Найти тему

Редкие исключения. Советская боевая техника, никогда не участвовавшая в боевых действиях

Оглавление

Рад приветствовать вас на моем канале. В новом материале я решил собрать серийные образцы советской боевой техники, которые по тем или иным причинам не участвовали в боевых действиях.

Конечно, таких подборок можно сделать бесчисленное множество, включая в них разные опытные образцы, поэтому для этой статьи я отобрал только серийную технику.

При этом техника, участвовавшая в событиях 1956 года в Венгрии и 1968 года в Чехословакии, также попадает в эту статью, поскольку в обоих случаях полномасштабные боевые действия не велись.

Ну, поехали.

Ла-15

Если посмотреть на фото Ла-15 мельком, может показаться, что перед нами МиГ-15 с другим шасси. Но нет, это его прямой конкурент.

Ла-15 и МиГ-15 имели схожие летно-технические характеристики: в чем-то был лучше один, в чем-то другой. Оба оснащались советскими копиями британских силовых установок: на МиГ-15 устанавливался ВК-1 (он же РД-45, на базе британского двигателя «Нин»), на Ла-15 — РД-500 (на базе «Дервент-5»).

Серийный Ла-15. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/la15.html
Серийный Ла-15. Источник фото: https://airwar.ru/enc/fighter/la15.html

Производство обоих самолетов началось в 1949 году, но Ла-15 продержался в серии недолго. Дело в том, что в том же году советское руководство обратило внимание, что в составе ВВС образовывается целый «зоопарк» из истребителей разных типов, поэтому было решено оставить в производстве только один основной истребитель и один фронтовой бомбардировщик.

Один из первых серийных Ла-15
Один из первых серийных Ла-15

Выбор пал на МиГ-15 и Ил-28 соответственно. На оба этих самолета устанавливался двигатель ВК-1, обладавший по сравнению с РД-500 большей тягой и в целом считавшийся более перспективным. Лавочкин пытался опротестовать решение, но ничего не вышло. При этом он предлагал испытать «самолет 168» с двигателем ВК-1, являвшийся развитием Ла-15, но ничего у него не получилось.

«Самолет 168». Источник фото: https://www.airwar.ru/enc/fighter/la168.html
«Самолет 168». Источник фото: https://www.airwar.ru/enc/fighter/la168.html

Всего успели выпустить 235 Ла-15, служба которых продлилась недолго. Уже в 1953 году их начали снимать с вооружения. Двигатели впоследствии использовались на крылатых ракетах КС-1, а корпуса самолетов отправили на ядерные полигоны для испытания воздействия на технику поражающих факторов ЯО.

Ла-15 в Центральном музее ВВС в Монино
Ла-15 в Центральном музее ВВС в Монино

Т-44

Мелкосерийное производство революционной для отечественного танкостроения машины началось еще в 1944 году, но на Великую Отечественную войну Т-44 так и не попал, поскольку был еще сырым и требовал доводки — имелись серьезные проблемы с надежностью. Тем не менее, если учесть, что основной производственной площадкой был завод в Харькове, еще недавно лежавший в руинах, само начало выпуска уже можно считать подвигом.

Серийный Т-44 выпуска 1944 года
Серийный Т-44 выпуска 1944 года

Другие же заводы переводить на выпуск новинки не стали, чтобы не снижать поставку на фронт танков Т-34-85. Решение более чем логичное.

Всего до августа 1947 года было собрано 1823 танка, после чего производство Т-44 остановили в пользу выпуска более совершенного Т-54.

«Сорокчетверка» оставалась на вооружении вплоть до конца 1970-х, но в последние годы преимущественно использовался в учебных подразделениях. Также часть машин переделали в тягачи БТС-4. В полномасштабных боевых действиях Т-44 участия не принимал, но применялся во время событий 1956 года в Венгрии.

Т-44 в Венгрии в 1956 году
Т-44 в Венгрии в 1956 году

Зато танк много «воевал» на киноэкранах, правда играл он не в роли самого себя, а изображал другие советские Т-34-85 и немецкие «Тигры».

Т-44М в роли «Тигра» в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Смотрится весьма убедительно.
Т-44М в роли «Тигра» в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Смотрится весьма убедительно.

Т-64

Если вы уже приготовились бросать в автора помидорами, то лучше повремените. Да, Т-64Б и все последующие модификации в последние лет 10 воюют постоянно. Возможно, что и Т-64А встречались, но именно самая первая серийная модификация Т-64 в боевых действиях не участвовала.

Серийный Т-64 со 115-мм пушкой
Серийный Т-64 со 115-мм пушкой

При этом от более поздних версий отличалась она весьма серьезно. Дело в том, что первые Т-64 (без букв) оснащались 115-мм пушкой 2А21. 125-мм пушка начнет устанавливаться с Т-64А. Также модернизированная версия получит новую башню, новую крышу МТО и ряд другого оборудования, включая стабилизаторы, прицелы и ЗПУ.

Серийный Т-64 образца 1965 года. Источник фото: https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=183
Серийный Т-64 образца 1965 года. Источник фото: https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=183

Да, между Т-64 и Т-64А, которые считаются модификациями одного танка, разницы больше, чем между формально разными танками Т-54 и Т-55.

Серийный Т-64А
Серийный Т-64А

Всего с 1964-го по 1968-й год было выпущено 1192 Т-64. Часть из них впоследствии модернизируют до уровня Т-64А – данная модификация получит индекс Т-64Р. Тем не менее, в первоначальном варианте Т-64 никогда в боевых действиях участия не принимали.

С-25

Найти среди советских ЗРК комплекс, который стоял на вооружении, но не применялся в боевых действиях — это практически невыполнимая задача. Но по крайней мере один пример я приведу.

Ракеты В-300 комплекса С-25 на стартовых позициях
Ракеты В-300 комплекса С-25 на стартовых позициях

С-25 «Беркут» никогда не воевал. И этому факту мы все однозначно должны радоваться, поскольку он нес дежурство только в уникальной в своем роде системе ПВО Москвы.

Ее создание началось еще по указанию Сталина в 1950 году. Главной задачей было не пропустить к столице армады бомбардировщиков противника с ядерными бомбами на борту.

Ракеты комплекса С-25 во время парада на Красной площади
Ракеты комплекса С-25 во время парада на Красной площади

Многоканальные радиолокационные станции и пусковые установки ракет располагалась вокруг Москвы, образуя внутреннее и внешнее кольца. Всего к 1958 году было развернуто 56 комплексов: 22 на внутреннем кольце и 34 на внешнем. Помимо этого, в систему входили еще и 10 радиолокационных станций, находившихся в 350 км от центра столицы. Они отвечали за ранее обнаружение целей.

РЛС комплекса С-25. Если точнее, то это наклонная антена РЛС Б-200, предназначенная для обзора воздушного пространства в азимутальной плоскости
РЛС комплекса С-25. Если точнее, то это наклонная антена РЛС Б-200, предназначенная для обзора воздушного пространства в азимутальной плоскости

Для функционирования всех 56 комплексов на двух кольцах были построены две бетонные кольцевые автодороги, известные как «Малая бетонка» и «Большая бетонка». На картах они официально появились только в 1990-м году и эксплуатируются до сих пор.

Изначально С-25 мог поражать цели на высотах от 3 до 25 км, на дальности до 35 км. Со временем комплекс модернизировался и последняя версия ЗРК 1977 года могла поражать цели уже на высоте от 500 м до 35 км на дистанции до 58 км. Тем не менее «Беркут» вывели из эксплуатации в 1980-х, после развертывания С-300.

РЛС и ракета комплекса С-25
РЛС и ракета комплекса С-25

Т-55АД

Т-55 — один из самых массовых и самых воюющих танков в истории. Однако его наиболее передовая модификация так и не приняла участия в боевых действиях. Речь о Т-55АД — первом в истории танке с серийным комплексом активной защиты «Дрозд».

Т-55АД1 - от обычного Т-55АД отличался отсутствием комплекса управляемого вооружения
Т-55АД1 - от обычного Т-55АД отличался отсутствием комплекса управляемого вооружения

Идея оснастить уже порядком устаревший танк передовым комплексом активной защиты звучит несколько странно. Но логика в этом была: за счет «Дрозда» хотели серьезно увеличить защищенность старых танков без существенного роста массы. И это получилось.

«Дрозд» защищал сектор в 80 градусов: по 40 градусов слева и справа от орудия. То есть перехватывались гранаты от РПГ и ПТУРы, летящие с сектора, куда в этот момент была направлена пушка. Для действия против засад в горах подходит не особо, но при наступлении, когда известно направление, где расположены противотанковые средства противника, комплекс мог серьезно помочь.

На этом фото можно хорошо рассмотреть мортиры с контрбоеприпасами и РЛС (слева от дымовых гранатометов комплекса "Туча")
На этом фото можно хорошо рассмотреть мортиры с контрбоеприпасами и РЛС (слева от дымовых гранатометов комплекса "Туча")

Летящий в сторону танка боеприпас обнаруживался с помощью двух РЛС на башне еще на расстоянии в 330 метров. Автоматика определяла, угрожает ли он танку: если да, то на 130 метрах объект брался на сопровождение и примерно в шести метрах от танка подрывался контрбоеприпасом, выпущенным из мортиры на башне. Всего на танке их было восемь: по четыре на борт. Описанный выше процесс происходил меньше, чем за секунду.

До уровня Т-55АД было модернизировано порядка 250 танков. Сначала их отправили в Закавказье, в Азербайджан. Когда в конце 1980-х там стало горячо, танки оттуда вывели.

На этом моменте следы Т-55АД теряются. В комментариях под моей большой статьей о танке один из пользователей сообщал, что в 1993-1995 годах во время работы на 61-м БТРЗ участвовал в процессе утилизации Т-55АД. По его словам, танки резали под контролем американцев в рамках сокращения вооруженных сил, предусмотренного Договором об обычных вооружениях в Европе. Также есть информация, что часть танков остались после распада СССР на Украине, где их вскоре тоже утилизировали.

Ни в одном вооруженном конфликте первый в истории серийный танк с КАЗ так и не поучаствовал.

На этом на сегодня все, надеюсь, что вам было интересно. Если отклик на материал будет хороший, то обязательно подготовлю вторую часть. Так что ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.

Другие мои стать вы можете найти, перейдя в канал, а также по ссылкам ниже.

Интересные подборки | Ivanartu | Интересно о военной технике | Дзен