Найти тему
ОСК | Северная верфь

Лидер эсминцев «Ленинград» | Первый в череде лидеров

Уже одного этого первенства было бы достаточно, чтобы «Ленинград» вошёл в историю флота, но этот факт — лишь малая часть богатой биографии корабля.

Подкласс быстроходных, небронированных артиллерийско-торпедных кораблей, которые назывались «лидерами» был сформирован за рубежом в конце 30-х годов. «Лидеры» предназначались для борьбы с эскадренными миноносцами противника, защиты своих кораблей от вражеских торпедных атак и выведения в атаку собственных миноносцев. Эти корабли могли принимать участие в тактической разведке и минных постановках, использовать торпедное оружие.
Однако, разработки подобных кораблей велись и в СССР.

Лидер эсминцев «Ленинград».
Лидер эсминцев «Ленинград».

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЛЕГЕНДА
В ноябре 1929 года было утверждено техническое задание, согласно которому корабль водоизмещением 2250 т и полной скоростью хода не менее 40,5 узлов должен был нести эффективное артиллерийское вооружение, а также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.
Разработку проекта поручили Бюро специального проектирования судов (БСПС), организованному на базе Технического бюро Северной верфи, которое находилось за пределами завода и размещалось в здании бывшей Коломенской пожарной и полицейской части (у Старо-Калинкина моста через Фонтанку, напротив Адмиралтейских верфей).

  • Руководителем разработки общего проекта был назначен В. А. Никитин, ответственным исполнителем конструкторских работ по проекту корабля — руководитель группы легких быстроходных кораблей инженер-кораблестроитель П. О. Трахтенберг.
  • Главная энергетическая установка для лидера разрабатывалась в Техническом бюро Северной верфи под руководством А. В. Сперанского. Так как в ЦКБС одновременно выполнялось еще несколько заказов, было принято решение о присвоении каждому из проектов новых кораблей условных номерных шифров.

Проекту лидера был присвоен первый номер — с него и взяла свое начало нумерация проектов в отечественном кораблестроении, которая используется и по сей день. Лидеры проекта 1 закладывались как эсминцы, а в лидеры их переклассифицировали уже в ходе постройки.

22 февраля 1932 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «По строительству ВМС РККА на 1932 год», которым предписывалось заложить три лидера со сроком ввода их в строй к концу 1933 года. Предполагалось построить 6 единиц серии, но, позже, после выявления недостатков на испытаниях головного корабля, было решено строить следующие корабли по усовершенствованному проекту.

Строительство лидера эсминцев "Ленинград" на Северной судостроительной верфи.
Строительство лидера эсминцев "Ленинград" на Северной судостроительной верфи.

Приказ о закладке кораблей по еще неутвержденному проекту был подписан 1 декабря 1930 года, однако из-за отставания разработок непосредственно саму закладку лидеров отложили.

Строительство кораблей было поручено наиболее подготовленным в то время судостроительным предприятиям страны: Северной судостроительной верфи и заводу № 198 им. А. Марти в Николаеве.

Два лидера — «Москва» и «Харьков» были заложены 29 октября 1932 года на заводе в Николаеве, и еще один — «Ленинград» (заводской номер 450) был заложен 5 ноября того же года на Северной верфи. В корпусе корабля, который имел традиционную клепаную конструкцию, впервые использовалась легированная сталь.

-3

КАК «ЛЕНИНГРАД» ВЫШЕЛ В ЛИДЕРЫ?
Поскольку проект создавался с нуля, не было никакого прототипа, и в отечественной промышленности ещё не было опыта создания столь крупных кораблей, сроки строительства сильно затягивались.

И все же строительство на Северной верфи продвигалось быстрее всего и «Ленинград» стал головным лидером серии.

О проблемах, с которыми сталкивался завод, наиболее ярко говорят выдержки из документов проверяющих органов.
Из протокола Постоянной приемной комиссии при наркоме ВМФ:

«На всем периоде постройки корабля, в работе, как и по другим строящимся объектам, преобладает штурмовщина. Постройка корабля идет не планово, а рывками, так например, для обеспечения закладки корабля основная масса рабочей силы корпусного цеха была брошена на данный объект, в ущерб другим объектам, а затем в декабре, январе и феврале месяцах фактически работы по постройке корабля не производились, рабочие были переброшены на другие объекты».

Причиной отставания сроков сдачи кораблей на Северной верфи, по мнению проверяющего завод уполномоченного Комиссии партийного контроля при
ЦК ВКП (б) по Ленобласти Р. Г. Рубенова, заключалась в «исключительно скверном планировании на заводе».

Данная ситуация вынудила его обратиться к секретарю ЦК ВКП (б) И. В. Сталину, председателю КПК при ЦК ВКП(б) Н. Е. Ежову и первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) А. А. Жданову с докладом, где он просил запретить производство и выпуск продукции, не предусмотренной планом завода, установить очередность в строительстве кораблей, а также наладить работу технического отдела и КБ.

СТРОЙКА ПОД «КОЛПАКОМ»
После такого обращения в администрации завода стало известно о подключении к проверке строительства лидера еще одной организации — НКВД.

  • Для того, чтобы хоть как-то спасти положение, «Ленинград» 17 ноября 1933 года был спущен на воду. Но это, как оказалось, мало помогло. Несколько сотрудников завода были арестованы и репрессированы.

Корабль на тот момент представлял собой лишь корпус, энергетическую установку и отдельные системы и механизмы. Вооружение, системы управления артиллерийским огнем еще только разрабатывались или испытывались.

Корабль формально передали в состав Краснознаменного Балтийского флота 5 декабря 1936 года, но его испытания окончательно завершились только в 1938 году, когда сдавался второй корабль — «Минск», построенный по уже несколько измененному проекту (проект 38). При этом испытания головного корабля выявили, что мореходность и остойчивость недостаточна, запас плавучести был очень мал, высока вибрация на полном ходу, а корпус оказался очень слабым.

Из воспоминаний главного конструктора В. А. Никитина:

«Как и сторожевые корабли, лидер «Ленинград» строился на площадке левее эллинга и так же, как и сторожевые корабли, должен был спускаться боком. Этот способ спуска теперь был нами хорошо освоен на опыте спуска кораблей типа «Ураган» и никаких сомнений не вызывал. Накануне спуска нам сообщили, что на спуск «Ленинграда» приедет начальник отдела НКВД Ленинградской области Заковский. Он никогда не видел бокового спуска и хотел его посмотреть. За спуск я был спокоен, проверили, убедились, что он в полном порядке. В день спуска приехал Заковский, и я повел его на место. Ранее я смотрел на спуски сторожевых кораблей с разных участков спускового устройства и поэтому знал, что эффектнее получается, если встать точно по диаметральной плоскости корабля у одной из его оконечностей, так как при этом, благодаря большой угловой скорости этой оконечности, создается полное впечатление, что она значительно обгоняет дальнюю оконечность и кажется, что вот-вот произойдет авария. Туда я и прошел вместе с Заковским. Наконец, наступило время спуска. Отданы команды и корабль пошел по полозьям с нарастающей скоростью. Меньше минуты, прыжок и корабль уже был на воде. Присутствующие прокричали «Ура!». Тут Заковский повернулся ко мне и сказал: — Мне показалось, что корабль перекосился на полозьях и сейчас перевернется или сломается. И я подумал, что мне придется Вас тут же арестовать. На это я ему ответил: — Я очень рад, что Вам не пришлось
это делать!».

-4

ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Великая Отечественная война застала лидер «Ленинград» в Таллине. Уже на следующий день после начала войны лидер вышел в море на свою первую минную постановку. «Ленинград» постоянно выходил на минные постановки, а также вел огонь по сухопутным целям противника, поддерживая войска Ленинградского фронта.

В течение всего 1943 года корабль активно участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по вражеским позициям. Зимой 1944 года, после перехода советских войск в наступление, «Ленинград» своей артиллерией подавлял очаги сопротивления немцев. Затем, до конца войны, военный корабль не выходил в море дальше Кронштадта из-за большой минной опасности.


После войны корабль несколько раз переклассифицировали, он был отремонтирован, его переименовали в плавучую казарму, а после сделали мишенью. В итоге корабль был потоплен крылатой ракетой крейсера «Грозный» в Белом море.