Говорим о тех, кто рассказывал про Байкало-Амурскую магистраль всей стране
О ходе строительства БАМа жители СССР узнавали благодаря работе журналистов. С их помощью вся страна могла наблюдать за грандиозной стройкой века.
"Правда" о БАМе
Первым темы БАМа коснулся в своём очерке спецкор "Правды" Сергей Богатко. Ещё до объявления Всесоюзной комсомольской стройки, в 1972 году, он опубликовал материал "Второй путь к океану" об инженере-изыскателе Александре Побожем.
После официального объявления "Правда" отправила на БАМ коллектив журналистов во главе с Юрием Казьминым, которые освещали стройку в новой рубрике "Себе и потомкам".
Писали и о трудностях, которые выпали на долю бамовцев, и об их самоотверженном труде. Журналисты касались таких непростых тем, как нехватка транспорта, сложности в логистике… Но при этом рассказывали о возникновении новых городов и посёлков, о культурной жизни, о новых возможностях, которые открывает БАМ.
Сложный путь репортёра
Репортёры рвались говорить о БАМе, но порой мешала цензура. Например, один из самых известных летописцев магистрали, Пётр Лосев, написал уникальный репортаж о событиях первого дня десанта на магистрали.
Он узнал о его формировании случайно, от знакомого. Вопреки протестам главного редактора Лосев поехал в Усть-Кут и сумел отправить статью в редакцию. Но газета "Восточно-Сибирская правда", где он в то время работал, не напечатала материал, опасаясь за последствия: официального разрешения на такие публикации пока не было.
Статью Лосева в итоге всё же напечатали, но без упоминания названия БАМа. Ну а потом, когда журналистам дали зелёный свет, он написал ещё много статей, репортажей, очерков, а также книги "Утро БАМа" и "Мы — корреспонденты".
Камеры не выдерживали, а люди — да
Приезжали на БАМ и операторы. Благодаря им люди могли не только читать, но и видеть своими глазами, как строят Байкало-Амурскую магистраль.
Одним из тех, кто снимал события тех лет на киноплёнку, был Леонид Дорофеев. Он приезжал на БАМ несколько раз, на его кадрах запечатлены строители из разных республик СССР, их непростая работа и в то же время — воодушевление и азарт.
Сами операторы тоже сталкивались на БАМе с трудностями: камеры не были приспособлены к суровым погодным условиям и порой ломались. Но несмотря ни на что Леонид с теплотой вспоминает свои поездки. "Нигде больше я не встречал таких открытых и жизнерадостных людей, такой уверенности в нужности своей работы, невероятного подъёма и энтузиазма!" — рассказывает он.
А ещё о БАМе можно узнать в многочисленных музеях.