Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Татхагаты в тибетских цакли XV века из Метрополитен-музея.

Цакли (Вайли tsak li) - это разновидность традиционной буддийской живописи, которая представляет собой миниатюрные изображения, выполненные на бумаге или картоне. Основными героями цакли являются персонажи тибетского буддизма. В русскоязычной литературе цакли называют "гадательными образками", потому что эти миниатюрные изображения могут быть задействованы и в гадательных обрядах. В русском языке слово "цакли" - женского рода (Елихина, с. 452). Ламы используют цакли для дарования посвящений и в обрядах передачи учений. Например, человеку требуется посвящение того или иного божества и, для начала, необходимо испросить разрешение у этого божества и визуализировать его. Вот в этом и помогают цакли. Поэтому в англоязычной литературе цакли наывают "initiation cards", или "карточки для посвящений". Цакли можно поместить в реликварий и носить при себе - тогда она будет выполнять функцию защитного амулета. На цакли могут быть изображены не только божества, но и подношения и ритуальные атрибу
Оглавление

Цакли (Вайли tsak li) - это разновидность традиционной буддийской живописи, которая представляет собой миниатюрные изображения, выполненные на бумаге или картоне. Основными героями цакли являются персонажи тибетского буддизма.

Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala

В русскоязычной литературе цакли называют "гадательными образками", потому что эти миниатюрные изображения могут быть задействованы и в гадательных обрядах. В русском языке слово "цакли" - женского рода (Елихина, с. 452).

Ламы используют цакли для дарования посвящений и в обрядах передачи учений. Например, человеку требуется посвящение того или иного божества и, для начала, необходимо испросить разрешение у этого божества и визуализировать его. Вот в этом и помогают цакли. Поэтому в англоязычной литературе цакли наывают "initiation cards", или "карточки для посвящений".

Самантабхадри (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.19. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61723
Самантабхадри (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.19. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61723

Цакли можно поместить в реликварий и носить при себе - тогда она будет выполнять функцию защитного амулета.

На цакли могут быть изображены не только божества, но и подношения и ритуальные атрибуты. И это пример особого буддийского прагматизма: если у вас нет возможности сделать определённое подношение, то вы всегда можете применить цакли.

Равно как и изображения ритуальных атрибутов могут быть полезны для того или иного обряда.

Ратнасамбхава (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707
Ратнасамбхава (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707

Стилистика этих образков шла рука об руку с развитием художественных традиций настенной живописи и танок. Расцвет тибетского искусства приходится на XV век.

Махакала (фрагмент). Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550
Махакала (фрагмент). Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550

Это особый период в истории Тибета, когда соседи были не в силах осуществлять экспансию, а внутри страны происходило распределение власти и ресурсов.

В случае с Тибетом, буддийские монастыри стали сосредотачивать в себе материальные и кадровые ресурсы, а высшие ламы тибетского буддизма становились не только духовными лидерами, но и политическими.

А там, где ресурсы, там и богатые библиотеки буддийских текстов, которые требовалось переводить, переписывать и иллюстрировать. Там строительство монастырей с инфраструктурой, и творчество с применением развитых художественных традиций. К середине XV века Тибет приобрел международную репутацию "буддийской святой земли", потеснив в этом отношении Индию.

Махакала (фрагмент). Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550
Махакала (фрагмент). Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550

Для тибетской живописи этого периода характерно плотное письмо, предпочтение насыщенным оттенкам синего и красного, изумрудно-зелёного цветов и золотистой охры. Открытые цвета сочетаются с тонко прописанными деталями и витиеватыми узорами.

Существует мнение, что этим праздничным и тяжеловесным стилем тибетские произведения обязаны непальским художникам. Они, в свою очередь, опирались на стиль индийских настенных росписей храмов и манускриптов (Kossak, Singer, 1999, p. 3, 33-34).

Махакала. Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550
Махакала. Тибет, XV в. Художественный музей Филадельфии (англ. Philadelphia Museum of Art). Учётный номер: 1994-148-638. Эл. ресурс URL: https://philamuseum.org/collection/object/88550

Эта живопись в упрощённом виде повторяется в миниатюрных цакли.

В собрании Метрополитен-музея (англ. The Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке находится набор из 25 цакли XV века, выполненный непальским мастером, вероятно, по заказу монастырского ламы.

Располагая набором этих карточек, можно сделать расклад построить мандалу Ваджрасаттвы. В соответствии с ритуалом, просветлённое существо может снизойти в мандалу и даровать благословение.

Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala

На оборотной стороне каждой цакли дано пояснение, перевёл Дэвид Темплмен (англ. David Templeman).

Вайрочана (оборотная сторона). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706
Вайрочана (оборотная сторона). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706

В этом наборе цакли главными героями являются Татхагаты, и здесь они изображены с праджнями.

  • Татхагата - эпитет, описывающий мудрость Будды Шакьямуни, основателя учения.
  • Пять Татхагат возглавляют Пять семейств Будд: Падма (Амитабха), Ваджра (Акшобхья), Будда (Вайрочана), Ратна (Ратнасамбхава), Карма (Амогхасиддхи).
  • Другие названия Татхагат: Дхьяни-будды, Будды созерцания, Пять Будд мудрости, Пять Будд Высшей мудрости изначального Будды, Пять Будд Медитации, Пять Истинносущих (IAST panca-buddha, panca tathagata).
  • Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары, начиная от субъективных импульсов и ощущений и заканчивая физическим восприятием органов чувств. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата.
  • В буддизме существуют пять видов омрачений, или клеш: страсть, ненависть, неведение, гордыня и зависть. Это негативные аспекты, которые носят иллюзорный характер и мешают достижению Просветления.
  • Пять Татхагат помогают преобразовать эти "яды" в пять мудростей: мудрость распознавания, мудрость, подобную зеркалу, мудрость основы сущего (Абсолюта), мудрость равенства и мудрость, завершающую все деяния (Андросов, 2011, с. 322-323).

Татхагаты.

Ваджрасаттва (пер. с санскр. и тиб. "существо ваджры").

Здесь это центральный герой мандалы.

  • Является проявлением Ади-Будды, олицетворением единства пяти Татхагат.

У Ади-Будды нет образа, он представляет собой источник универсального, всеобщего и вневременного разума. Как это изобразить, никто не знает.

Однако, иллюстрировать эти идеи как-то надо, поэтому ему придумали проявления, которые почитаются как олицетворение единства Татхагат: Ваджрасаттва, Ваджрадхара, а также Самантабхадра.

Ваджрасаттва изображается с телом белого цвета. Здесь он синий. Возможно, из-за того, что есть традиции, согласно которым, в мандале, посвящённой Татхагатам, он замещает синего Ваджрадхару со скрещенными руками (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 310, 317).

Атрибуты: ваджра, которую будда держит в правой руке вертикально перед грудью, и колокольчик гханта - в левой руке, опущенной на бедро.

Праджня - Ваджрасаттватмика.

Ваджрасаттва. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54678
Ваджрасаттва. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54678

Ваджрасаттва олицетворяет естественное состояние всех существ. В буддизме считается, что изначально мы все совершенны. Также Ваджрасаттва олицетворяет принцип очищения сознания, тела и кармы. Поэтому его также называют Буддой Чистоты.

  • Пять Татхагат это: Ратнасамбхава, Вайрочана, Амитабха, Амогхасиддхи и Акшобхья.
Ваджрасаттва (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54678
Ваджрасаттва (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/54678

Ратнасамбхава (пер. с санскр. и тиб. "рождённый драгоценностью").

Цвет тела - жёлтый.

Атрибут - ратна, или сокровище.

Праджня - Мамаки.

Вахана - лев.

Ратнасамбхава. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707
Ратнасамбхава. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707

Его скандха - ведана (пер. с санскр. и тиб. 'чувства, ощущения'). Это субъективные ощущения, которые возникают на основе впечатлений или эмоций.

Ратнасамбхава может преобразовать яд гордыни в мудрость равенства. Или равновесия. Он учит тому, что все существа, вне зависимости от субъективных ощущений, имеют одинаковую природу, всё живое едино. А раз нет никого ни хуже, ни лучше, то и гордыня смысла не имеет.

Ратнасамбхава (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707
Ратнасамбхава (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.3. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61707

Вайрочана (пер. с санскр. и тиб. 'распространяющий сияние').

Цвет тела - белый.

Атрибут - чакра.

Праджня - Ваджрадхатвишвари.

Вахана - лев или дракон.

Вайрочана. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706
Вайрочана. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706

Скандха - виджняна (пер. с санскр. и тиб. 'осознание, способность познавать, сознание'). Это способность познавать посредством сопоставления, различения, анализа.

Вайрочана может преобразовать яд невежества в мудрость Абсолюта. Здесь всё понятно: беспредельная и всепроникающая мудрость доступна индивиду, способному хотя бы отличить тёплое от мягкого и объяснить это словами через рот.

Вайрочана (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706
Вайрочана (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.2. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61706

Амитабха (пер. с санскр. и тиб. 'безмерно сияющий').

Цвет тела - красный.

Атрибут - чаша патра.

Праджня - Пандаравасини.

Вахана - павлин.

Амитабха. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61708
Амитабха. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61708

Скандха - санджня (пер. с санскр. и тиб. 'сознание, обозначение'). Это восприятие посредством чувств, направленное на распознавание всех явлений по отдельности и поиск в каждом общих черт.

Амитабха может преобразовать яд страстей в мудрость распознавания. Все страсти и вредные привычки хороши, выбирай любую. Но если присмотреться к каждой по отдельности, то все ведут к одному и тому же. И вообще меру знать надо.

Амитабха (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61708
Амитабха (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.4. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61708

Амогхасиддхи (пер. с санскрита "не зря усердствовавший", пер. с тиб. "достигший успеха").

Цвет тела - зелёный.

Атрибут - вишваваджра.

Праджня - Тара.

Вахана - слон.

Амогхасиддхи. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.5. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61709
Амогхасиддхи. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.5. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61709

Скандха - санскара (пер. с санскр. и тиб. "исполнение, силы и влияния
прежних деяний").
Это воля и мотивация. Мотивации могут быть разными.

Амогхасиддхи может преобразовать яд зависти в мудрость, завершающую все деяния, или мудрость свершения. Здесь тоже всё логично: вместо того, чтобы завидовать чужому успеху, сооруди свой, - есть даже специальный Татхагата, который в этом помогает.

Амогхасиддхи (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.5. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61709
Амогхасиддхи (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.5. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61709

Акшобхья (пер. с санскр. и тиб. "неколебимый").

В этом наборе цакли его нет. Но без него рассказ о Татхагатах будет неполным.

Цвет тела - синий.

Атрибут - ваджра, которую Татхагата вертикально держит в правой руке.

Праджня - Лочана.

Вахана - слон.

Скандха - рупа (пер. с санскр. и тиб. "внешность, цвет, форма, облик, образ"). Познание мира сансары через физическое восприятие органами чувств.

Акшобхья может преобразовать яд ненависти в мудрость, подобную зеркалу. Поверхность зеркала остаётся непоколебимой, какие бы предметы в нём ни отражались. Так и человеку полезно быть беспристрастным, не впадая в ярость. Даже если ударился мизинцем об тумбочку.

Представитель мира адских существ (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61729
Представитель мира адских существ (фрагмент). Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61729

По сути Татхагаты оказывают поддержку в том, чтобы помнить следующее:

  • Оценочные суждения на основе ощущений не всегда верны (Ратнасамбхава).
  • Невежество - это проблема и, как любая проблема, боится здравого смысла (Вайрочана).
  • Неуёмные желания, стяжательство, алчность и похоть - одинаково бесполезны (Амитабха).
  • Зависть - ну, такое, если только она не мотивирует на то, чтобы сделать лучше других (Амогхасиддхи).
  • Ненависть не так страшна, как равнодушие (Акшобхья).
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala

Также в наборе представлены девять других просветлённых существ, которые относятся к категории бодхисаттв: Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Майтрея, а также Бхумигарбха, Акшагарбха Сарваниварана-Вишкамбхин, Самантабхадра (дважды) и Самантабхадри.

Следующая группа - это хранители сторон света в меховых мини.

Локапалы.

Яма.

Яма с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.14. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61718
Яма с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.14. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61718

Махакала.

Махакала с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.15. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61719
Махакала с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.15. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61719

Хаягрива.

Хаягрива с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.16. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61720
Хаягрива с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.16. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61720

И кто-то зелёный.

Дхармапала с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61721
Дхармапала с праджней. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.17. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61721

Шесть путей перерождения.

В буддизме существует шесть миров перерождения, также известных как шесть путей или шесть лок, населённых богами, полубогами, людьми, животными, голодными духами и жителями адов.

В наборе есть представители всех миров. На оборотных сторонах даны пояснения, как загреметь на тот или иной путь и что потом делать.

Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala
Набор цакли. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевые краски. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.1–.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/perspectives/tsakali-mandala

Бог.

"Иллюзия гордыни порождена несотворённым (прим. "несотворённый ум" означает "спонтанный, неразвитой, непроработанный, пока ещё несовершенный") разумом. Достижение естественного состояния богов и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира богов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.20. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61724
Представитель мира богов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.20. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61724

Полубог.

"Иллюзия зависти порождена несотворённым умом. Достижение естественного состояния полубогов и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира полубогов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.21. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61725
Представитель мира полубогов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.21. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61725

Человек.

"Иллюзия желания и привязанности порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния человеческих существ и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира людей. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.22. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61726
Представитель мира людей. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.22. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61726

Животное.

"Иллюзия ограниченного мышления порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния животных и обретние способности к медитации могут привести к полному подчинению разума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира животных. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.23. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61727
Представитель мира животных. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.23. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61727

Голодный дух.

"Иллюзия скупости порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния измученных призраков и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира голодных духов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.24. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61728
Представитель мира голодных духов. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.24. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61728

Адское существо.

"Иллюзия ненависти порождена несотворённым разумом. Достижение естественного состояния адских существ и обретение способности к медитации могут привести к полному подчинению ума".

(c) Пер. Дэвида Темплмена.

Представитель мира адских существ. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61729
Представитель мира адских существ. Тибет, начало XV в. Бумага, водно-клеевая живопись. 16х14,5 см. Метрополитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art), Нью-Йорк. Учётный номер: 2000.282.25. Эл. ресурс URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/61729

В общем, если верить надписям на цакли, то всё выглядит оптимистично: каждое существо в шести мирах может достичь своего естественного совершенного состояния.

Литература

  • Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. М.: Ориенталия, 2011. С. 100-101, 105-106, 107, 172-173, 181, 189-190, 184, 322-323, 325, 326-327, 332, 333.
  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 310, 311-312, 317-318, 325, 327-328.
  • Kossak S. M., Singer J. C. Sacred Visions. Early paintings from Central Tibet. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1999. P. 3, 33-34.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен