1. Подготовка к сочинению. Сочинение рекомендуется писать в то время, когда листва приобретет жёлтый цвет, например, в октябре. Перед уроком учащиеся совершают прогулку по парку, делают фотографии.
На уроке учитель спрашивает о впечатлениях детей:
- Расскажите о своих эмоциях во время прогулки. Что особенно понравилось?
- Какая была погода? Было сухо или дождливо?
- Какого цвета было небо?
- Какая была земля?
- Каков был пруд?
- Какие деревья вы встретили? Как они выглядели?
- Каких птиц вы наблюдали?
- Чем занимались люди, гуляющие по парку?
Наиболее удачные ответы детей фиксируются на доске.
Вы помните, что именно осенью поэта Пушкина посещала муза, и он много сочинял.
Давайте прочитаем слова русских поэтов о золотой осени:
2. Объявление темы урока и составление плана сочинения. Сегодня мы напишем сочинение "Золотая осень".
Давайте составим план сочинения:
- Вступление (какое сейчас время года, где мы находимся и какая погода).
- Основная часть (описание неживой и живой природы парка).
- Заключение (какое настроение в это время года).
3. Составление устных рассказов.
Придумайте предложение, которым можно начать свой рассказ, чтобы читатель сразу понял, о чем пойдет речь. (Наступила середина осени. Похолодало. Мы пошли гулять в парк.)
Составьте предложения про небо и землю. (Небо было синее, светило солнце, но уже не грело. Земля была влажная, покрыта ковром из опавших листьев.)
Составьте предложения о деревьях. (Деревья нарядные. Берёзы в желтой листве, клёны красные, ели одни остались зелеными.)
Составьте предложения о птицах. (Птиц почти не видно, многие уже улетели на юг.)
Составьте предложения о людях.(Гуляющие в парке шли медленно, наслаждаясь красотой золотой осени.)
Составьте предложения о своих чувствах, эмоциях. (Хотя уже и прохладно, но красота парка создает радостное настроение.)
Кто может составить полный рассказ о золотой осени? (два-три рассказа выслушиваются, делаются поправки).
4. Письменная работа. Приступайте к написанию сочинений. Используйте план и фразы, которые мы записывали на доске.
Учащиеся самостоятельно пишут сочинения, а учитель оказывает помощь в орфографической работе.
Примерный текст сочинений:
5. Проверка сочинений. Учащиеся дважды перечитывают свои тексты, проверяя сначала содержание, а потом грамотность написанного.