Найти в Дзене
Литрес

«Так говорил Заратустра»: цитаты и философские размышления Фридриха Ницше

Оглавление

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком», – писал немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше. Он развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «становление бытия». Высказывания и фразы ученого многими толкуются неправильно или с трудом, а идея Ницше о «сверхчеловеке» не сразу была принята его коллегами.

Борьба философа за освобождение людей от власти духов и социальных авторитетов сделала его рупором европейского нигилизма.

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался в книге «Так говорил Заратустра». Автор пророчески писал о распаде европейской духовности, проблеме всеобщего равенства, девальвации ценностей. Творчество Ницше – это критический взгляд мыслителя на существование человека.

Пусть подборка лучших афоризмов и цитат из книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Вильгельма Ницше станет портретом философа и отражением высшей мудрости.

О человеке и морали: Ницше афоризмы, цитаты «Так говорил Заратустра»

  • «Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым».
  • «Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы!».
  • «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком».
  • «Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом».
  • «Лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих, особенно когда они хотят великих вещей! Ибо они возбуждают недоверие к великим вещам, эти ловкие фальшивомонетчики, пока наконец не изолгутся, прикрытые великими словами, показными добродетелями».
  • «К чему жить? Все – суета! Жить – это сжигать себя и все-таки не согреться». – Эта старая болтовня все еще слывет за «мудрость»; за то, что стара она и пахнет затхлым, еще более уважают ее. Разбейте, разбейте скрижали тех, кто никогда не радуется!
  • «Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей».

Заратустра: цитаты и высказывания Ницше

  • «Нет, – отвечал Заратустра, – я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».
  • «И остерегайся также приступов своей любви! Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается».
  • «Брак – так называю я волю двух создать одного, который больше создавших его. Глубокое уважение друг перед другом называю я браком, как перед хотящими одной и той же воли».
Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ». Это – ложь! Созидателями были те, кто создали народы и дали им веру и любовь; так служили они жизни.
  • «Не раб ли ты? Тогда ты не можешь быть другом. Не тиран ли ты? Тогда ты не можешь иметь друзей».
  • «Поистине, друзья мои, я хожу среди людей, как среди обломков и отдельных частей человека!».
  • «И остерегайся добрых и праведных! Они любят распинать тех, кто изобретает для себя свою собственную добродетель, – они ненавидят одинокого».
  • «Одинокий, ты идешь путем созидающего: Бога хочешь ты себе создать из своих семи дьяволов! Одинокий, ты идешь путем любящего: самого себя любишь ты и потому презираешь ты себя, как презирают только любящие».
  • «Много больного народу встречалось всегда среди тех, кто предается грезам и одержим Богом; яростно ненавидят они познающего и ту самую младшую из добродетелей, которая зовется – правдивость».
  • «И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный пыл. Любовь – это факел, который должен светить вам на высших путях. Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! Начните же учиться любить! И оттого вы должны были испить горькую чашу вашей любви. Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так возбуждает она тоску по сверхчеловеку, так возбуждает она жажду в тебе, созидающем!».
«Где есть красота? Там, где я должен хотеть всею волею; где хочу я любить и погибнуть, чтобы образ не остался только образом».
  • «Спутников ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не верующих. Созидающих так же, как он, ищет созидающий, тех, кто пишут новые ценности на новых скрижалях. Спутников ищет созидающий и тех, кто собирал бы жатву вместе с ним: ибо все созрело у него для жатвы. Но ему недостает сотни серпов; поэтому он вырывает колосья и негодует. Спутников ищет созидающий и тех, кто умеет точить свои серпы. Разрушителями будут называться они и ненавистниками добрых и злых. Но они соберут жатву и будут праздновать».
  • «Но не в том опасность для благородного, что он станет добрым, а в том, что он станет наглым, будет насмешником и разрушителем. Ax, я знал благородных, потерявших свою
  • «Беззаботными, насмешливыми, сильными – такими хочет нас мудрость: она – женщина и любит всегда только воина».
  • «И даже при существовании всех добродетелей надо еще понимать одно: уметь вовремя послать спать все добродетели. Чтобы не ссорились между собой эти милые бабенки! И на твоей спине, несчастный!».
«Я люблю того, кто свободен духом и свободен сердцем: так голова его есть только утроба сердца его, а сердце его влечет его к гибели».
  • «Разве я советую вам убивать свои чувства? Я советую вам невинность чувств. Разве целомудрие я советую вам? У иных целомудрие есть добродетель, но у многих почти что порок».
  • «Восстание – это доблесть раба. Вашей доблестью да будет повиновение! Само приказание ваше да будет повиновением».
  • «Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?».
  • «Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше “бескорыстие”».
  • «Эти удушливые, тепличные, изношенные, отцветшие, истосковавшиеся души – как могла бы их зависть вынести мое счастье!».
  • «Вы не должны ничего хотеть свыше сил своих: дурная лживость присуща тем, кто хочет свыше сил своих».
  • «И остерегайся также приступов своей любви! Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается. Иному ты должен подать не руку, а только лапу – и я хочу, чтобы у твоей лапы были когти».
  • «Ах, есть ли еще море, где бы можно было утонуть»: так раздается наша жалоба – над плоскими болотами. Поистине, мы уже слишком устали, чтобы умереть; и мы еще бодрствуем и продолжаем жить – в склепах!».
  • «Вы любите вашу добродетель, как мать любит свое дитя; но, когда же слыхано было, чтобы мать хотела платы за свою любовь?».
  • «Чти начальство и повинуйся ему, даже хромому начальству! Этого требует хороший сон. Разве моя вина, если власть любит ходить на хромых ногах?».
  • «Но моей любовью и надеждой заклинаю я тебя: не отметай героя в своей душе! Храни свято свою высшую надежду! – Так говорил Заратустра».
  • «Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины, и твоя душа останется голодной».
  • «Своею добродетелью хотят они выцарапать глаза своим врагам; и они возносятся только для того, чтобы унизить других».
  • «Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».
«Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя».
  • «Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему».
  • «Тело – это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь».
  • «Самые тихие слова – те, что приносят бурю. Мысли, ступающие голубиными шагами, управляют миром».
  • «От времени до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть».
  • «Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!».
  • «Громом и небесным огнем надо говорить к сонливым и сонным чувствам».
  • «Любите, вы должны сперва приказать себе. Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде – а этой высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!».
  • «Снимают у горбатого горб его, у него отнимают и дух его – так учит народ. И когда возвращают слепому глаза его, он видит на земле слишком много дурного – так что он проклинает исцелившего его. Тот же, кто дает возможность бегать хромому, наносит ему величайший вред: ибо едва ли он сможет бежать так быстро, чтобы пороки не опережали его, – так учит народ о калеках».
«Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Я говорю вам: в вас есть еще хаос».
  • «Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как дух, так и добродетель. Да, попыткою был человек. Ах, много невежества и заблуждений сделались в нас плотью! Не
  • «Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!
  • «Тот, кого называют они избавителем, заковал их в оковы: в оковы ложных ценностей и слов безумия».
«Я часто перепрыгиваю ступени, когда поднимаюсь, – этого не прощает мне ни одна ступень».
  • «Клянусь честью, друг, – отвечал Заратустра, – не существует ничего, о чем ты говоришь: нет ни черта, ни преисподней. Твоя душа умрет еще скорее, чем твое тело: не бойся же ничего!».
  • «Не лучше ли попасть в руки убийцы, чем в мечты похотливой женщины? И посмотрите на этих мужчин: их глаза говорят – они не знают ничего лучшего на земле, как лежать с женщиной. Грязь на дне их души; и горе, если у грязи их есть еще дух!».
  • «Моя дикая мудрость зачала на одиноких горах; на жестких камнях родила она юное, меньшее из чад своих. Теперь, безумная, бегает она по суровой пустыне и ищет, все ищет мягкого дерну – моя старая дикая мудрость! На мягкий дерн ваших сердец, друзья мои! – на вашу любовь хотела бы она уложить свое возлюбленное чадо!».
«Нет, – отвечал Заратустра, – я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».
  • «Человек должен становиться все лучше и злее» – так учу я . Самое злое нужно для блага сверхчеловека».

Что говорил Заратустра: Ницше фразы и короткие цитаты

  • «Не всякое слово годится ко всякому рылу».
  • «Тот, кто кормит голодного, насыщает свою собственную душу».
  • «Опаснее оказалось быть среди людей, чем среди зверей».
  • «Вся жизнь есть спор о вкусах и привкусах!».
  • «Вы смотрите вверх, когда вы стремитесь подняться. А я смотрю вниз, ибо я поднялся».
  • «Не способна женщина к дружбе. Но скажите мне вы, мужчины, кто же среди вас способен к дружбе?».
  • «Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки».
  • «Трудно жить с людьми, ибо трудно хранить молчание. Особенно для болтливого».

«Так говорил Заратустра», Фридрих Ницше: книга, цитаты и длинные философские размышления

  • «Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую наряженную ложь. Своим браком называет он это. Другой был требователен в общении и разборчив в выборе. Но одним разом испортил он на все разы свое общество: своим браком называет он это. Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но одним разом стал он служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом. Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза. Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке. Много коротких безумств – это называется у вас любовью. И ваш брак, как одна длинная глупость, кладет конец многим коротким безумствам. Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу – ах, если бы могла она быть жалостью к страдающим и сокрытым богам! Но почти всегда два животных угадывают друг друга».
  • «Всего написанного люблю я только то, что пишется своей кровью. Пиши кровью – и ты узнаешь, что кровь есть дух. Не легко понять чужую кровь: я ненавижу читающих бездельников. Кто знает читателя, тот ничего не делает для читателя. Еще одно столетие читателей – и дух сам будет смердеть. То, что каждый имеет право учиться читать, портит надолго не только писание, но и мысль. Некогда дух был Богом, потом стал человеком, а ныне становится он даже чернью».
  • «Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев. Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжелому и самому трудному стремится сила его. Что есть тяжесть? – вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. Что есть трудное? – так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силе своей. Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие? Заставить блистать свое безумие, чтобы осмеять свою мудрость? Или это значит: бежать от нашего дела, когда оно празднует свою победу? Подняться на высокие горы, чтобы искусить искусителя? Или это значит: питаться желудями и травой познания и ради истины терпеть голод души? Или это значит: больным быть и отослать утешителей и заключить дружбу с глухими, которые никогда не слышат, чего ты хочешь?».
  • «Ибо когда я видел страдающего страдающим, я стыдился его из-за стыда его; и когда я помогал ему, я прохаживался безжалостно по гордости его. Большие одолжения порождают не благодарных, а мстительных; и, если маленькое благодеяние не забывается, оно обращается в гложущего».
  • «Вы должны быть созидающими! Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится радостной».
  • «Пусть будет твое сострадание угадыванием: ты должен сперва узнать, хочет ли твой друг сострадания. Быть может, он любит в тебе несокрушенный взор и взгляд вечности».
  • «Как слепец, шел я когда-то блаженными путями – тогда набросали вы грязи на дорогу слепца; и теперь чувствует он отвращение к старой тропинке слепца. И когда я совершал самое трудное для меня и праздновал победу своих преодолений, тогда вы заставили тех, что любили меня, кричать, что причиняю я им жестокое горе».
  • «Похвально то, что кажется ему трудным; все неизбежное и трудное называет он добром; а то, что еще освобождает от величайшей нужды, – редкое и самое трудное – зовет он священным».
  • «Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо преодоление есть обида, и дурно спит непомирившийся. Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины, и твоя душа останется голодной».
  • «Слишком хорошо знаю я этих богоподобных: они хотят, чтобы в них верили, и чтобы сомнение было грехом. Слишком хорошо знаю я также, во что сами они верят больше всего. Поистине, не в потусторонние миры и искупительные капли крови, но в тело больше всего верят они, и на свое собственное тело смотрят они как на вещь в себе».
  • «Страданием и бессилием созданы все потусторонние миры, и тем коротким безумием счастья, которое испытывает только страдающий больше всех».
  • «Качества мужа здесь редки; поэтому их женщины становятся мужчинами. Ибо только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине – женщину».
  • «Являешься ли ты чистым воздухом, и одиночеством, и хлебом, и лекарством для своего друга? Иной не может избавиться от своих собственных цепей, но является избавителем для друга».
  • «Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду».
  • «Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши».
  • «Я меняюсь слишком быстро: мое сегодня опровергает мое вчера».
  • «Я – лес, полный мрака от темных деревьев, – но кто не испугается моего мрака, найдет и кущи роз под сенью моих кипарисов», – автор «Так говорил Заратустра».

Читайте книги Фридриха Ницше в сервисе Литрес.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2