Найти в Дзене

СССР в самом начале Холодной войны купил на Западе двигатели для МиГ-15. Как это стало возможным?

1946 год. Вторая Мировая война позади, но нет никакой гарантии, что вчерашние союзники не начнут еще более масштабный конфликт уже между собой. СССР находится в сложной ситуации: с одной стороны, в наличии огромная опытная сухопутная армия с тысячами танков и орудий. С другой – у главного потенциального противника, то есть США, имеется армада бомбардировщиков и ядерное оружие. Конечно, боезарядов пока немного, но всем ясно – производство будет нарастать.

Производство бомбардировщиков B-29 Superfortress. С аналогичного самолеты были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Всего за три года выпуска было изготовлено почти 4 тысячи бортов
Производство бомбардировщиков B-29 Superfortress. С аналогичного самолеты были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Всего за три года выпуска было изготовлено почти 4 тысячи бортов

Чтобы обезопасить себя, нужно строить сильное ПВО с сотнями самолетов. И самолеты эти должны быть современными, реактивными, способными эффективном бороться не только с «бомбовозами», но и с истребителями прикрытия. А вот с этим как раз было не все так гладко.

Если британцы и американцы во время войны активно работали над реактивными самолетами, то СССР, на территории которого велись интенсивные боевые действия, было немного не до этого. В результате у британцев уже в 1944 году был принят на вооружение Gloster Meteor, а через год – De Havilland DH.100 Vampire. Американцы, в свою очередь, в апреле 1945 года начали эксплуатацию Lockheed F-80 Shooting Star.

В СССР первые реактивные истребители поднялись в воздух в один день – 24 апреля 1946 года. Это были Як-15 и МиГ-9. Созданные в большой спешке, они не годились для полноценного боевого применения (например, продолжительность полета Як-15 не превышала 20 минут), но позволяли летчикам привыкнуть к пилотированию реактивных самолетов, в управлении которыми есть серьезные отличия по сравнению с поршневыми.

Главная проблема советской авиапромышленность заключалась в двигателях: имелись скопированные с трофейных немецких образцов РД-10 (Jumo-004) и РД-20 (BMW-003), именно их и установили соответственно на Як-15 и МиГ-9.

Данные двигатели, конечно, выполняли свою функцию, но отличались низкой тягой, высоким расходом топлива и небольшим ресурсом. Советский ТР-1 конструкции Архипа Люльки показывал более высокие характеристики, но был ненадежен и не годился для перспективных самолетов, которым требовалась большая тяга.

ТР-1 Архипа Люльки на опытном Су-11
ТР-1 Архипа Люльки на опытном Су-11

На создание своих двигателей, которые смогут конкурировать с лучшими мировыми образцами, требовалось время. А поскольку оно отсутствовало, нужно было как-то выкручиваться. Например, купить готовые двигатели, затем скопировать и пустить в серию. Звучит логично, но кто же продаст? Правильный ответ – бывшие союзники в минувшей войне.

Признанный лидер в производстве двигателей – фирма Rolls-Royce в те годы активно предлагала на экспорт турбореактивные двигатели Derwent V и более совершенные Nene I и Nene II (отличался наличием форсажной камеры). Передовые разработки стоили немалых средств, а госзаказ после окончания войны существенно сократился, поэтому фирма была не против продать моторы за границу.

Авиаконструктор Александр Яковлев позднее вспоминал, что в реалистичность покупки двигателей у британцев не особо верили. «Какой же дурак станет продавать свои секреты!» – такую реплику приписывают Сталину.

Напомним, на дворе 1946 год, Фултонская речь Черчилля, от которой многие отсчитывают начало Холодной войны, произнесена еще в марте. Однако мир еще полностью не скатился в противостояние двух блоков и СССР делает запрос на приобретение двигателей, лицензий на производство и образцов истребителей.

Черчилль во время своей знаменитой речи
Черчилль во время своей знаменитой речи

Фирмы были не против выполнить заказ, но в правительстве возникли споры, ведь отношения с СССР ухудшались, тем более и свои ВВС еще не полностью перешли на реактивные самолеты. А вот министр торговли Стаффорд Крипсс наоборот предлагал продать все, что запросят, чтобы поддержать производителей выгодными контрактами.

В итоге премьер-министр Клемент Эттли принял компромиссное решение: самолеты не продавать, но двигатели поставить. «Я не вижу оснований для отказа в поставке в СССР, так как отказ будет только причиной беспокойства и подозрений», – писал Эттли 26 сентября 1946 года.

В конце декабря в Великобританию отправилась советская делегация в составе авиаконструктора Артема Микояна, конструктора двигателей Владимира Климова и специалиста по металлам Сергея Кишкина. Они посетили заводы, изучили сами двигатели, материалы из которых они изготовлены. По итогам визита был подготовлен подробный отчет, в котором отмечались высокая надежность и простота обслуживания моторов, а также отличные характеристики жаропрочного сплава «Нимоник-80», использованного в конструкции силовых установок. В итоге решено было любой ценой купить двигатели и скопировать их.

Стороны ударили по рукам и первые силовые установки отправились морем в СССР в начале весны 1947 года. Сколько точно было поставлено двигателей, неизвестно. В разных источниках гуляют цифры в диапазоне между 55 и 85 штуками. Например, энциклопедия «Уголок неба» приводит такие данные: 30 Derwent V, 20 Nene I и 5 Nene II. Главное другое – двигатели поступили, и закипела работа по их испытанию и подготовке к самостоятельному производству.

Уже 6 января 1948 года министр авиационной промышленности Михаил Хруничев доложил Сталину, что предприятия справились с копированием Derwent V и Nene I. Они получили названия РД-500 и РД-45 по наименованиям заводов №45 и №500, которые их осваивали.

РД-500 в разрезе
РД-500 в разрезе

И вот тут возникает вопрос, однозначного ответа на который нет. Как советские инженеры смогли в такой короткий срок скопировать передовые двигатели, в том числе воспроизвести уникальный жаропрочный сплав «Нимоник-80»? Без документации тут обойтись было никак нельзя.

РД-45Ф в разрезе
РД-45Ф в разрезе

Есть две версии: либо британцы вместе с двигателями все же продали и документацию, либо сработала советская разведка. Возможны оба варианта.

Против версии о продаже говорит иск против советского правительства, который подал в 1958 году член совета директоров Rolls-Royce Уитни Стрит. Во время визита в Пекин он осмотрел МиГ-15, двигатель которого оказался до боли знакомым. Истец требовал выплатить в качестве возмещения убытков 200 млн фунтов, но СССР данные притязания проигнорировал.

Купленные двигатели и их советские копии устанавливались на многих самолетах. Чтобы не превращать статью в их бесконечное перечисление, назову только ставших серийными. Derwent V (РД-500) применялся на Ла-15 и Як-23, а также на крылатой ракете КС-1.

Более мощные Nene I/II (РД-45/РД-45Ф) устанавливались на МиГ-15 и Ил-28. Также на основе Nene был разработан более совершенный двигатель ВК-1 конструкции Климова.

ВК-1 начали создавать еще до получения моторов из Великобритании, основываясь на отрывочных сведениях. Когда уже приехали оригинальные двигатели, те решения, которые получились лучше у советских конструкторов, переделывать не стали. В итоге из 1431 деталей в ВК-1, только 132 были взяты напрямую от РД-45 (копии Nene I). ВК-1 и его модификации некоторое время параллельно выпускались с РД-45 и РД-45Ф, применялись на МиГ-15 и МиГ-17 различных модификаций, а также на бомбардировщиках Ту-14 и Ил-28.

ВК-1
ВК-1

Скорее всего, Климов и его инженеры сделали бы двигатель и без покупки оригинала, но это заняло бы существенное время. А приобретение готовых двигателей серьезно ускорило создание МиГ-15, поскольку можно было испытывать самолет прямо здесь и сейчас с уже надежным NENE I, а затем запускать в серию с его советской копией РД-45. Ну а позже был готов и ВК-1.

В 1950 году МиГи отправили в Корею, в небе которой до этого без особых проблем властвовали американцы на P-80 и поршневых самолетах. Новые советские истребители, управляемые опытными летчиками, сразу создали противнику серьезные проблемы, из-за чего ему пришлось перебрасывать в зону конфликта новейшие F-86 Sabre. Но и против них МиГ-15 достойно себя показывал.

F-86 Sabre в небе над Кореей
F-86 Sabre в небе над Кореей

Еще в момент обсуждения сделки американцам очень не нравилась идея продажи современных двигателей потенциальному противнику. После войны в Корее стало окончательно ясно, что британцы сделали СССР воистину королевский подарок.

МиГ-15 в Корее
МиГ-15 в Корее

Осознавали ли они последствия передачи или не верили в возможность быстрого и успешного копирования? Истину мы вряд ли узнаем, но есть версия, что любители чая намеренно продали двигатели в СССР и передали нужную документацию, чтобы несколько подпортить жизнь американцам, которых Британская империя (да, тогда действительно еще империя) воспринимала как конкурента.

В любом случае, СССР сэкономил несколько лет исследований и быстрее начал производство современных самолетов, британцы получили деньги, а американцы... Ну они получили сильного оппонента в небе Кореи в лице МиГ-15. Впрочем, это уже совсем другая история.

МиГ-15 над Кореей. Из-за секретности фото истребителей в воздухе практически нет. Зато встречаются красивые картины
МиГ-15 над Кореей. Из-за секретности фото истребителей в воздухе практически нет. Зато встречаются красивые картины

На сегодня это все, надеюсь, что вам было интересно. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.

А пока предлагаю почитать другие мои статьи, посвященные военной технике в целом и авиации в частности. Ссылки найдете ниже.

Как в 1950-е годы в СССР создали уникальную межконтинентальную сверхзвуковую крылатую ракету, а потом отказались от ее производства

За 20 лет до Ту-160. Как в 1950-х годах в СССР создавали сверхзвуковой межконтинентальный бомбардировщик

Прерванный полет «Валькирии». Как скрепка за 39 центов спасла самолет за 750 млн долларов