Как надежно защитить танк? На самом деле, на этот вопрос не так уж и легко ответить. В противостоянии снаряда и брони средства поражения раз за разом выходят вперед, усложняя задачу для танкостроителей.
С годами растет толщина бронелистов, применяются новые сплавы, затем приходит время для комбинированной брони, состоящей из слоев разных материалов. Поверх корпуса устанавливаются блоки динамической защиты, которые при попадании разрушают кумулятивную струю или сам снаряд. Также не стоит забывать о защитных решетках и разнообразных экранах.
Все перечисленные выше меры начинают работать после попадания по танку и не гарантируют непробитие: снаряд, ракета ПТУР или граната от РПГ могут попасть в ослабленную зону или место, не прикрытое ДЗ, да и современные тандемные боеприпасы умеют ее преодолевать.
Но что если не дать снаряду вообще долететь до танка? Для этого нужно оснастить машину миниатюрным комплексом, который будет уничтожать средства поражения на определенной дистанции до машины.
Работы по такой теме начались в СССР почти 60 лет назад, в 1965 году. После научных изысканий, подтвердивших принципиальную возможность создания таких комплексов, в 1970 году стартовали опытно-конструкторские работы.
Задача была нетривиальной: требовалось создать комплекс, сочетающий в себе средства обнаружения (РЛС), вычислительную машин для обработки данных и выдачи команд на пуск контрбоеприпасов и пусковые установки для них.
Изначально разработка получила название «Дикобраз», но в процессе его изменили на «Дрозд». Основными исполнителями по теме создания комплекса активной защиты стали три предприятия:
- ЦКИБ СОО (Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия, г. Тула) – головной по системе вооружения и комплексу в целом;
- ОКБ ТЗЭ (Опытное конструкторское бюро Тульского завода электроэлементов, ныне – НПО «Стрела»);
3. КБ «ТРАНСМАШ», г. Омск (ныне «Уралтрансмаш») – установка модулей на танк.
Не буду приводить подробную хронологию создания, отмечу лишь, что несмотря на определенные трудности и некоторое недоверие к передовой разработке со стороны Главного бронетанкового управления, разработка и была успешно завершена и готовый комплекс государственные испытания в 1981–1982 годах.
Для установки первого отечественного комплекса активной защиты (КАЗ) выбрали не самые современные на тот момент модификации Т-72, Т-64 или Т-80, а старые добрые Т-55А. Благодаря КАЗ уже порядочно устаревшие танки обретали новую жизнь, поскольку серьезно улучшалась защищенность от РПГ и ПТУР, при этом общая масса возрастала всего на одну тонну.
Танк Т-55АД с КАЗ «Дрозд» был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 12 сентября 1983 года. Помимо комплекса активной защиты, машина получила двигатель В-55У мощностью 620 л.с. новую систему управления огнем с баллистическим вычислителем, лазерный дальномер, систему запуска дымовых гранат «Туча» дополнительную защиту днища и корпуса, а также ряд других улучшений.
При принятии на вооружение «Дрозд» получил индекс 1030М. Первые серийные образцы были выпущены в 1982 году еще до принятия на вооружение. Производство продолжалось шесть лет, в нем участвовали следующие предприятия:
- Электромеханический завод (Ижевск) - РЛС;
- Завод транспортного машиностроения (Омск) - система вооружения и бронекорпуса составных частей;
- Челябинский завод «Электромашина» - пульты, блоки управления, кабельные соединители;
- 61-й ремонтный завод (Петродворец) - сборка и установка на танк Т-55.
Теперь давайте наконец рассмотрим, из чего состоял и как работал «Дрозд».
Основные модули располагались на башне: по бокам находились бронеблоки с мортирами для запуска 107-мм осколочных контрбоеприпасов ЗОФ53.
На каждой стороне было по два бронеблока с двумя мортирами в каждом. Бронеблоки распологались под углом 20 градусов друг к другу для перекрытия большего сектора.
Рядом с мортирами находились высокочастотные РЛС, предназначенные для обнаружения и сопровождения угроз.
Аппаратный модуль, обрабатывавший сигналы от РЛС и выдававший команды на отстрел контрбоеприпасов, расположился сзади башни.
Летящий в танк боеприпас обнаруживался РЛС на дистанции в 330 метров. Автоматика оценивала траекторию полета: если объект направлялся в силуэт танка, то на расстоянии около 130 метров он брался на сопровождение и после необходимых вычислений аппаратный модуль вырабатывал команду на отстрел контрбоеприпаса: определялся как момент выстрела с последующим подрывом, так и номер мортиры, из которой будет произведен выстрел.
В нужный момент контрбоеприпас запускался и поражал летящую в танк гранату или ракету плотным облаком осколков. Подрыв боеприпаса осуществлялся на расстоянии 6,7 метра от среза мортир (смотрите видео ниже).
Учитывая скорость противотанковых гранат и ракет, на обнаружение, необходимые вычисления и поражение угрозы уходило около секунды. Комплекс был способен перехватывать гранаты и ракеты, летящие со скоростью до 700 м/с. Всего через 0,35 секунды «Дрозд» был готов к перехвату следующего боеприпаса. Вероятность перехвата гранаты или ПТУР составляла 0,7 (7 из 10). Кроме того, контрбоеприпасы могли запускаться по команде с пульта внутри танка для поражения приблизившейся вражеской пехоты.
Безусловно, установка комплекса на танки существенно повышала их защищенность. При этом масса увеличивалась всего на одну тонну. Но были и недостатки: во-первых, при подрыве контрбоеприпаса могла быть поражена осколками своя же пехота. Впрочем, это проблема всех комплексов активной защиты, не решенная до сих пор.
Во вторых, «Дрозд» защищал только ограниченный сектор в 80 градусов: по 40 градусов влево и вправо от оси орудия. По углу места (вверх-вниз) 1030М защищал в секторе от -6 до +20 градусов. То есть куда смотрит башня, там и сектор защиты: если орудие направлено вперед, то поражению танка в борта и корму ничего не мешает. Да и передняя полусфера защищена не полностью.
Достоверной информации о количестве танков, модернизированных до Т-55АД нет. Наиболее часто встречающаяся цифра в открытых источниках – порядка 250 машин.
Танки направлялись в части Закавказского военного округа. Ниже представлена довольно известная фотография с данными танками в Баку, в парке 135-го мотострелкового полка 295-й мотострелковой дивизии 4-й общевойсковой армии ЗакВО.
Когда Азербайджан начал становиться «горячей точкой», те самые 250 танков вывезли на Украину. По словам директора ЦКИБ ССО Виктора Зеленко, большинство Т-55АД утилизировали на украинских заводах под контролем американцев, еще несколько машин продали в США, где их всячески испытывали на полигоне. Также комплекс переставляли на танки украинского производства, созданные в Харькове на основе Т-80УД.
О том, как бы пригодились танки с КАЗ в Чечне в 1994-1996 годах, думаю, говорить не надо. Но в хаосе распада огромной страны Т-55АД оказались совсем не там и так и не приняли участие в боевых действиях. Да, в иностранной прессе есть упоминания об испытаниях танков с КАЗ в Афганистане, но подтверждений этому нет.
Помимо Т-55, «Дрозд» адаптировали для установки на Т-62, он получил индекс Т2АТ. В 1989 году он успешно прошел предварительные испытания, но далее работы были остановлены из-за отсутствия финансирования.
Также в 1990-е годы «Дрозд» установили на Т-80УМ-2, выпущенный в единственном экземпляре. Танк активно предлагали как своим вооруженным силам, так и на экспорт, но никто так и не заинтересовался.
Впоследствии машина служила в Кантемировской дивизии и была потеряна в марте 2022 года. За несколько месяцев до этого танк засветился на видео погрузки техники во время учений «Запад-2021». Скорее всего, танк использовался как обычный Т-80У, поскольку в работоспособности комплекса и наличии боеприпасов есть большие сомнения.
Вот так печально закончилась история первого в истории комплекса активной защиты, который серийно устанавливался на танк.
Во всем мире из-за дороговизны и сложности ещё почти три десятка лет не устанавливали КАЗ на серийные танки. И только на рубеже 2000-2010-х израильская система «Трофи» обосновалась на танках «Меркава».
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие материалы. Также рекомендую почитать другие мои статьи, ссылки ниже:
Прерванный полет «Валькирии». Как скрепка за 39 центов спасла самолет за 750 млн долларов
Как появился и куда пропал российский бронетранспортер с боевой мощью БМП