Нерехту часто сравнивают с Суздалем. Верно, оба маленьких городка сохранили богатое культурное наследие.
Но Нерехта, пожалуй, даже теплее, душевнее. К примеру, зимой при входе в храм вам дадут пушистый веник – «Вот, ноги-то от снега по-оммахните. А на колокольню пойдёте, так посматривайте – лестница у нас шибко крутая» …
И точно, поднимаясь по таким ступеням, нужно было «глядеть в оба»: отвесные каменные лазы явно были рассчитаны на людей стройных и подтянутых.
Зато с колокольни открывалась широкая панорама заснеженного городка – с россыпями домов, с дымными клубами над крышами, с золотыми крестами церквей …
Скажем сразу – посмотреть все здешние красоты за один зимний день не получилось. Под конец рассчитывали побывать в пригородной Тетеринской пустыни. Она знаменита 62-х метровой колокольней, построенной по проекту итальянского архитектора Маричелли. Но, наведаться туда времени не хватило.
Нерехта лежит в стороне от раскрученных туристских трасс: от Костромы её отделяют 45 км «сусанинских» лесов. Но прогуливаясь по городу, отрадно было отметить, что здешние памятники приведены в божеский вид. К чести горожан, свои храмы они восстановили почти все.
Так, на пересечении главных магистралей возвышается возрожденная Богоявленская церковь. Она отлично исполняет роль градообразующего центра - высокая «свеча» колокольни видна с любой точки Нерехты.
Городскую площадь украшают торговые ряды, построенные в 1820-х годах по проекту архитектора Н.И. Метлина.
Местные знатоки подскажут точное количество колонн – 23. Изнутри их кажется гораздо больше.
Рядом высится 60-ти метровая Казанская колокольня (1837-1848). Еще недавно её состояние внушало опасения, но сейчас столп реставрирован с укреплением связующих балок.
Из гражданских зданий интересен особняк купца Хворинова, торговца льняным полотном. Построен он в конце XVIII века по проекту архитектора Степана Воротилова. Два корпуса, поставленных под острым углом, образуют округлый «мыс».
По свидетельствам, в доме останавливался император Павел I, возвращавшийся в Петербург из путешествия в Казань. Вместе с сыновьями Александром и Константином он прибыл в Нерехту 3 июня 1798 года.
Хворинов показал себя хозяином радушным и хлебосольным. За трапезой стол ломился от яств, в числе коих были осетрина по-царски и тушеная зайчатина с брусничной подливой.
Затем самодержца проводили почивать на пышные пуховые перины. А утром Государя бурно приветствовал собравшийся под окнами народ. Отставные солдаты выстроились «во фрунт», отдавая ему честь.
Отлично выспавшийся и растроганный теплым приемом Павел изволил одарить Хворинова золотыми часами.
Архитектору Воротилову приписывается и проект Преображенской церкви (1787-1800). Действительно, объем храма со скругленными углами чем-то напоминает особняк Хворинова, показанный выше. Памятник выдержан в хороших формах екатерининского барокко, значителен и торжественен.
Единственный пока еще не восстановленный приходский храм Нерехты – Благовещенская церковь (1713). Но перемены и здесь налицо – здание передано Костромской митрополии, в одном из приделов возобновились службы (под главкой с золотым крестом). Заново возводится колокольня. Она также была творением архитектора Воротилова.
Центральная магистраль города – улица Ленина, бывшая Суздальская
У здешнего начальства хватило ума не загромождать исторический центр многоэтажными домами. Основу городской застройки здесь по-прежнему составляют старинные купеческие особняки.
Во многих домах сегодня располагаются различные учреждения и районные организации.
Другие по-прежнему используются под жильё и торговые заведения. А целом Нерехта дает яркое представление об облике российского уездного города 19 века
Живописный колорит вносит в облик Нерехты протекающая через весь город одноименная речка.
Внимание привлекло большое здание в сквере им. маршала авиации Новикова. Неужто 18 век, или таки поздняя стилизация? Предчувствия не обманули: в Нерехте сохранился редкий памятник елизаветинского барокко – корпус полотняной мануфактуры купца Пастухова 1761 года.
Позже в нем находились присутственные места, в а 1812-1815 гг. жили пленные французы. Важно, что позднейшие искажения памятника практически не коснулись – он никогда не подвергался серьезной перестройке.
Монумент в сквере посвящен Александру Александровичу Новикову (1900-1976) - уроженцу Нерехтского уезда, командующему Военно-Воздушными Силами РККА (1942—1946), маршалу авиации.
Под его началом наши «соколы» к исходу Сталинградской битвы на равных вели поединки с асами Люфтваффе. А в грандиозном воздушном сражении над Кубанью смогли переломить ситуацию в нашу пользу.
Здесь больше подошел бы фронтовой ЯК-3 или штурмовик Ил-2, но где ж их взять? Л-29 «Дельфин» тоже машина рабочая, на ней осваивали небо многие советские летчики.
Ни на день не закрывалась в советские времена Воздвиженская церковь (1788). В годы Великой Отечественной войны здесь совершались молебны за победу Русского воинства. Облик храма скромен и мечтателен, полон обаяния русской провинции.
Старейший памятник города – Сретенский монастырь.
Монастырский собор во имя Владимирской Богоматери построен в стиле ярославского зодчества в 1678-1686 гг. После недавней реставрации храм вновь предстал во всей красе.
И наконец, лучший памятник Нерехты - церковь Святой Великомученицы Варвары (1770-1787). Она построена Степаном Воротиловым в стиле зрелого барокко, совершенна по композиции и гармонична в деталях.
Храм изысканно красив, по «дворцовому» статен, и вполне мог бы украсить усадьбы даже видных царедворцев.
Далее наш путь лежал к чтимой святыне Нерехты – Троице-Сыпанову монастырю. Но о нём расскажем в следующей статье.