Это военное формирование НКВД отвечало за поддержание общественного порядка и обеспечение государственной безопасности на территории Ленинградского Военного округа. Она действовала на Пулковском и Урицком (Лиговском) направлениях, в том числе и на территории современного Красносельского района г. Санкт-Петербурга и нынешнего пункта постоянной дислокации Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации.
Особенно 21-я мотострелковая дивизия войск НКВД отличилась при обороне южных подступов к осажденному Ленинграду. На обороняемом ею участке фашисты не смогли продвинуться к городу. Она остановила врага в нескольких километрах от города: за спиной бойцов был Кировский завод. На рубежах Урицк, Старо-Паново, больница Фореля (Автово) дивизия стояла насмерть. Воины считали своим девизом: «Чекисты в плен не сдаются!». Командовал в тот период 21-й мотострелковой дивизией войск НКВД Михаил Данилович Папченко – участник Гражданской войны, герой боев в лесах Карельского перешейка в советско-финскую войну, «несгибаемый полковник», дослужившийся до звания «генерал-майор». Об этой дивизии и о самом М. Д. Папченко, пойдет речь в данной работе. Для ее написания помимо общедоступных источников были использованы материалы Архива Министерства Обороны СССР, биография М.Д. Папченко, полученные нами в дар от Музея «Путь 21-ой дивизии войск НКВД» при СПб ГБУ «Кировец».
В войнах и вооружённых конфликтах военнослужащие внутренних войск не только выполняли специальные задачи, но и непосредственно участвовали в боевых действиях. Одной из героических страниц их служебно-боевой деятельности стал вклад войск НКВД в победу в Великой Отечественной войне. Они участвовали в боях против немецко-фашистских захватчиков, обеспечивали охрану тыла действующей Красной армии, охраняли коммуникации и промышленные объекты, конвоировали военнопленных, вели борьбу с диверсантами и шпионами, дезертирством и бандитизмом, решали целый ряд других, в том числе не свойственных им, задач.
Характерной особенностью боевого применения войск НКВД в начальный период Великой Отечественной войны было то, что они, как правило, вступали в бой в местах дислокации. В последующем, находясь в подчинении общевойскового командования, применялись для ведения боевых действий, а в ряде мест, как это было под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, Ставка Верховного Главнокомандования специально направляла войска НКВД на участки, где вместе с частями Красной армии нужно было любой ценой задержать врага.
Перед началом войны все наиболее крупные мосты, железнодорожные сооружения и важные предприятия промышленности в приграничных районах Советского Союза охраняли гарнизоны войск НКВД. Они одними из первых вступили в бой с наступавшим противником утром 22 июня 1941 г. и, сдерживая превосходившего врага, вели упорные бои за каждый охраняемый объект. Многие военнослужащие, оказавшись отрезанными от своих частей, сражались в окружении, и лишь когда кончались боеприпасы, подрывали охраняемые объекты и вливались в отходившие части Красной армии.
При разработке планов войны военно-политическое руководство Германии в качестве одного из первоочередных объектов агрессии наметило Ленинград. В связи со стремительным продвижением немецких войск в июле 1941 г. к городу и отсутствием войсковых резервов командование Ленинградского фронта приняло ряд мер по усилению обороны, одной из которых стало формирование трёх соединений войск НКВД – 1, 20 и 21-й стрелковых дивизий, которые влились в боевые порядки оборонявшихся советских войск. Части 21-й стрелковой дивизии сдерживали натиск немецких войск на лиговском направлении, остановили противника в четырёх километрах от города.
21 дивизия разворачивалась с 22 июня по 1 июля 1941 г. в Ленинграде в соответствии с мобилизационным планом (МП-41 НКВД) на базе 13-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД СССР, как 21-я мотострелковая дивизия оперативных войск НКВД СССР. Полки дивизии на момент формирования дислоцировались: 13-й полк в Ленинграде, 14-й полк в Выборге, 15-й полк в Петрозаводске, Сортавале, 35-й полк в Шлиссельбурге. В составе дивизии насчитывалось 5915 человек. Кроме того, в дивизию влилась окружная школа младшего начсостава пограничных войск, 30 августа 1941 г. дивизия была пополнена 1500 ленинградскими милиционерами, а в сентябре 1941 г. в дивизию были влиты остатки 22-й дивизии НКВД.
В период с июля по август 1941 г. дивизия выполняла оперативно-боевые задачи по охране правительственных органов Ленинграда (Смольный, УНКГБ, УНКВД), линий правительственной связи ВЧ (Петрозаводск-Сортавала, Выборг-Ленинград, Ленинград-Нарва, Ленинград-Чудово). Кроме того, 21-я дивизия выполняла задачи по борьбе с диверсионными и десантными группами в районе г. Сортавала, а также на линии государственной границы с Финляндией, в Выборге, по Юго-Восточному и Южному берегам Ладожского озера, реке Волхов, в отдельном районе Петрозаводска и его окрестностях в радиусе 150 километров.
Подвиг бойцов дивизии
В боевых действиях против немецко-финских войск в Карелии участвовали подразделения 14-го и 15-го Краснознамённых мотострелковых полков 21-й дивизии НКВД. В этот период было проведено несколько успешных боевых операций различными частями дивизии.
В бою 15-го Краснознамённого мотострелкового полка у озера Мярет 25 июля 1941 г. младший лейтенант А. А. Дивочкин принял на себя командование батареей, с опасностью для жизни ликвидировал пожар на складе боеприпасов и лично попеременно из двух орудий стрелял по противнику с открытой позиции, отразил атаку, уничтожил одно орудие, несколько пулемётов и до взвода пехоты противника».
26 июля 1941 г. решительным ударом 15 Краснознаменного мотострелкового пехотного полка было прорвано кольцо белофиннов в районе Кудом-Губа, выведена из окружения школа младшего командного состава Карело-Финского пограничного округа, остановлено продвижение белофиннов в направлении Порос-озеро и удержано на этом рубеже до сентября 1941 г..
В августе 1941 г.14 Краснознаменного мотострелкового пехотного полка была образцово выполнена задача по обеспечению отхода частей 198 и 142 стрелковых дивизий, в результате чего была выведена не только живая сила этих частей, но и материальная часть.
В бою 4 августа 1941 г.Инструктор пропаганды 14 Краснознаменного мотострелкового пехотного полка старший политрук Руденко лично уничтожил 15 белофиннов-кукушек, будучи ранен, убил немецкого пулеметчика, захватил станковый пулемет и огнем из него продолжал разить врага. Получив второе ранение, он не оставил поле боя и только при третьем ранении, истекая кровью, потерял сознание.
В этом бою санитарный инструктор Кокорин появлялся среди самых ожесточенных схваток, оказывая помощь раненым и лично принимая участие в атаках. Будучи сам раненым, он пробился на передовые позиции для оказания помощи старшему политруку Руденко. Ведя бой, раненый Кокорин был окружен. При попытке взять его в плен, он воскликнул «чекисты не сдаются», подорвал себя и пять белофиннов во главе с офицером гранатой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 г.старшему политруку Николаю Михайловичу Руденко, младшему лейтенанту Александру Андреевичу Дивочкину и красноармейцу Анатолию Александровичу Кокорину были присвоены звания Героев Советского Союза.
18 августа 1941 г.подразделения 35 мотострелкового пехотного полка в районе Городня стремительной атакой способствовали выходу из окружения Ленинградского авиатехнического училища. Затем полк был выдвинут для прикрытия направления на г. Луга, имея перед собой превосходящие силы противника. В конце августа 1941 г. полк с полуострова Хаппи-Дахти был срочно переброшен в г. Выборг, откуда выступил для прикрытия отхода частей 123 и 115 стрелковых дивизий. В этих боях полк нанес противнику значительный урон в живой силе и технике.
В конце августа 1941 г. нависла непосредственная угроза над Ленинградом. С 30 августа по 2 сентября 1941 г. 21-я мотострелковая дивизия войск НКВД была переформирована в 21 стрелковую дивизию войск НКВД и получила задачу, прикрыв южные подступы к Ленинграду, не пропустить врага в город.
Когда 1 сентября 1941 г. командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Жуков Георгий Константинович, он лично посетил участок обороны 21-й стрелковой дивизии НКВД. Г. К. Жуков посчитал, что именно сюда немецкое командование направит танки. Для этого в состав дивизии была включена 6-я бригада морской пехоты и дивизии народного ополчения.
3 сентября линия фронта близко приблизилась к Кировскому заводу, на котором производили танк КВ-1. До завода оставалось всего около трех или четырех километров. Но советские солдаты отстояли завод. В течении всей блокады Ленинграда Кировский завод продолжал собирать и ремонтировать танки, а также выпускать боеприпасы, которые потом уходили на фронт. При этом, более 2500 человек умерло от голода, но производство не останавливали.
Захватив 8 сентября 1941 г. Шлиссельбург, противник отрезал Ленинград с суши. Сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Важную роль в срыве планов противника по овладению Ленинградом сыграли контрудары советских войск. В ночь с 19 на 20 сентября 1941 г. части 1-й дивизии войск НКВД во взаимодействии с частями Красной армии и моряками Ладожской военной флотилии форсировали Неву и закрепились на её левом берегу, на небольшом плацдарме, получившем название «Невский пятачок». Ожесточённая борьба за «Невский пятачок», в которой участвовали части 1-й и 20-й стрелковых дивизий НКВД, продолжалась семь с половиной месяцев.
Именно в частях войск НКВД, оборонявших Ленинград, зародилось и получило широкое распространение снайперское движение. В октябре 1941 г. открыли счёт уничтоженным фашистам снайперы 1-й стрелковой дивизии войск НКВД старшина И. Д. Вежливцев и красноармеец П. И. Голиченков.
В отражении удара врага через Лигово на Ленинград особенно отличились 21-я стрелковая дивизия НКВД полковника М. Д. Папченко, 6-я бригада морской пехоты полковника Д. А. Синочкина и 7-й истребительный авиационный корпус полковника С. П. Данилова. Исключительную доблесть проявили артиллеристы 42-й армии. Нередко целые дивизионы, а иногда и артиллерийские полки выдвигались на открытые боевые позиции и прямой наводкой уничтожали наседавшего врага. Только на участке Лигово-Пулково на прямую наводку было выставлено свыше 500 орудий. Заняв оборону на втором оборонительном рубеже: финский залив-Лигово-Фарфоровая, дивизия решительными контратаками совместно с частями 13 стрелковой дивизии в сентябре 1941 года отбросила части противника и остановила его на рубеже Урицк-Старо-Паново-Ново-Паново.
После стабилизации фронта под Ленинградом на части войск НКВД была возложена задача охраны продовольственных грузов, поступавших в осаждённый город по льду Ладожского озера, по «Дороге жизни». К её обслуживанию и охране были привлечены подразделения 13-го мотострелкового полка и 23-й дивизии войск НКВД.
Боевая деятельность 21 стрелковой дивизии войск НКВД была отмечена в приказе Военного Совета Ленинградского фронта. Всему личному составу дивизии была объявлена благодарность как первой дивизии, остановившей врага и преградившей ему путь в Ленинград.
Дивизия до августа 1942 г. вела оборону на прежних позициях в Ленинграде. Но после торжественного принятия знамени 109-й дивизии, которая мужественно обороняла Севастополь, номер дивизии был изменён на 109. Управление 21-й дивизии расформировано 28 августа 1942 г. по приказу НКВД СССР № 001768 от 20 августа 1942 г.
25 октября 1942 г. после сдачи обороны частям 85 стрелковой дивизии 109 стрелковая дивизия поступила в резерв командующего 42 армии, сосредоточилась в районе Александровское и приступила к занятиям по боевой и политической подготовке с личным составом. Возобновив боевые действия, дивизия занимала ответственные рубежи обороны на направлениях главного удара противника: Урицк-Пулково и отражала все попытки противника прорвать оборону на Урицком направлении.
14 января 1944 г., выполняя приказ Верховного Главнокомандующего части дивизии прорвали оборону немцев под Ленинградом на Урицком направлении и действуя в составе 109 стрелкового корпуса, овладели крупными узлами обороны немцев: Урицк, Лигово, Немецкая колония, Красное село и соединились с войсками 2-й ударной армии, действовавшей с Ораниенбаумского плацдарма в районе Петергофа. В дальнейшем, действуя в составе 109 стрелкового корпуса, дивизия наступала на Кингисеппском направлении и первой в корпусе форсировала реку Луга, Южнее Кингисеппа. По овладении городом Кингисепп, дивизия развивала успех на город Нарва.
За образцовое выполнение задания командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при прорыве сильно укрепленной, долговременной обороны противника на Карельском перешейке севернее города Ленинграда и проявленное при этом доблесть и мужество указом Президиума Верховного Совета СССР 109 стрелковой дивизии присвоено почетное звание «Ленинградская», она награждена орденом Красного Знамени.
С целью увековечить подвиг советских бойцов 21-й дивизии внутренних войск НКВД на проспекте Народного Ополчения в районе железнодорожной станции Лигово в Санкт-Петербурге был установлен памятник.
Командир дивизии Михаил Данилович Папченко
Отдельного внимания заслуживает командир 21 дивизии войск НКВД Михаил Данилович Папченко. Он родился 1 октября 1901 г. в деревне Гойково Комаровической области Чериковского уезда Могилевской губернии в семье бедного крестьянина. До революции родители М. Д. Папченко вели свое хозяйство, а в 30-е годы вступили в колхоз. Михаил Папченко получил образование в училище Министерства народного образования, которое закончил в 1916 г. Трудовую деятельность он начал в хозяйстве отца и вел ее до призыва в 1920 г. в РККА. В 1922 г. М. Д. Папченко закончил 31 Смоленские пехотные командные курсы, затем, в 1923 г., курсы пограничников в г. Ленинграде, в 1924 г. – Высшую пограншколу ОГПУ. Учился один год (в 1937 году) на курсах усовершенствования комсостава погранвойск. Затем закончил полный курс вечернего отделения Военной академии имени М. В. Фрунзе, а в 1947 году – Высшие академические курсы при ВВА имени Ворошилова.
За время службы в пограничных войсках М. Д. Папченко шесть лет служил на Камчатке, где получил большой опыт по устройству войск в условиях крайнего севера.
Великую Отечественную войну встретил в должности командира 21-ой мотострелковой дивизии НКВД. На этом посту получил большую практику в маневрировании частями дивизии на большой территории в борьбе с авиодесантами противника и их диверсионными группами. Согласно автобиографии М. Д. Папченко, бои на ближних подступах к Ленинграду позволили ему освоить методы организации и разведки противника в условиях маневренного боя на широком фронте ограниченными силами, организации глубоко эшелонированной обороны, построенной на принципе многополосности с широко развитой системой траншей и ходов сообщения в сочетании с плотными минно-взрывными заграждениями и глубокоэшелонированной противотанковой артиллерией. За период оборонительных боев М. Д. Папченко пришел к выводу о том, что разведкой наблюдения можно до 80-90% установить точное расположение противника и всей его огневой системы в обороне, детально изучить режим жизни противника и весь его порядок. В дальнейших боях за Ленинград М. Д. Папченко пришлось освоить ведение наступательного боя в условиях лесисто-болотистой местности с ограниченным количеством участвующих танков, в управлении боем в условиях леса и болота.
В должности командира 124 стрелковой дивизии он участвовал в снятии блокады с г. Ленинграда и наступлении до рубежа Нарва, Псков. В июле, августе 1944 г. участвовал в составе 59 армии в очистке островов в Выборгском заливе путем десантных операций с преодолением больших водных преград. Бойцы под руководством М. Д. Папченко протягивали линии связи через большие водные пространства до 18 км.
М. Д. Папченко, пройдя вся войну, дошел до Кёнигсберга, в 1945 г. воевал в Манчжурии в составе 39 армии Забайкальского фронта по разгрому Японской армии, где получил опыт по обеспечению войск в условиях степей водой и организации маршей днем и ночью в степных условиях. По его мнению, практический опыт работы в мирных условиях и боевой практический опыт, полученный в ходе Великой Отечественной войны и обучение в ВАК после войны сделали М. Д. Папченко «генералом, могущим работать в мирное время с высокой производительностью и большой пользой для Советской армии». М.Д. Папченко награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Красной Звезды и медалями, среди которых и медаль «За оборону Ленинграда».