко, 2016]. Заметим, что шерсть как сырьевая основа одежды была тесно связана с верованиями различных народов мира, в том числе индоиранских. К примеру, в Ригведе нередки сравнения хорошего жертвенного приношения, выполненного по обряду, с качественно выделанной шерстью [Ригведа, 1999. С. 11]. Обращаясь к Апри (персонифицированное название литургических гимнов, приглашающих богов к жертвоприношению. – Н. Г.), гимнопевец просил жертву: «Мягкая как шерсть растелись» [Там же]. Не вызывает сомнений солярная символика находок. Аллегорически ткачество сравнивалось с движением Солнца по небосклону, а шерсть (ткань) – с солнечным светом: «Такова божественная природа Сурьи, таково величие: посреди работы он собирает натянутую ткань» [Ригведа, 1989. С. 140]. Деятельность Сурьи (ежедневный восход и заход Солнца. – Н. Г.) один из авторов гимнов сравнивал с ежедневным пением гимнов: «Соткан мой труд, и снова ткется все он же» [Там же. С. 132]. Примечательно, что Сурья – солнечное божество, ткач, имел своим аватаром барана, образ которого часто фигурирует на головных уборах кочевников, а из бараньей шерсти изготавливалась одежда. Ношение одежды и процесс ее изготовления становились сакрализованными, своего рода обрядами с сопутствующими им ритуалами, вероятно, связанными с приобщением погребаемого носителя к фарну божества [Бородовский, 2004; Головченко, 2015]. Таким образом, результаты анализа рассмотренных фрагментов ткани позволили нам говорить о способе оформления подола наплечной одежды, семантической сочетаемости сырьевой основы и уровней одежды. Это расширяет наши представления о традициях покроя одежды населения Верхнеобского бассейна эпохи раннего железа. Полученные данные дают возможность также наметить направления дальнейшего изучения археологического текстиля в рамках предметного комплекса одежды древнего населения Северной Азии.

* Исследование проведено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-50-00036)

Список литературы

Бородовский А. П. К вопросу об использовании костяных орудий из ветвей нижних челюстей с зубами крупного рогатого скота (по материалам эпохи бронзы и раннего железного века из Новосибирского Приобья) // Археологические исследования в Сибири. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1989. С. 59–60.

Бородовский А. П. Предметы примитивного прядения как индикатор этнотерриториальных границ Горного Алтая в эпоху раннего железа // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1995. Т. 2. С. 9–12.

Бородовский А. П. Фарн скифского времени в Сибири и особенности изображения рога // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 4 (20). С. 135–140.

Бородовский А. П. Проблемы реконструкции специализации производств по обработке органических материалов на юге Западной Сибири в эпоху палеометалла // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2013. № 3 (23). С. 24–27.

Глушкова Т. Н. Археологические ткани Западной Сибири. Сургут, 2002. 206 с.

Глушкова Т. Н. Информативные возможности археологического текстиля Западной Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003а. Т. 9, ч. 1. С. 320–323.

Глушкова Т. Н. Схема технологического описания археологического текстиля // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2003б. Т. 9, ч. 2. С. 203–206.

Глушкова Т. Н. Текстильные центры и традиции (на примере технологического изучения коллекций археологического текстиля раннего железного века из Южной Сибири) // Производственные центры: источники, «дороги», ареал распространения: Материалы тематической науч. конф. СПб., 2006. С. 185–189.

Глушкова Т. Н. Возможности историкокультурных реконструкций по результатам изучения древнего текстиля как исторического источника // Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. тр. Казань, 2010. Ч. 1. С. 285–288.

Глушкова Т. Н., Сутула А. В. Методология и методика источниковедческого исследования археологических текстильных материалов // Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции. Томск: Аграф-Пресс, 2008. С. 31–34.

Головченко Н. Н. Поиск параллелей предметному комплексу одежды населения Верхнего Приобья эпохи раннего железа в гимнах Ригведы // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2015. № 1 (33). С. 111–116.

Головченко Н. Н. Результаты предварительного технико-технологического анализа мешочка для зеркала из некрополя Карбан-2 (Горный Алтай) // Вестн. Новосиб. гос. унта. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 5: Археология и этнография. С. 44–49.

Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // МИА. № 48. М.; Л., 1956. 163 с.

Могильников В. А. Население Верхнего Приобья в середине – второй половине I тысячелетия до н. э. М., 1997. 195 с.

Полосьмак Н. В., Баркова Л. Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III вв. до н. э.). Новосибирск: Инфолио, 2005. 232 с.

Ригведа. Мандалы V–VIII. М.: Наука, 1989. 754 с.

Ригведа. Мандалы I–IV. М.: Наука, 1999. 767 с.

Троицкая Т. Н., Бородовский А. П. Большереченская культура лесостепного Приобья. Новосибирск: Наука, 1994. 184 с.

Уманский А. П., Шамшин А. Б., Шульга П. И. Могильник скифского времени Рогозиха-1 на левобережье Оби. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 204 с.

Шульга П. И. Могильник скифского времени Локоть-4а. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2003. 204 с.

Шульга П. И., Уманский А. П., Могильников В. А. Новотроицкий некрополь. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. 329 с.

Binghua Wang, Mair Victor H. Xinjiang Gushi: Gudai Xinjiang Juminji Qi Wenhua (The Ancient Corpses of Xinjiang: The Peoples of Ancient Xinjiang and their Culture). Xinjiang, 2001. 245 p. (на англ. яз.)

ON RESULTS OF THE PRELIMINARY TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL ANALYSIS OF TISSUE SAMPLES FROM THE NECROPOLIS OF THE UPPER OB DATED EARLY IRON AGE

Purpose. The aim of the article is to introduce the results of our preliminary technical and technological analysis of tissue samples found in the graves of necropoleis Novotroitskoye-1 and Maslyaha-1 discovered during A. P. Umansky’s expedition. We analyze the materials that have already been published in journals but have not become the object of a focused study yet. The findings discussed are stored in the Historical museum of Altai State Pedagogical University. Our analysis sheds light on features typical for sash decor of the burial clothes of the ancient population of the Upper Ob Region.

Results. The tissue fragments analyzed include two samples, a shoulder dress plain weave and a sash gate made with non-woven strands held together by a seam over the edge. The analysis of tissues shows that the material used for manufacturing such clothes was wool. We used a broad source base to consider the technology of weaving fabrics and garments for funeral that was typical among the population of northern Asia in Scythian times. Woolen clothes and hairstyles in the Upper Ob Region basin in the Early Iron Age are connected with the people’s beliefs, in particular the IndoIranians. For example, in the Rig Veda we often meet a comparison of the sacrificial offerings made to the rite with qualitative dressed hair. The wool-making process itself might have been a social procedure, a kind of rites with accompanying rituals probably related to the initiation of the medium buried to Farnham deity. Similar findings were discovered in the burial sites in Western Siberia, the Altai Mountains and the Taklimakan Desert.

Conclusion. The findings described belong to similar contexts, male burials of the Bolsherechye cultural-historical community and are connected with solar symbols due to the process of weaving resembling the sun moving in the sky. Based on the topography of the findings and our interpretation, the findings are directly related to the military belt sets. Our analysis shows that the dead used to wear two layers of clothes made of different fabric. We also discovered a previously unknown way of decorating a sash dress with lace, which probably played a certain semantic role. There is a notable semantic compatibility between the resource base and the layers of clothing, which expands our understanding of tailoring traditions among the population of the Upper Ob basin in the Early Iron Age. The results obtained allow us to address the issues related to archaeological textiles of the ancient population of Northern Asia more specifically.

Keywords: Upper Ob basin, Early Iron Age, technical and technological analysis, textiles.