Найти тему
Лучшее на Урале

Дивизион, сбивший 1 мая 1960 года американский самолет-разведчик U-2

Пусковая установка С-75.
Пусковая установка С-75.

1 мая 1960 года в небе над Советским Союзом разыгралось сумбурное сражение по уничтожению американского самолета -шпиона U-2. До того, как самолет был сбит под Свердловском, он благополучно пролетел над Сталинабадом (Душанбе), космодромом Байконур, Магнитогорском, Челябинском, Озерском (Челябинск-40). Это был далеко не первый полет U-2 в небе над СССР. У Советского Союза уже были истребители и комплексы ПВО, способные сбить американский самолет, однако мне не удалось найти никакой информации о попытках это сделать до подлета к Свердловску.

Расположение дивизионов С-75, ведших огонь по самолету U-2
Расположение дивизионов С-75, ведших огонь по самолету U-2

Итак, первую ракету выпустил 5-й дивизион 37 бригады ПВО, расположенный возле села Полдневая. Координаты дивизиона 56 15 04N, 60 19 41E, можете их вбить в Яндекс-карты. Пущенная вдагонку ракета самолет не поразила.

Далее в бой вступил 2-дивизион 57 бригады ПВО, село Косулино (56 43 48N, 60 56 33E). Единственной выпущенной ракетой самолет был сбит и распался на обломки. Но об его уничтожении не было известно, решили, что самолет поставил пассивные помехи и под их прикрытием скрылся.

1-й дивизион, поселок Монетный (57 01 16N, 60 53 45E) дал залп по летящим к земле обломкам.

Я решил побывать в Косулино, и посмотреть, что осталось от дивизиона, сбившего U-2. Добраться до Косулино не сложно, найти дивизион еще проще, он находится посреди леса, с трех сторон окруженного застройкой.

Расположение дивизиона вызывает недоумение. Непонятно, зачем его разместили рядом с селом. Ракета комплекса С-75 двуступенчатая. Первая ступень - пороховой ускоритель. При пуске он вполне мог упасть на людей.

Косулино, остатки 2-го дивизиона
Косулино, остатки 2-го дивизиона

От остановки автобуса 120 надо пройти около километра по улице Лесной, дальше буде отвороток налево. Вот и въезд на территорию , бывшего военного городка.

-4

Справа - два домика, видимо для командира дивизиона и замполита. Слева - какие-то развалины, кочегарка. Тут-же бункер, похоже, что это бомбоубежище. Ни одного человека я не встретил.

Направо уходит столь любимая военными бетонка, дальше - гаражи, один из которых не разрушен, под замком.

Налево - въезд на огневую позицию. По кругу расположены шесть площадок для пусковых установок, они обвалованы, оставлен только проезд для ТЗМки. Имеется ввиду тягач зенитный малый, обычно ЗИЛ-157, позднее ЗИЛ-131. Огневые позиции сохранились потому, что были закатаны в асфальт.

Огневая позиция.
Огневая позиция.

В центре "ромашки", образованной огневыми позициями - взорванные бункеры.

В Яндекс-картах указано, что рядом с бункерами расположен памятник. Я его не обнаружил.

Больше смотреть было нечего, осталось обойти периметр дивизиона.

Периметр.
Периметр.

Дивизион был окружен двумя рядами колючей проволоки на бетонных опорах. проволоку давно сдали в металлолом, а а на опоры никто не позарился.

Впрочем, в одном месте колючая проволока сохранилась, в этом месте повешена табличка.

-10

Я решил, что эта табличка- чья-то странная шутка.

Могу предположить, что дивизион был расформирован в начале девяностых годов. После развала СССР денег на армию стало не хватать. К тому времени комплексы С-75 морально устарели.

После того, как был сбит U-2, военные действия не закончились. Из-за неразберихи, по ошибке, был еще сбит самолет МИГ-19, летчик Сергей Сафронов погиб. Про это у меня есть отдельная статья.

Я попытался разобраться, какие чувства у меня вызвало посещение этого объекта. Такое-же, как просмотр картины "Меньшиков в Березове" Василия Сурикова. Все позади... :(