Продолжение статьи "Знакомьтесь. Нерехта"
Издавна мир и покой Русской Земли охраняли святые угодники. Есть свой небесный защитник и у «града» Нерехты. Это Преподобный Пахомий Нерехтский, близкий ученик Сергия Радонежского. В середине XIV века он основал в двух верстах от города Троице-Сыпанов монастырь.
Ещё о Пахомии известно, что он обладал талантом иконописца, усердно наставлял мирян на житие праведное, и творил многие чудеса: исцелял болящих и бесноватых, ограждал Нерехту от пожаров и моровых поветрий …
Умер он в 1384 г., и был погребен в рубленом Троицком соборе. При строительстве в 1675 году каменного здания мощи Пахомия были чудесно обретены, а сам подвижник причислен к лику святых. В 1764 году на территории обители открылась церковная школа для мальчиков.
Духовная жизнь Троице-Сыпанова монастыря была прервана в 1930-е годы. Но никакие запреты и гонения не могли остановить поток людей, идущих к источнику святого Пахомия. Воды его считались целительными, особенно при болезнях ног. Кладезь засыпали битым кирпичом, трамбовали бульдозерами. Но живая струя упорно пробивалась наружу…
В 1993 году монастырь был возвращен Русской Православной церкви в статусе женской обители. Восстанавливали его всем миром: приносили иконы, содействовали в трудах, помогали деньгами. Сейчас реставрация ансамбля почти завершена.
Чтобы попасть к стенам обители, нужно совершить крутое восхождение. По правде, после дня, проведенного на ногах, оставалось лишь надеяться на «второе дыхание». Но, о чудо, подъем на кручу показался легким и приятным.
Впору было вспомнить букву Писания: «И пришел ко мне один из семи Ангелов, ... И вознес меня в духе на гору, и показал мне…город …который нисходил с неба от Бога». (Иоанн Богослов, откровение 21:10)
И действительно, Троицкий храм возвышается на холме, подобно Граду Небесному. Отрадно, что сохранился не только сам памятник, но и окружающая его среда с живописной речкой Гридевкой. Как сказано в житии Пахомия, избранное им место «отличалось красотой, было возвышенно и поросло лесом». Таким оно видится по сию пору.
Нужно отметить, монахини под началом игуменьи Алексии возложили на себя милосердную обязанность призрения ближних. Во вновь возведенных зданиях открыты богадельня и приют для девочек-сирот. Подопечные окружены здесь вниманием и заботой. Для обеспечения монастырской общины продуктами на 20-ти гектарах земли действует подсобное хозяйство с молочной фермой.
После монастыря решили заглянуть в местный краеведческий музей. Он находится в здании бывшей фабричной больницы, построенной 1905-1907 гг. местным заводчиком Константином Аполлинарьевичем Брюхановым для своих рабочих.
Экспозиция понравилась – в залах светло и просторно. И главное, все вещи доступны для осмотра, нет ограждающих ленточек типа «ближе подходить не моги».
Представлено много старинной мебели в хорошем состоянии:
Горка, начало конец 19 – начало 20 в.
Дубовый трельяж и кресла, конец 19 – начало 20 вв.
Секретер и кресло, начало 20 в.
Кровать со спинками из орехового капа, вторая половина 19 в.
Кожаный диван, начало 20 в.
Сюжеты музейных фотографий напомнили сцены из пьес Островского:
Купеческая дочка Соня Корсакова под стать красавицам Бориса Кустодиева – ну чем не «Русская Венера»!
Запомнился зальчик с классом старой школы. Со слов сотрудницы музея, на нынешних школяров неизгладимое впечатление производят воспитательные розги – атрибут дореволюционной педагогики (стоят в кадушке за шкафом). На экскурсиях ученики живо обсуждают, кому сколько всыпали бы за шалости. И какая учительница с этим лучше всего справилась …
Заинтересовали надписи на юбилейных стаканах: «1889-1914. В память 25-ти летия 3-го кадрового обозного батальона». Эти русские солдаты-обозники были предками фронтовых шоферов Великой Отечественной.
Один из залов музея посвящен небывалому взлету Нерехты на рубеже 19-20 вв. Купцы Брюхановы построили в городе крупную льноткацкую фабрику. В 1913 году на ней трудилось 1300 человек. На фабричные кредиты рабочие обзаводились имуществом, строили дома, отправляли своих детей на учёбу в Кострому.
Об этом рассказывает экспозиция зала промышленности и ремесел:
Керамический камин из рабочего кабинета фабриканта К.А. Брюханова, конец 19 в.
Конторский стол. Слева сейф производства «Сущевскаго завода, г. Москва»:
О насыщенной культурной жизни Нерехты свидетельствуют театральные афиши 1910 г. Билеты, однако, стоили 2 рубля. Надо думать, по нынешнему курсу это составило бы приличную сумму.
Есть в музее и небольшая картинная галерея:
В музее устраиваются концерты, проводятся литературные вечера:
В Нерехте есть еще один музей, литературный. Но времени заглянуть туда уже не хватило. Однако, удалось узнать, что экспозиция посвящена русской писательнице Елизавете Александровне Дьяконовой (1874-1902), автору «Дневника русской женщины», публицистических статей, рассказов и стихов.
Уроженка Нерехты, купеческая дочь, она сумела окончить Бестужевские курсы в Петербурге, затем поступила на юридический факультет Сорбонны.
Критики высоко оценивали её талант, пророчили блестящее творческое будущее. Так, В.В. Розанов восторженно отзывался о её «Дневнике» как об «одной из самых свежих русских книг конца XIX в», «явлении глубоко национальном, русском».
Однако в 27 лет Елизавета трагически погибла, сорвавшись в пропасть при прогулке в горном Тироле.
Тем не менее, впечатления от визита в Нерехту остались самые оптимистичные. Рекомендую и вам посетить городок, сохранивший неповторимое обаяние русской провинции.
P.S. Данная публикация является продолжением рассказа о г. Нерехте. Первую статью о городе вы можете найти на нашем канале