В пантеоне тибетского буддизма Белая Тара относится к категории бодхисаттв. Белая и Зелёная Тары являются наиболее популярными ипостасями богини. Культ Тары зародился в Индии в первые века нашей эры, и она была одной из многочисленных ипостасей Деви (IAST devi), женской формы божества.
Появление и распространение культа Тары у последователей тибетского буддизма датируется VII-IX вв. В глазах жителей Гималаев и Тибета Тара стала богиней-утешительницей, облегчающей страдания больных, покровительницей влюблённых, трудящихся и учащихся. Культ прекрасной богини-бодхисаттвы стал чрезвычайно популярен в народной среде.
На аукционе Bonhams в 2018 г. фигурировала серебряная статуэтка Белой Тары из Долоннора (современная китайская провинция Чахар; пиньинь Chahar).
В 1691 г. в этом поселении состоялась встреча цинского императора Канси (1654-1722) и монгольского лидера Дзанабадзара (1635-1723), который также являлся Богдо-Гэгэном I, одним из высших лам традиции гелуг.
Были достигнуты договорённости о том, что в состав империи Цин входит не только Внутренняя Монголия, то есть территории к югу от пустыни Гоби, но и Внешняя, к северу от пустыни Гоби. И что Пекин будет строить и спонсировать буддийские монастыри и даст бесконечный заработок монгольским мастерам.
Это привело к дальнейшему развитию монгольских художественных традиций. Хотя остаётся дискусионный вопрос о том, что в этих традициях осталось от Монголии.
Серебряные буддийские скульптуры встречаются как в Монголии, так и в Тибете, Непале, Китае и Бурятии. Такие произведения представляют собой большую редкость, их создавали по особым случаям и заказчиками выступали лица, наделённые высоким уровнем платёжеспособности.
В данном случае мастера задействовали максимальное количество ресурсов: скульптура покрыта позолотой, украшена инкрустацией и окрашена пигментами.
На фото, предоставленным аукционным домом, не видно есть ли у этой Тары дополнительные глаза на ступнях. Дело в том, что помимо двух на человеческих местах, у Белой Тары, в соответствии с приписываемым ей эпитетом "семиглазая", должны быть дополнительные пять глаз: один на лбу, два на ладонях и два ступнях.
В представлениях буддистов, Тара способна заметить каждого, кому требуются её помощь и поддержка.
Скульптура проработана со всех сторон. Присутствуют пигменты синего, красного, зелёного цветов, каждый на своих местах в соответствии с художественными традициями буддийской металлической скульптуры.
Основные цвета, которые используют для окраски буддийской скульптуры, это жёлтый (здесь золотой), синий, белый (здесь серебро), красный и зелёный.
Эти цвета соответствуют пяти Татхагатам (другие названия: Пять Будд мудрости, Пять Будд Высшей мудрости изначального Будды).
- Согласно буддийской философии, сознание человека можно разделить на пять аспектов, которые включают в себя все методы постижения сансары, начиная от субъективных импульсов и ощущений и заканчивая физическим восприятием органов чувств. Эти пять аспектов называются скандхами. Каждой скандхе соответствует Татхагата.
Также эти пять цветов являются основными в танках (другие варианты написания: тханка, тангка, тхангка), произведениях традиционной тибетской живописи.
Скульптура инкрустирована крупными кабошонами ценнейшей небесно-голубой бирюзы. Три вставки украшены резьбой, имитирующей растительные формы.
Традиция украшать буддийскую скульптуру бирюзой пришла из Тибета. Там этот минерал ассоциируется с благочестием, ему приписывают защитные и лечебные свойства. Значение бирюзы совпадает с представлениями оБелой Таре, спасительнице и целительнице.
Буддийская скульптура также выполняет роль реликвария: во время ритуала освящения в полость внутри пьедестала помещаются буддийские святыни. Это могут быть свёрнутые полоски бумаги с молитвенными текстами и янтрами, кусочки хадаков, кристаллы горного хрусталя, семена и т. д. Пьедестал герметично запечатывается тонкой пластиной, выполненной из меди.
Здесь скульптуре повезло - она не ограблена. Из-под пластины торчат края оранжевой ткани, вероятно хадака - ритуального длинного платка, который является универсальным даром по любому случаю и может использоваться в качестве подношения.
Скульптура обладает необычной стилистикой. Лаконичные очертания декоративного оформления и одинарный лотосовый пьедестал с устремлёнными вверх лепестками типичны для монгольской пластики.
Эстимейт предмета составил 1 200 000 - 1 800 000 HKD, или 13 801 680 - 20 702 520 рублей.
Литература
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С 312, 327.
- Деменова В. В. Буддийская скульптура школы Долоннор в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств. // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство : Седьмые Доржиевские чтения. СПб.: Своё издательство, 2018. С. 127-128.
- Островская Е. А. Воины радуги. Институционализация буддийской модели общества в Тибете. СПб.: СПбГУ, 2008. С 127.
- Reedy Ch. Himalayan Bronzes: Technology, Style, and Choices. Newark: Associated University Presses, 1997. P. 71-72.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.