Найти в Дзене
Простой Мыслитель

Как открыть дверь к скрытой внутри Мудрости: Введение в архетипы Карла Юнга

Источник: Pinterest
Источник: Pinterest

Карл Юнг, известный швейцарский психиатр, педагог и психоаналитик, разработал концепцию архетипов. Это универсальные символы, темы и мотивы, которые присутствуют в коллективном бессознательном всех людей, независимо от культуры, расы, возраста или происхождения. Согласно Юнгу, архетипы - это не просто теоретические конструкции, а мощные силы, которые управляют нашим поведением, формируют нашу идентичность и влияют на наши отношения с другими людьми. В этой статье мы рассмотрим концепцию архетипов Юнга, их значение в психологии и то, как они могут быть использованы на практике для обогащения и улучшения нашей повседневной жизни. 

Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг

Карлу Юнгу принадлежит огромная роль в развитии современной психологии благодаря его вкладу в формирование таких ключевых понятий, как экстраверсия и интроверсия, архетипы анимы и анимуса, а также тень, коллективное бессознательное и многое другое. Юнг, работавший в качестве практикующего психиатра, является автором аналитической психологии, известной как юнгианский анализ. В начале своей карьеры он встретился с Зигмундом Фрейдом, пионером психоанализа, и на протяжении некоторого времени они тесно сотрудничали, стремясь к единому пониманию психологии человека. Тем не менее, Юнг начал разрабатывать собственные теории, в частности, открытие коллективного бессознательного, что привело к расколу с Фрейдом и завершило их долговременное сотрудничество. Эмпирический подход Юнга к изучению психики достиг своего апогея в его многотомном труде “Собрание сочинений”, который он писал на протяжении шести десятилетий.

Юнг выделяет три основные области психики: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Источник:@norajanesoul.com
Источник:@norajanesoul.com

Сознание, личное и коллективное бессознательное - в чем разница?

Сознание состоит из всех переживаний, которые мы осознаем, именно здесь мы формируем наше Эго, однако, всё это лишь «верхушка», малая часть того, что действительно скрывается в каждом из нас. Согласно Юнгу, оно незначительно по сравнению с бессознательным. Личное бессознательное (воспоминания, личный опыт, желания и импульсы) присуще каждому человеку и состоит из частей, которые уникальны для нашей собственной жизни, мыслей, которые мы не осознаем, забыли или подавили из-за их тревожащей природы. С другой стороны, коллективное бессознательное (эволюционный опыт) - это глубинная часть нашего подсознания, которая наследуется генетически и не формируется под влиянием личного опыта. Именно здесь и находятся архетипы. 

Архетипы

Архетипы представляют собой универсальные паттерны и образы, некие психические предрасположенности индивида, которые являются частью коллективного бессознательного. Юнг считал, что мы наследуем эти архетипы точно так же, как мы наследуем инстинктивные модели поведения. Юнг также был экспертом в изучении религиозной и мифологической символики, работа в обеих этих областях привела к открытию архетипов. Изучение мифов и культур выявило сходные закономерности, он даже нашел те же «символы» в сновидениях пациентов, страдающих шизофренией, что укрепило идею архетипов и коллективного бессознательного.

Архетипов существует столько же, сколько и типичных ситуаций в нашей жизни.

-пояснял он.

Хотя Юнг предложил ряд архетипов, таких как отец, мать, мудрый старик, герой, трикстер и другие. Мы сосредоточимся на том, что рассматривается как 4 основных юнгианских архетипа: Самость, Персона(личность), Тень и Анима/Анимус. 

Самость

Первый архетип - это Самость, она имеет центральное значение в личности. Чтобы понять "Я", нам нужно знать, чем оно отличается от Эго, которое является частью сферы сознания. Юнг считает, что "Я" стоит выше по рангу, чем "эго". Эго приобретается в течение жизни индивида и, следовательно, является сознательным фактором. Теоретически, вы могли бы являться «эго» полностью, но это будет означать только сознательную личность, а не общую картину, которая должна включать бессознательные части. Эго состоит из соматических и психических факторов. Соматическое - это физическое "я", наше тело, в то время как психическое относится к нашему внутреннему "я", нашему разуму. И соматическое, и психическое имеют сознательные и бессознательные факторы. Главной характеристикой Эго является наша индивидуальность, которая является частью нашего сознания; однако это одна из частей личности, а не вся она целиком. Остальная часть состоит из бессознательного. Совокупность сознательного и бессознательного - это именно то, что Юнг называет "Я", составляющее целостную личность индивида. Центральная концепция Юнга, направленная на достижение "Я", вращалась вокруг того, что он называл индивидуацией или самореализацией.

Это пожизненный процесс выделения "я" из сознательных и бессознательных элементов каждого индивида. Это, по его мнению, было главной целью психологического развития человека. Теперь мы углубляемся в то, что Юнг считал самой важной частью нас самих - в бессознательное, и здесь мы сталкиваемся с Персоной, Тенью, Анимой/Анимус, которые оказывают наибольшее влияние на Эго.

Персона 

Персона известна как архетип соответствия, это элемент личности, который возникает по причинам адаптации или личного удобства. 

Если у вас есть определенные “маски”, которые вы надеваете в различных ситуациях, это и есть личность(персона). Именно те вещи, которые мы демонстрируем обществу : хобби, стиль в одежде, предпочтения - являются ее неотъемлемой частью. По сути, это и скрывает наше истинное "я", представляя нас не такими, какие мы есть на самом деле.Вы когда нибудь замечали, как вы ведете себя на работе? Нельзя с уверенностью сказать, что ваши сотрудники хорошо вас знают, ведь они лицезрели лишь ваше «публичное лицо». С помощью персоны мы можем утаивать наши негативные черты, которые противоречат нашему истинному "я", образуя нашу тень. 

Тень

 Юнг утверждал, что тень - это неизвестная, темная и подавленная сторона личности. В ней содержатся социально неприемлемые, аморальные импульсы и мысли человека. В то время как содержание личного бессознательного приобретается в течение жизни индивида, содержание коллективного бессознательного неизменно представляет собой архетипы, которые присутствовали с самого начала. Чтобы осознать присутствие тени, необходимо приложить значительные моральные усилия, чтобы признать темные стороны своей личности реальными. Хотя некоторые черты собственной тени можно распознать, некоторые из них оказывают большее сопротивление моральному контролю и на них практически невозможно повлиять. Индивид, который не осознает своей психологической проекции, защитного механизма, с помощью которого он защищает себя от бессознательных импульсов, отрицая их существование в себе и приписывая их другим, в конечном итоге создаст иллюзорную среду, в которой он превратит мир в точную копию своего собственного неизвестного лица. Тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Слабая адаптация к тени приводит к низкому уровню развития личности, при котором человек ведет себя как пассивная жертва своей тени, крайне обеспокоенный мнением окружающих. Люди, которые не обращают внимания на свои тени, напрямую проецируют их на других – качества, которые мы часто терпеть не можем в других, мы имеем в себе и не хотим видеть. Но чтобы по-настоящему вырасти как личность, нужно интегрировать свою тень и сбалансировать ее со своей личностью. Человек способен распознать относительное зло в своей натуре, но ему редко удается взглянуть в лицо абсолютному злу. Встреча с вашей тенью может появиться в сновидениях, как правило, в виде человека того же пола, что и вы. Это зависит от жизненного опыта каждого человека, а не передается по наследству в коллективном бессознательном. Растворение личности и понимание собственной тени является центральной частью процесса индивидуации. Интеграция тени - это первый этап аналитического процесса, без которого распознавание анимы и анимуса невозможно. Однако осознание тени должно быть непрерывным процессом на протяжении всей жизни человека. 

Анима и анимус

Внутри тени существуют две противоположные фигуры: анима и анимус. В первую очередь, основаны они на биологическом факте - в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. В психике каждого мужчины есть бессознательный женский аспект, называемый анимой, который является олицетворением всех женских психологических тенденций, в то время как в психике каждой женщины есть бессознательный мужской аспект, называемый анимусом. В отличие от тени, которая олицетворяет личное бессознательное, с помощью которого его содержание может быть осознано, анима и анимус находятся гораздо дальше от сознания и редко осознаются. Мужская анима характеризуется женским эросом. Он пассивен, как ребенок, ищущий защиты и подпитки в очарованном кругу матери. В то время как анимус женщины соответствует отцовскому Логосу, принципу рациональности. Когда мужчина интегрирует аниму, она становится Эросом, уступая место более заботливой фигуре. Когда женщина интегрирует анимус, он становится Логосом, наделяя женщину способностью к самоутверждению и обдумыванию. Анима появляется в снах, видениях и фантазиях, принимая персонифицированную форму. Она - спонтанный продукт бессознательного, а не фигура, заменяющая мать, которая присутствует в каждом мужчине. В нас живы мысли, чувства и аффекты, в возможность которых мы никогда бы не поверили. Это кажется полной фантазией любому, кто еще не испытал этого на себе, поскольку нормальный человек “знает, что он думает”. Распознавание анимы порождает триаду: мужской субъект, женский субъект и трансцендентная анима. С женщиной это порождает трансцендентную враждебность.

Процесс интеграции содержимого коллективного бессознательного в наше собственное "я" с помощью психотерапии и самоанализа может оказать значительное влияние на нас и обеспечить гораздо более прочную психологическую основу, помогая нам преодолевать наши повседневные трудности. По мере того как мы лучше осознаем свое истинное "я", мы также начинаем распознавать элементы в нашей психике, которые находятся вне нашего контроля.