Трактат византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» является одним из важных письменных источников по нашей древнейшей истории. В отличии от «Повести временных лет» она аполитична по отношению к правителям Древней Руси и различным событиям.
Открыв девятую главу я сразу же был удивлен одним фактом. Давайте вместе прочтем один отрывок.
Да будет известно, что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендостлав, сын Ингора, архонта Pocuu, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда.
С самой первой строки нас встречает некая загадочная «внешная Русь».
Тогда где же находится та самая «внутренняя Русь»?
И тут я вспомнил нашего известного историка А. Насонова, который объяснял это явление как деление на Русь в узком и широком смысле слова. В узком смысле Русь была представлена Киевом, Переяславлем и Черниговым, а широком - Новгородом. Но, Константин Багрянородный включает во «внешнюю Русь» Чернигов (Чернигога), и даже находящийся в 15 км от Киева Вышгород (Вусеград).
Ответом на этот вопрос могла бы быть та самая «Черноморская Русь», которая когда-то существовала в районе Керченского пролива. Ввиду своего географического положения она была ближе к Константинополю, следовательно могла быть «внутренней Русью».
Согласно договору Игоря с греками, тот обязался не нападать на Корсунь, и более того, должен был защищать его от черных булгар.
И тут я обратил внимание на еще один отрывок.
Росы, направляясь в Таврику, проходят от Днепра путь через Черную Булгарию и Хазарию…
И зачем тогда грекам озадачивать Игоря, а затем и Святослава, защитой Корсуня, если путь к нему для них был закрыт хазарами и черными булгарами?
И тут меня осенило мысль, а что если та самая «внутренняя Русь» располагалась на территории между Корсунем и черными булгарами? То есть «внутренняя Русь» должна была располагаться на Черном или Азовском море.
И следом возникает вторая загадка. Почему ПВЛ не говорит нам о том, что Святослав княжил в Новгороде? Об этом нам повествует только Константин Багрянородный. Он прямо пишет, что Сфендостлав (Σφενδοσθλαβος) приплывает из Немогарда (Νεμογαρδα). Следовательно, традиция отправлять сыновей на «стажировку» в Новгород принадлежит не Святославу, а его отцу. Но археологи в один голос заверяют нас, что к этому времени Великий Новгород только зарождался, поэтому явно не тянул на роль стольного города. Поэтому Немогард, это скорее всего либо Ладога, либо Рюриково городище.
Тогда где княжил сам Игорь? К сожалению византийский император нам не сказал об этом, ибо тогда мы бы точно узнали, где располагалась та самая «внутренняя Русь».