Легенда о подьячем Крякутном, поднявшемся в небо раньше братьев Монгольфье, занимает особое место в ряду исторических мистификаций.
Потому как, купились на неё абсолютно все – от гимназистов-приготовишек до маститых академиков. При Советской власти живописцы посвящали «отважному воздушному первопроходцу» свои полотна, пионеры изучали его подвиг на уроках.
А началось все с того, что в 1901 г. в журнале «Россия» была опубликована рукопись знатока и собирателя древностей Александра Сулакадзева (1771-1829). Тот якобы отыскал в записях своего деда, служившего в XVIII веке в рязанской воеводской канцелярии, удивительное письменное свидетельство:
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушел в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
И видно, столь сильно запало это предание в русскую душу, что как-то само-собой легенда о Крякутном утвердилась в народном сознании на правах достоверного факта.
В 1916 году составители словаря Брокгауза и Ефрона включили сведения о Крякутном в своё новое 29-ти томное издание. Многочисленные упоминания о нем появились на страницах книг об истории отечественного воздухоплавания. Дань Крякутному отдавали научные монографии и школьные учебники. Посвященная ему статья была размещена в Большой Советской Энциклопедии.
В 1956 году в СССР издана почтовая марка в честь 225-летия полёта Крякутного, а на его родине – в Нерехте установлен памятный обелиск. Его именем была названа одна из городских улиц.
Но вскоре у историков появились серьёзные сомнения по части подлинности знаменательного события.
Дело в том, что в ходе исследований всё более отчётливо выявлялась сущность Сулакадзева как изощрённого фальсификатора российских древностей. Бывший прапорщик Преображенского полка, современник Пушкина и Карамзина, несомненно, обладал солидным багажом исторических познаний. Им была собрана уникальная библиотека из 260 летописных свитков и 600 рукописных книг.
Но одновременно, будучи человеком тщеславным и безудержным фантазёром, Сулакадзев не гнушался подделывать древние тексты в погоне за историческими сенсациями.
Так, много шума наделал «Боянов гимн», объявленный им подлинником IV-V вв. Столь же скандальную известность получили обнародованные Сулакадзевым псевдоязыческие тексты: «Вещания славянских жрецов» и «Оповедь». Многие исследователи связывают с его именем «Велесову книгу», по сей день вызывающую яростные споры.
И увы, в записях о Крякутном также обнаружились следы явной фальсификации. Так, в 1958 г. историку В.Ф. Покровской удалось выявить, что в строке «подьячий нерехтец Крякутной фурвин» имелись признаки грубой подчистки. Вместо «нерехтец» в тексте изначально значилось «немец», а вместо «Крякутной» - «крщеной» (т.е. «немец крещёный»).
Сам же факт полета никак не подтверждался ни документами рязанской канцелярии, ни архивными источниками местной епархии.
Таким образом, «полёт Крякутного» на поверку оказался досужим вымыслом. А сказочка – она и есть сказочка. Что с неё взять! Разве что иронически улыбнуться: ну как же долго амбициозному псевдоисторику удавалось вводить в заблуждение высокое научное сообщество!
И всё ж недаром в песне поётся:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор
В 1900 году в деревне Крюково Нерехтского уезда в семье крестьян Новиковых родился мальчик, в святом крещении нареченный Александром.
В годы Великой Отечественной войны ему суждено было стать командующим советскими Военно-Воздушными Силами, Главным Маршалом авиации РККА, прямым оппонентом командующего Люфтваффе Германа Геринга.
И верно, глубоко символично, что памятники обоим покорителям неба - легендарному летуну Крякутному и реальному летчику Новикову стоят в Нерехте совсем рядом. Первый находится в уютном парке на берегу живописной речки Нерехты, другой – на высокой правобережной круче.
И музеи, посвященные «крылатым нерехтцам», также соседствуют буквально бок о бок:
- Крякутному посвящен здешний «Музей Мечты»;
- О жизни Маршала авиации Новикова (1900-1976) рассказывает филиал Нерехтского краеведческого музея на ул. Володарского,9
В недавней поездке в Нерехту довелось посмотреть обе экспозиции.
При входе в «Музей Мечты» вас встречает воздушный шар – ну совсем такой, как рисовался в богатом воображении Сулакадзева.
А вот обстановка избы 18-19 вв. здесь представлена вполне реальная. Видится, что жили наши предки, хоть и без гламурных изысков, но в среде здоровой и разумно организованной.
С юмором изображен и сам Крякутной, «обдумывающий детали предстоящего полёта»
Старинные литографии на стенах сочетаются с современными изображениями «аэронафта», летящего на воздушном шаре.
Крякутному явно было о чем поговорить с другим колоритным персонажем – бароном Мюнхгаузеном.
Да, всё прикольно и забавно …
Но не случайно режиссер Андрей Тарковский, творец вдумчивый и серьёзный, почти дословно воспроизвел легенду о русском летуне в начальной новелле «Андрея Рублёва»! Его фильм называли «потрясающе реалистичным проникновением в мир древней Руси» …
И образным лейтмотивом киноленты стал ликующий крик смельчака, парящего над земной твердью: «Лечу-у»!
Русского человека издавна окрыляла высокая мечта. Она придавала ему силы в суровых испытаниях.
Так, крестьянский отрок Саша Новиков с детства мечтал освоить мирную профессию педагога. В 1915 году он поступил в Хреновскую учительскую семинарию (близ г. Вичуги), после окончания которой в 1918 г. стал работать школьным учителем в селе Пешево родного Нерехтского уезда.
Но грянула Гражданская война, и юноша вступил в ряды Красной Армии. В 1922 г. образованный красноармеец был направлен на командные курсы «Выстрел», а в 1927 поступил в Военную Академию им. М.В. Фрунзе. По её окончании в 1931 году Новиков возглавил штаб корпуса Белорусского военного округа, а в 1933 г. послан на усиление командного состава ВВС.
На новом месте Новиков успешно освоил специальность авиационного штурмана, выказав при том уверенное владение навыками командира лётного соединения.
Великую Отечественную войну он встретил на посту командующего ВВС Северного фронта. Наша авиация под его началом стойко отражала яростные налёты немецких воздушных армад на Ленинград и Дорогу жизни.
И в апреле 1942 г. генерал-лейтенант А.А. Новиков был назначен командующим ВВС РККА. Выдвинутое им предложение о реформе боевой авиации получило одобрение в Генштабе и Ставке.
Согласно ему на базе фронтовых ВВС были сформированы воздушные армии, в состав которых, взамен смешанных соединений, входили однородные части – истребительные, бомбардировочные, штурмовые, военно-транспортные и др.
Это позволило создать ударные авиационные группировки, силу которых вскоре ощутили на себе немецкие асы. Существенным вкладом в победу в Сталинградской битве стал разгром воздушного транспортного моста, устроенного фашистами для снабжения окруженной армии Паулюса. Потери немцев составили не менее 480 самолетов (Ju-52, He-111, Ju-86 и др.) И вместо заявленных Герингом 500 тонн грузов в день в котел доставлялась лишь их малая часть.
Но коренной перелом в жестоком противостоянии «Сталинских соколов» и асов Люфтваффе произошел в ходе грандиозного воздушного сражения над Кубанью в апреле – июне 1943 г. Немцы в очередной раз рассчитывали изменить ход войны посредством массированного применения авиации.
По их замыслу, войска большевиков должны были разбиться о мощную оборону, проходящую по «Голубой линии» через Таманский полуостров. И роль сокрушительного «Вундерваффе» (нем. Wunderwaffe – чудо-оружие) должны были сыграть новейшие модификации истребителей Ме-109 и Fw-190.
Но неприятным сюрпризом для фашистов стало появление в небе большого количества советских истребителей нового поколения: Ла-5 и Як-7б. Они мало уступали в скорости «Мессерам» и «Фоккерам», а по маневренности даже превосходили их. Также противнику впервые всерьёз пришлось столкнуться с «Аэрокобрами», поступившими по ленд-лизу.
В воздушных сватках, в которых зачастую одновременно участвовало до 50-100 самолетов, немцы несли существенные потери от шквального огня 20-ти миллиметровых пушек, входивших в штатное вооружение наших истребителей.
Чудовищное напряжение борьбы ярко отразил в своей песне Владимир Высоцкий:
Вот сзади заходит ко мне «Мессершмитт».
Уйду — я устал от ран.
Но тот, который во мне сидит,
Я вижу, решил на таран!
Что делает он, ведь сейчас будет взрыв!..
Но мне не гореть на песке, -
Запреты и скорости все перекрыв,
Я выхожу из пике!
Враги бросали в бой всё новые авиационные эскадры: 1-ю, 3-ю, 51-ю, 52-ю, 55-ю, 27-ю, 77-ю … Но добиться решающего превосходства в воздухе так и не смогли. В схватках гибли лучшие немецкие пилоты.
Мощь же авиационных ударов ВВС РККА неуклонно нарастала. Истребительные и штурмовые дивизии, созданные главкомом А.А. Новиковым, в полную силу проявили себя на Курской дуге.
Затем были яростные воздушные сражения над Белоруссией и Прибалтикой, и наконец, над территорией Третьего Рейха. В феврале 1944 г. Александр Александрович Новиков был назначен Главным Маршалом авиации, в 1945 г. дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
Но в марте 1946 г. воздушный Маршал Победы был внезапно отстранён от должности главкома ВВС, арестован и заключен в тюрьму. Говорят, причиной тому послужил острый конфликт с сыном вождя – генералом авиации Василием Сталиным. И лишь в 1953 году А.А. Новиков был полностью реабилитирован и восстановлен в звании Маршала.
Сегодня неотъемлемой частью мемориала Маршала Новикова является реактивный самолет L-29. Здесь, как и с полётом Крякутного, не всё гладко. Конечно, на постаменте лучше бы смотрелся фронтовой «Лавочкин» или «Яковлев». Но где ж их взять?
Хотя, изделие чешских «братушек» (в кавычках) - машина тоже вполне рабочая. На ней начинали свой путь в небо многие советские лётчики.
В заключение хочется сказать, что память о Крякутном жива в народе, несмотря на все громкие разоблачения. Так, недавно в Нерехте состоялся посвященный ему фестиваль воздушных шаров. Участники стартовали прямо из центра города - с площадки возле соборной колокольни. И верно, в небо их также влекла мечта, ставшая из утопии силой созидательной и победной