В последнее время в социальных сетях часто встречаются материалы, ярко живописующие «мрак и ужас русской провинции». «Сюжетная канва» популярного жанра, как правило, сводится к следующему:
1.«Древо жизни» зеленеет лишь в границах Московской кольцевой дороги. А за её пределами - сплошное запустение, тлен и разруха;
2.В малых городах, да и в областных центрах царят бескультурье и повальное пьянство. В упадке находится городское хозяйство и социальная сфера – населённые пункты плохо благоустроены, завалены мусором;
3.Наглядный пример тому – мусорные отвалы и помойки, едва прикрытые лакированными фасадами всяких там «Золотых Колец», фольклорных заповедников и пр. А стоит отойти пару шагов от раскрученных красот – вам такой смачный «сюрр-арт» откроется… Словом, отечественные туристические маршруты – не более чем потёмкинская показуха, дурят нашего брата!
Невольно вспомнился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В критическом задоре он изобразил зажиточное ярославское село Заозерье, с процветающей торговлей и ремеслами, с бурно растущим, сметливым и предприимчивым (2,5-тысячным(!) населением – как гнетущее исчадие «Пошехонской старины», где «аборигены … в трех соснах заблудиться способны».
Однако, «недалёкие аборигены»: это об искуснейших кузнецах и плотниках Заозерья?? (в романе – Заболотья) Советские литературоведы отзывались о творчестве сатирика: «С-Щедрин бичевал пороки царского самодержавия». В итоге, как известно, самодержавие было искоренено, а саму Россию чуть было не «забичевали» до смерти …
Спору нет, жизнь в глубинке и сегодня складывается трудно. При желании везде можно отыскать покосившиеся сараи и мусорные отвалы. Но увольте, иногда хочется найти среди убойной «чернухи» положительные примеры.
Так, отрадно было встретить, и не где-нибудь, а в самом сердце русской провинции, на подступах к воспетому классиком Пошехонью(!), белую церковь Жен Мироносиц (1776-1783). Выглядит она как картинка. Колокольня храма построена по проекту архитектора Андрея Михайловича Достоевского, брата всемирно известного писателя.
Скажете, редкое исключение, показушный лубок, прикрывающий масштабную панораму утрат? Ведь не секрет, повсюду немало церковных развалин.
Но приходилось видеть в провинции и другие, воскресшие из небытия храмы – в Андреевском, Ильинском, Прозорове, Вятском, Семеновском, Арефине, Бурмакине, Гавшинке, Левашове, Диевом Городище …
В качестве ещё одного положительного примера можно привести Нерехту - городок провинциальный, исконно русский. Небольшой райцентр в 40 км от Костромы на протяжении последних лет доводилось посещать неоднократно.
И каждый раз Нерехта удивляла своим неукротимым стремлением к позитивным переменам, настойчивым «драйвом» к лучшему! Свои храмы нерехтчане восстановили почти все, открыли интересные музеи, благоустроили городские парки.
О 2-х парках г. Нерехты хочется рассказать поподробнее.
Парк им. Ленина (Крякутного)
Чудесно преобразился в последнее время главный городской парк им. Ленина. О таких «местах отдыха советских трудящихся» Владимир Высоцкий с чувством пел:
- Там стоит культурный парк по-над речкою
Ретро-имидж, привлекательный для старшего поколения, сохранён здесь чин по чину. Вход в зелёную зону украшен «ленинскими пропилеями».
А в центре парка красуется памятник пролетарскому вождю, установленный на солидном постаменте.
Но есть в парке и местная «изюминка» - обелиск в честь полета на шаре первого русского воздухоплавателя, уроженца Нерехты, подьячего Крякутного. Это событие по последним данным, относится, скорее, к роду легенд. Но жители Нерехты бережно хранят память о своём земляке. В городе в его честь открыт «Музей мечты», проводятся фестивали воздушных шаров.
Но главное, ландшафтные реконструкторы верно подметили уникальное достоинство этого парка – прямо по его территории протекает речка Нерехта. И на всем протяжении, около полукилометра, ей сопутствует аллея, находящаяся в десятке метров от воды. Приятно посидеть в теньке, наслаждаясь свежей речной прохладой!
И полюбоваться здесь есть чем! Сильно впечатлила панорама старинных храмов, открывающаяся из парка. Ну, очень эффектно возвышаются над береговой кручей купола местных церквей: Варваринской (1787), Богоявленско-Никольской (1725), Владимирской (1685). Последняя, самая древняя, недавно полностью реставрирована.
Некоторый диссонанс в благостную идиллию вносит сиротливый останец Казанского собора (1709), окруженный жутковатого вида цехами и подсобками хлебопекарного предприятия. Факт, его давно бы пора реставрировать, избавить от наносной шелухи!
Требование это назревшее. В ином случае градообразующий центр перспективного туристического кластера – с целыми кварталами старинной купеческой застройки и ансамблями двух ближних монастырей – Троице-Сыпанова и Тетеринской пустыни – увы, просто не сложится. Несусветный вид собора сильно портит исторический облик города.
Однако вернёмся в парк. Порадовало, что сюда приходит много детей и молодежи. Физкультурные тренажеры, детские площадки – все было востребовано, окружено спортивным азартом, оживлено звонкими голосами.
Показалось, что «древо жизни» зеленеет здесь ничем не хуже, чем в многолюдной московской зоне отдыха «Перово».
Пьяных в парке не попалось ни одного
Парк «Ткацкий двор»
Но настоящим открытием стал новый парк Нерехты – «Ткацкий двор».
Пишут, что ещё до революции на этом месте располагался городской бульвар с раскидистыми липами
В советские годы здесь любили отдыхать рабочие местного градообразующего предприятия – крупного льнокомбината. Играл духовой оркестр, устраивались аттракционы и танцы. Но в лихие 90-е годы всё пришло в запустение.
И вот, теперь можно снова пройтись по тенистой аллее с двухсотлетними липами.
Надо сказать, создатели нового парка отнеслись к своему детищу по-творчески и ответственно - с любовью к родному городу. Парк хорошо спроектирован с разделением на верхнюю «липовую», и нижнюю «речную» зоны.
Внизу, среди прогулочных дорожек, установлен памятник отцам-благодетелям Нерехты: купцам Аполлинарию Брюханову, Борису Дьяконову и Андрею Сыромятникову. На фоне колоритной компании горожане любят делать селфи.
Неизменной популярностью пользуются скамьи-качели, романтично подвешенные на кованых цепях.
Здесь напрашивается еще один памятник – писательнице Елизавете Дьяконовой, уроженке Нерехты, активно боровшейся за права женщин. Монумент имел бы шансы стать местом всеобщего поклонения наших феминисток, да и просто деловых устремлённых дам!
Право, это было бы очень в тему. Она писала о родном городе: «Как хороши были вечера, которые я проводила одна в Нерехте. Бывало, встанешь перед окном своей комнаты наверху и смотришь: внизу раскинулся тёмною массой город, не видно реки из-за темноты, за городом молчаливо чернеет лес. Нерехта спит, кругом всё тихо, в маленьких домишках почти нигде нет огня».
Наверх, как в имперские времена, ведет торжественная 4-х маршевая лестница с фигурными балюстрадами.
А там полно разного рода диковинок, исполненных с неистощимой выдумкой и фантазией. Так, парковую скульптуру «Восемь храмов Нерехты» нужно обойти по кругу, чтобы рассмотреть во всех подробностях. Признаюсь, распознать все церкви удалось лишь со второго круга.
Интересны композиции на текстильную тему – «ворота мануфактуры», стелы «домашние прялки» и «ткацкий стан».
И даже урны возле фирменных скамеек стилизованы под мотки ниток. Однако, прикольно.
Отдельно расположена детская игровая зона с очаровательным «арт-объектом «Клубки-нитки». Жаль, яркая раскраска клубков за прошедшую зиму несколько пожухла.
В завершение приятно было полюбоваться тихой речкой Нерехтой, пройтись по сводчатому мостику.
В итоге никакого желания отыскивать в городе помойки и мусорные отвалы не возникло, увольте. Впечатления от поездки в костромскую глубинку, вопреки модному тренду, сложились по большей части положительные