В период развития и становления Советской власти генетика была одной из наук, которая преследовалась и запрещалась. Начало преследования и борьбы с генетикой приходится на 30-е годы 20 века, когда страной руководил И.В. Сталин.
В сложившейся обстановке, когда в стране гремели громкие дела о «врагах народа», критика генетической науки породила свои результаты.
Выдающийся ученый С.С. Четвериков в 1929 году первый подвергся критике за свои труды в области генетики. Ученый организовал семинар по генетике, но не в институте, а на дому у его участников. Об этой выходке стало известно властям, тогда С.С. Четверикова уволили и выслали из Москвы в Свердловск. Борьба с генетической наукой только начала набирать обороты, поэтому ученному удалось найти работу по новому месту пребывания. Он устроился консультантом в зоопарк.
Ученые генетики проводили аргументы в защиту своих теорий, организовывали дискуссии, предлагали новые эксперименты, а представители власти, во главе которых стоял Трофим Денисович Лысенко, приводили против генетиков обвинения, которые носили политический характер.
В противопоставление генетики ставилась передовая «мичуринская биология». Генетика же, в свою очередь и во все объявлялась буржуазной реакционной наукой. А буржуазный строй был полной противоположностью советской власти, следовательно, и науки генетики не было места в зародившимся советском государстве.
Генетики в своих трудах ссылались на достижения зарубежных ученых, что также было недопустимо в советской науке, в связи с эти их обвиняли в низкопоклонстве перед иностранщиной.
Кроме того, особое внимание уделялось генетики человека. По мнению представителей советской власти того периода времени, граждане социалистической страны не могут иметь наследственных болезней, а разговоры про гены человека и вовсе рассматривались как основа расизма и фашизма.
Самым опасным противником Лысенко считал Вавилова Николая Ивановича, российского советского ученого, который в то время пользовался популярностью в США и некоторых европейских странах. После донесения Лысенко на Вавилова в НКВД в 1940 году Сталин И.В. согласовал его арест.
Чтобы не привлекать особого внимания западных стран, Вавилова арестовали не в Москве, а на Западной Украине, где он находился в экспедиции.
Изначально Вавилова приговорили к расстрелу, но позже заменили наказание на более «мягкое» по отношению к расстрелу - 20 лет каторги. Но спустя три года ученый скончался от истощения.
В периоды Великой отечественной войны преследования генетиков прекратились на время, но после ее окончания они возобновились.
Особо громким событием в борьбе с генетической наукой стала сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина в 1948 году, на которой Лысенко выступил с докладом "О положении в биологической науке". Доклад предусматривал критику генетической науки. Естественно, генетики, которые присутствовали на сессии, возражали против доводов, изложенных в докладе Лысенко, но в конце сессии Лысенко сообщил, что его доклад был лично одобрен товарищем Сталиным, следовательно, критикуя доклада Лысенко, ученые выступили против взглядов самого Сталина. После данного инцидента все ведущие генетики были уволены с работы, преподавание генетики в школе и в вузах было запрещено.
Таким образом, генетическая наука признавалась буржуазной наукой, не соответствующей идеям советского общества.