"...И появятся также перед тобой двое: Всеблагой Отец и Всеблагая Мать, Великие Прародители всех Будд, Саманта Бхадра и Саманта Бадра — Божественный Отец и Божественная Мать.
Эти сорок два божества, наделённые совершенством, появятся из твоего сердца; они — порождение твоей чистой любви. Познай их".
(c) Тибетская книга мёртвых, 1992, с. 75.
В иконографии тибетского буддизма существует лаконичный и выразительный образ просветлённого существа в союзе с праджней.
В тексте "Бардо Тодол", или "Бардо Тхёдол" (Вайли bar-do thos-grol), также известном как "Тибетская книга мёртвых" Будда Самантабхадра и его праджня Самантабхадри перечисляются среди сорока двух просветлённых существ, которые увидит человек на шестой день после своей смерти. А вы как думали, смерть - это вам не свет выключить.
Будда Самантабхадра фигурирует в тантрических текстах школы ньингма. В интерпретации последователей традиции ньингма Будда Самантабхадра является Ади-Буддой. то есть олицетворяет собой всех будд и бодхисаттв всех времён и народов.
Вероятно, поэтому образ этого Будды лишён отличительных атрибутов за исключением тёмно-синего цвета кожи. Самантабхадра может изображаться без одежды и украшений. В союзе яб-юм его праджня изображается с кожей белого цвета. Парное изображение символизируют совокупность сострадания и знания, которые необходимы для достижения просветления.
Одетая и украшенная форма Будды Самантабхадры, впрочем, тоже существует.
Однако, аскетичная форма смотрится куда очаровательней.
Большая часть произведений, изображающих Будду Самантабхадру с праджней - относительно поздние. Из ранних можно отметить танку XVII в. из собрания Художественного музея Рубина (Нью-Йорк).
В живописи чаще всего Будда Самантабхадра с праджней встречаются в качестве второстепенных персонажей. Их образы типичны для танок (Вайли thang ka), изображающих божеств и учителей, почитаемых в школе ньингма.
- Тантра – это совокупность практик, направленная на достижение состояния Будды. Согласно, последователям этих традиций, просветления можно достичь путём практических действий, включающих в себя различные психофизические техники регуляции сознания.
- В тантре существует следующая концепция: мокша и нирвана являются результатом единения двух аспектов: метода и мудрости. Мудрость бесполезна без действий и действия не могут быть эффективными без необходимого вектора.
- Под методом и мудростью в этой концепции можно понимать иные "единства противоположностей". Например, ум и чувства (или знание и сострадание), активное и пассивное начала, наконец, мужское и женское.
- Поэтому тантрические формы буддийских божеств могут находиться в союзе, буквально иллюстрируя необходимость слияния двух аспектов.
Интересно и то, что все эти тантрические оппозиции, происходят из единого источника, выражая поговорку про две стороны одной монеты. С точки зрения буддизма в основе мироздания лежит пустота, или дхармакая, которую может постичь лишь просветлённое существо. Дхармакаю невозможно постичь посредством метода или мудрости по отдельности.
Поэтому и противоположности становятся мнимыми. Да и едва ли можно признать настоящими антагонистами метод и мудрость и их производные. Скорее это можно назвать разными способами постижения сансары, не слишком противоположными друг другу.
Возвращаясь на грешную землю, замечу то, что в живописных и скульптурных изображениях Будды Самантабхадры с праджней, Будда вовсе не держит свою шакти под ягодицы. Он воспроизводит дхьяна-мудру, или мудру медитации.
Вот поэтому он - Будда.
Литература
- Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. М.: Республика, 1992. С. 245-246.
- Будникова Ю. Ю., Елихина Ю. И., Матехина Т. С., Росов В. А., Титова М. А., В. М. Фёдорова. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 89.
- Тантрическая этика. Объяснение этических принципов практики буддизмаваджраяны / Чже Цонкапа. СПб.: Лёлина Е. Н., 2012.
- Тибетская книга мёртвых. Пер. с англ. А. Блейз, В. Рынкевич. М.: София, 2003.
- Тибетская книга мёртвых. Пер. с англ. В. Кучерявкина, Б. Оаанина. СПб.: Изд-во Чернышёва, 1992. С. 75.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.