Вообще понятие парадного портрета, как правило, вызывает ассоциации с лицами царствовавшей династии или титулованной знати. Хотя огромных амбиций и желания непременно показать свой высокий статус вкупе с большими возможностями хватало не только в элитарных кругах. В восемнадцатом столетии мода заказывать собственные парадные портреты появилась и в кругу «акул отечественного бизнеса». А лица в этом кругу были действительно легендарные без всякого преувеличения. Их биографии – гремучая смесь почти фантастического приключенческого романа с криминальным детективом в числе героев которых есть и цари, и бандиты с большой дороги…
Парадный портрет одного из богатейших людей своего времени Саввы Яковлевича Яковлева был написан в 1767-м.
Тут Савве Яковлевичу 54 года. Он добился уже очень многого хотя в дальнейшем, как это не удивительно, умудрился собственные немалые достижения значительно превзойти. Впрочем и тогда заставил художника дотошно перечислить все самое важное прямо на портрете.
Точно определить свой статус было для Саввы Яковлевича делом принципиальным. Непомерного тщеславия конечно тоже хватало и для него, к слову, имелись все основания.
Осташковский мещанин Савва Собакин начинал свою карьеру в Петербурге с торговли телятиной «в разнос». Согласно легенде был замечен императрицей Елизаветой Петровной за свой зычный голос, но придворным поставщиком стал именно телятины. С этого времени его судьба превратилась в необычайный калейдоскоп событий. Были тут и доходные винные откупа, и таможенные сборы с Уральских заводов, и поставки продовольствия в армию (где его поймали на воровстве), и торговля с далекой Португалией, и помощь деньгами императору Петру III, а потом отмаливание сего греха перед взошедшей на трон его супругой… Он сменил фамилию Собакин на более благозвучную - Яковлев, купил Ярославскую Большую Мануфактуру и начал строить собственные заводы на Урале. И все это до написания сего портрета. Но было еще и «после». На Урале Яковлев стал самым серьезным конкурентом Демидовых активно скупая (в том числе у самих Демидовых) уже имевшиеся там заводы и строя новые. Более того, он и в Петербурге смог стать фактически крупнейшим землевладельцем. Одним словом за семьдесят лет своей жизни «наработал» Савва Яковлевич не на один парадный портрет полагаю, тем паче, что еще услуги Петру III превратили мещанина из Осташкова в потомственного дворянина…
Интересно, что этот портрет, как и еще несколько портретов Саввы Яковлевича, писал его земляк Мина Лукич Колокольников, который, в конечном итоге, тоже оказался в Петербурге. Он сделал неплохую карьеру выполняя придворные, да и не только придворные заказы. Скорее всего не без покровительства самого главного ценителя его таланта. Но это уже совсем другая история…