Найти в Дзене
Съездить по Глобусу

Уникальный теплоход 50-х годов "Механик Кулибин" ходит в отдалённые районы Якутии.

Теплоход "Механик Кулибин" 1955 года выпуска, курсирует по реке Лене по маршруту "Якутск - Тикси". Корабль достаточно старый, как сами видите, в следующем году будет 70 лет, а линия поистине уникальная! Кто знает, сколько ещё такое чудо проходит - может заменят на что-то более новое (хотя пока альтернатив на подходе не видно), а может.. ну про плохое думать не будем.

Потому что для жителей глухих удалённых сёл "Кулибин" - это настоящий "корабль жизни"!

-2

На нём они не только сами могут доплыть в цивилизацию и вернуться домой, но он же и осуществляет снабжение этих посёлков - доставляет множество разных нужных для жизни грузов.

-3

Продукты, одежда, стройматериалы, товары для дома и огорода, учебники для школ и много чего другого - всё, что формирует наш быт, всё оно как-то должно в эти посёлки попадать. И "Кулибин" - практически единственный корабль, заходящий так далеко на север. Если не он, то только зимниками или авиацией можно что-то сюда привезти.

-4



И все эти грузы вдоль всего пути расставлены вдоль всей палубы, а частью из них завалены разные помещения, в частности, верхний ресторан и кают-компания.

-5

Теплоход делает несколько промежуточных остановок в деревнях (Жиганск, Кыстатыам, Сиктях, Кюсюр, Быков Мыс),

-6

на всех них нет пристаней, а значит посадка, высадка , выгрузка и погрузка товаров производятся посредством лодок, как корабельных, так и частных.

-7

Выглядит это просто эпично! На Енисее, кстати, тоже такое практикуется.

-8



Это моё третье плавание на рейсовом корабле по сибирским рекам. Интересно, что у меня выходит интервал ровно в 4 года: в 2016 мы проплыли по
Иртышу и Оби от Омска до Салехарда на "Родине", а в 2020 - по Енисею от Красноярска до Дудинки на "Валерии Чкалове". И надо сказать, что маршрут по Лене - самый невероятный и интересный из всех трёх, как по пейзажам, так и по уникальности проезжаемых мест.

-9

Тут большая часть маршрута - высокие песчаные отмели, по пути проплывается живописный Верхоянский хребет, а в конце пути - дельта Лены и настоящая Арктика!

-10

Сильное заполярье, теплоход достигает 72-го градуса северной широты! Пока плывёшь, поражаешься, насколько же велика и пустынна наша страна: часами можно ехать и ни одной деревни, ни одной стоянки на берегах - НИКОГО!

-11



Кстати, "Механик Кулибин" - той же 646-й серии, что и "Родина", так что планировка теплохода мне была, в целом, изначально понятна и
знакома.

-12

Выпущены они в ГДР, всего таких кораблей было 15 (по Оби также ходил ещё и "Механик Калашников", из Салехарда на север, в Антипаюту), но именно Кулибин остался последним действующим кораблём из этой серии!

-13

Ещё 1-2 корабля иногда могут выходить в круизы, ещё некоторые используются в качестве плавучих ресторанов. Вот тут можно подробнее прочитать про эту серию.

-14



Надо сказать, что сам по себе теплоход такой серии не то что бы очень комфортен для таких долгих перемещений: здесь не так мало мест, где можно находиться.

-15

И если, например, на "Родине" была открыта кают-компания, пусть и не очень просторная, и там можно было пережидать непогоду, то тут ничего такого не было: только палуба с минимумом сидений, ну и каюта.

-16

В обеденные часы есть ещё буфет, но это не надолго. Многие пассажиры из своих кают и не вылезали, но хорошо, что повезло с погодой, и находиться на палубе было, в целом, вполне комфортно.

-17

Кстати, отличие от "Родины" в том, что там в трюме были просто спальные места по концепции "плацкарта", и ехала там... весьма специфическая публика, а тут сделали каюты (в одной из которых мы и ехали).

-18

Розеток в каютах нет, поэтому желавшие заряжать гаджеты паслись у розетницы на нижней палубе (там слотов было много, хватало на всех).

-19

В этом плане, кстати. енисейские "Чкалов" с "Матросовым" (ровесники "Кулибина", кстати) заметно комфортнее - там на одну палубу больше, ну и есть, где потусоваться в холодные часы.

-20



Ну и сами интерьеры, конечно, очень аутентичные - обивка стен, таблички, дверные ручки - прямо настоящие реликты!

-21

Уже только ради них одних стоит прокатиться на этом корабле.

-22

Как представишь, что эти же стены и каюты в таком же примерно антураже видели наши живущие в 50-х и 60-х годах XX века, так аж дух захватывает.

-23

Но, правда, на "Родине" они несколько получше сохранились, тут много чего оказалось поломано, потёрто, ну куда интенсивнее теплоход эксплуатируется.

-24



Подавляющее большинство пассажиров (порядка 95-98%) - жители этих удалённых посёлков, или их родственники, едущие в гости.

-25

Все они - представители коренных народов: якуты, эвенки и т.д.

-26

На палубе якутская речь слышалась намного чаще, чем русская. Очень много детей разных возрастов (от пары недель до подростков), сильно увеличивавших энтропию и уровень шума на палубе.

-27

Впрочем, детям реально сложновато на таком корабле - по сути кроме как носиться по салонам и палубе или залипать в гаджеты, им заняться то и нечем.

-28

Кто-то практиковал местные виды борьбы.

-29

Постепенно пассажиры выгружались лодками вместе со своими тюками и грузами на разных немногочисленных станциях,

-30

и к Тикси корабль подошёл уже практически полупустой.

-31


К северу белая ночь перетекает в настоящий полярный день..

-32

солнце практически перестаёт покидать небосклон, и крайне сложно уйти спать с палубы, невозможно оторваться от этой красоты!

-33



Спасибо "Кулибину" за прекрасную поездку, большое спасибо команде корабля - все они замечательные дружелюбные открытые люди, честно и качественно выполняющие свою работу!

-34

На севере по-другому то и не бывает.

-35

Несмотря на специфику местности, плавание прошло без особых эксцессов, особых пьяниц и неадекватов не случалось (хотя они вполне бывают на некоторых рейсах).

-36

Если кто-то хочет повторить маршрут, то очень советую! Теплоход отправляется из Якутска каждые 13 дней с июля по сентябрь. Туда в пути 3 дня, обратно - 5.

Капитан нашего прекрасного судна в своей капитанской рубке.
Капитан нашего прекрасного судна в своей капитанской рубке.

Из Тикси можно улететь на самолёте (дорого!), а можно сразу поплыть обратно (правда на осмотр посёлка совсем мало времени останется). Смотреть расписание можно на сайте компании "Ленатурфлот", а покупать билеты нужно прямо на корабле (но можно заранее забронировать по телефону или эмэйлу за дополнительные 900 рублей).

-38

Стоит это удовольствие от 15 до 27 тысяч в зависимости от каюты!

-39

Расскажите в комментариях, хотели бы вы прокатиться на таком теплоходе? Ставьте лайки если понравилось, ну и подписывайтесь на канал!