Цакли (Вайли tsak li) - это разновидность традиционной буддийской живописи, которая представляет собой миниатюрные изображения, выполненные на бумаге или картоне. Основными героями цакли являются персонажи тибетского буддизма.
В русскоязычной литературе цакли называют "гадательными образками", потому что эти миниатюрные изображения могут быть задействованы и в гадательных обрядах. В русском языке слово "цакли" - женского рода (Елихина, с. 452).
Ламы используют цакли для дарования посвящений и в обрядах передачи учений. Например, человеку требуется посвящение того или иного божества и, для начала, необходимо испросить разрешение у этого божества и визуализировать его. Вот в этом и помогают цакли. Поэтому в англоязычной литературе цакли наывают "initiation cards", или "карточки для посвящений".
Цакли можно поместить в реликварий и носить при себе - тогда она будет выполнять функцию защитного амулета.
На цакли могут быть изображены не только божества, но и подношения и ритуальные атрибуты. И это пример особого буддийского прагматизма: если у вас нет возможности сделать определённое подношение, то вы всегда можете применить цакли.
Равно как и изображения ритуальных атрибутов могут быть полезны для того или иного обряда.
Стилистика этих образков шла рука об руку с развитием художественных традиций настенной живописи и танок. Расцвет тибетского искусства приходится на XV век.
Это особый период в истории Тибета, когда соседи были не в силах осуществлять экспансию, а внутри страны происходило распределение власти и ресурсов.
В случае с Тибетом, буддийские монастыри стали сосредотачивать в себе материальные и кадровые ресурсы, а высшие ламы тибетского буддизма становились не только духовными лидерами, но и политическими.
А там, где ресурсы, там и богатые библиотеки буддийских текстов, которые требовалось переводить, переписывать и иллюстрировать. Там строительство монастырей с инфраструктурой, и творчество с применением развитых художественных традиций. К середине XV века Тибет приобрел международную репутацию "буддийской святой земли", потеснив в этом отношении Индию.
Для тибетской живописи этого периода характерно плотное письмо, предпочтение насыщенным оттенкам синего и красного, изумрудно-зелёного цветов и золотистой охры. Открытые цвета сочетаются с тонко прописанными деталями и витиеватыми узорами.
Существует мнение, что этим праздничным и тяжеловесным стилем тибетские произведения обязаны непальским художникам. Они, в свою очередь, опирались на стиль индийских настенных росписей храмов и манускриптов (Kossak, Singer, 1999, p. 3, 33-34).
Эта живопись в упрощённом виде повторяется в миниатюрных цакли.
В собрании Метрополитен-музея (англ. The Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке находится набор из 25 цакли XV века, выполненный непальским мастером, вероятно, по заказу монастырского ламы.
Располагая набором этих карточек, можно сделать расклад построить мандалу Ваджрасаттвы. В соответствии с ритуалом, просветлённое существо может снизойти в мандалу и даровать благословение.
На оборотной стороне каждой цакли дано пояснение, перевёл Дэвид Темплмен (англ. David Templeman).
В этом наборе цакли главными героями являются Татхагаты, и здесь они изображены с праджнями.
- Татхагата - эпитет, описывающий мудрость Будды Шакьямуни, основателя учения.
- Пять Татхагат возглавляют Пять семейств Будд: Падма (Амитабха), Ваджра (Акшобхья), Будда (Вайрочана), Ратна (Ратнасамбхава), Карма (Амогхасиддхи).
- Другие названия Татхагат: Дхьяни-будды, Будды созерцания, Пять Будд мудрости, Пять Будд Высшей мудрости изначального Будды, Пять Будд Медитации, Пять Истинносущих (IAST panca-buddha, panca tathagata).
- Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары, начиная от субъективных импульсов и ощущений и заканчивая физическим восприятием органов чувств. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата.
- В буддизме существуют пять видов омрачений, или клеш: страсть, ненависть, неведение, гордыня и зависть. Это негативные аспекты, которые носят иллюзорный характер и мешают достижению Просветления.
- Пять Татхагат помогают преобразовать эти "яды" в пять мудростей: мудрость распознавания, мудрость, подобную зеркалу, мудрость основы сущего (Абсолюта), мудрость равенства и мудрость, завершающую все деяния (Андросов, 2011, с. 322-323).
Татхагаты.
Ваджрасаттва (пер. с санскр. и тиб. "существо ваджры").
Здесь это центральный герой мандалы.
- Является проявлением Ади-Будды, олицетворением единства пяти Татхагат.
У Ади-Будды нет образа, он представляет собой источник универсального, всеобщего и вневременного разума. Как это изобразить, никто не знает.
Однако, иллюстрировать эти идеи как-то надо, поэтому ему придумали проявления, которые почитаются как олицетворение единства Татхагат: Ваджрасаттва, Ваджрадхара, а также Самантабхадра.
Ваджрасаттва изображается с телом белого цвета. Здесь он синий. Возможно, из-за того, что есть традиции, согласно которым, в мандале, посвящённой Татхагатам, он замещает синего Ваджрадхару со скрещенными руками (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 310, 317).
Атрибуты: ваджра, которую будда держит в правой руке вертикально перед грудью, и колокольчик гханта - в левой руке, опущенной на бедро.
Праджня - Ваджрасаттватмика.
Ваджрасаттва олицетворяет естественное состояние всех существ. В буддизме считается, что изначально мы все совершенны. Также Ваджрасаттва олицетворяет принцип очищения сознания, тела и кармы. Поэтому его также называют Буддой Чистоты.
- Пять Татхагат это: Ратнасамбхава, Вайрочана, Амитабха, Амогхасиддхи и Акшобхья.
Ратнасамбхава (пер. с санскр. и тиб. "рождённый драгоценностью").
Цвет тела - жёлтый.
Атрибут - ратна, или сокровище.
Праджня - Мамаки.
Вахана - лев.
Его скандха - ведана (пер. с санскр. и тиб. 'чувства, ощущения'). Это субъективные ощущения, которые возникают на основе впечатлений или эмоций.
Ратнасамбхава может преобразовать яд гордыни в мудрость равенства. Или равновесия. Он учит тому, что все существа, вне зависимости от субъективных ощущений, имеют одинаковую природу, всё живое едино. А раз нет никого ни хуже, ни лучше, то и гордыня смысла не имеет.
Вайрочана (пер. с санскр. и тиб. 'распространяющий сияние').
Цвет тела - белый.
Атрибут - чакра.
Праджня - Ваджрадхатвишвари.
Вахана - лев или дракон.
Скандха - виджняна (пер. с санскр. и тиб. 'осознание, способность познавать, сознание'). Это способность познавать посредством сопоставления, различения, анализа.
Вайрочана может преобразовать яд невежества в мудрость Абсолюта. Здесь всё понятно: беспредельная и всепроникающая мудрость доступна индивиду, способному хотя бы отличить тёплое от мягкого и объяснить это словами через рот.
Амитабха (пер. с санскр. и тиб. 'безмерно сияющий').
Цвет тела - красный.
Атрибут - чаша патра.
Праджня - Пандаравасини.
Вахана - павлин.
Скандха - санджня (пер. с санскр. и тиб. 'сознание, обозначение'). Это восприятие посредством чувств, направленное на распознавание всех явлений по отдельности и поиск в каждом общих черт.
Амитабха может преобразовать яд страстей в мудрость распознавания. Все страсти и вредные привычки хороши, выбирай любую. Но если присмотреться к каждой по отдельности, то все ведут к одному и тому же. И вообще меру знать надо.
Амогхасиддхи (пер. с санскрита "не зря усердствовавший", пер. с тиб. "достигший успеха").
Цвет тела - зелёный.
Атрибут - вишваваджра.
Праджня - Тара.
Вахана - слон.
Скандха - санскара (пер. с санскр. и тиб. "исполнение, силы и влияния
прежних деяний"). Это воля и мотивация. Мотивации могут быть разными.
Амогхасиддхи может преобразовать яд зависти в мудрость, завершающую все деяния, или мудрость свершения. Здесь тоже всё логично: вместо того, чтобы завидовать чужому успеху, сооруди свой, - есть даже специальный Татхагата, который в этом помогает.
Акшобхья (пер. с санскр. и тиб. "неколебимый").
В этом наборе цакли его нет. Но без него рассказ о Татхагатах будет неполным.
Цвет тела - синий.
Атрибут - ваджра, которую Татхагата вертикально держит в правой руке.
Праджня - Лочана.
Вахана - слон.
Скандха - рупа (пер. с санскр. и тиб. "внешность, цвет, форма, облик, образ"). Познание мира сансары через физическое восприятие органами чувств.
Акшобхья может преобразовать яд ненависти в мудрость, подобную зеркалу. Поверхность зеркала остаётся непоколебимой, какие бы предметы в нём ни отражались. Так и человеку полезно быть беспристрастным, не впадая в ярость. Даже если ударился мизинцем об тумбочку.
По сути Татхагаты оказывают поддержку в том, чтобы помнить следующее:
- Оценочные суждения на основе ощущений не всегда верны (Ратнасамбхава).
- Невежество - это проблема и, как любая проблема, боится здравого смысла (Вайрочана).
- Неуёмные желания, стяжательство, алчность и похоть - одинаково бесполезны (Амитабха).
- Зависть - ну, такое, если только она не мотивирует на то, чтобы сделать лучше других (Амогхасиддхи).
- Ненависть не так страшна, как равнодушие (Акшобхья).
Также в наборе представлены девять других просветлённых существ, которые относятся к категории бодхисаттв: Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Майтрея, а также Бхумигарбха, Акшагарбха Сарваниварана-Вишкамбхин, Самантабхадра (дважды) и Самантабхадри.
Следующая группа - это хранители сторон света в меховых мини.
Локапалы.
Яма.
Махакала.
Хаягрива.
И кто-то зелёный.
Шесть путей перерождения.
В буддизме существует шесть миров перерождения, также известных как шесть путей или шесть лок, населённых богами, полубогами, людьми, животными, голодными духами и жителями адов.
В наборе есть представители всех миров. На оборотных сторонах даны пояснения, как загреметь на тот или иной путь и что потом делать.
Бог.
"Иллюзия гордыни порождена несотворённым (прим. "несотворённый ум" означает "спонтанный, неразвитой, непроработанный, пока ещё несовершенный") разумом. Достижение естественного состояния богов и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
Полубог.
"Иллюзия зависти порождена несотворённым умом. Достижение естественного состояния полубогов и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
Человек.
"Иллюзия желания и привязанности порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния человеческих существ и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
Животное.
"Иллюзия ограниченного мышления порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния животных и обретние способности к медитации могут привести к полному подчинению разума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
Голодный дух.
"Иллюзия скупости порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния измученных призраков и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
Адское существо.
"Иллюзия ненависти порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния адских существ и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".
(c) Пер. Дэвида Темплмена.
В общем, если верить надписям на цакли, то всё выглядит оптимистично: каждое существо в шести мирах может достичь своего естественного совершенного состояния.
Литература
- Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. С. 100-101, 105-106, 107, 172-173, 181, 189-190, 184, 322-323, 325, 326-327, 332, 333.
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 310, 311-312, 317-318, 325, 327-328.
- Kossak S. M., Singer J. C. Sacred Visions. Early paintings from Central Tibet. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1999. P. 3, 33-34.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен