История проектирования и строительства
При создании легкого авианосца Giuseppe Garibaldi командованию ВМС Италии пришлось преодолевать примерно такие же трудности, что и советским адмиралам. Дело в том, что итальянские парламентарии, утверждающие в рамках бюджета страны и расходы на строительство флота, сочли авианосцы наступательным оружием, в то время как вооруженные силы Италии по конституции страны должны носить только оборонительный характер. Поэтому на разных этапах проектирования и строительства кораблю было суждено претерпеть знакомую советским морякам плавную трансформацию из противолодочного крейсера вертолетоносца в легкий многоцелевой авианосец. Его предполагалось использовать как автономно, так и в составе корабельных ударных группировок для выполнения следующих задач:
- борьба с надводным, подводным и воздушным противником
- ведение разведки
- защита морских коммуникаций
- переброска и высадка десанта.
Корабль оборудован также для выполнения функций флагманского корабля корабельной ударной группировки. Закладка корабля состоялась на верфи фирмы Italcantieri 26.03.1981 г., спуск на воду — 04.06.1983 г., в состав ВМС Италии он был введен 30.09.1985 г. под обозначением 0551 Giuseppe Garibaldi. Вследствие упомянутых выше обстоятельств, Giuseppe Garibaldi является самым маленьким авианосцем в мире. Его полное водоизмещение составляет всего 13 850 т по сравнению с 20 710 т у легких авианосцев типа Invincible.
Технические особенности авианосца
Архитектура этого корабля типовая для авианосцев со сплошной палубой и расположенной по правому борту надстройкой островного типа. Конструкции корпуса рассчитаны на ЭВМ с оптимизацией по прочностным и мореходным характеристикам. При изготовлении этих конструкций использованы в основном высокопрочные стали. Масса корпуса превышает 5500 т, он собран из более чем 400 блоков. По длине корпус разделен на 15 водонепроницаемых отсеков, по высоте имеет 6 палуб, причем ангарная, расположенная под полетной палубой, выполнена водонепроницаемой. По расчетам корабль должен остаться на плаву при затоплении любых трех смежных отсеков, в том числе одного из энергетических, что соответствует 13,5% общей длины корабля. На большей части длины корпуса имеется второе дно, в котором оборудованы цистерны для топлива, масла и пресной воды. Мореходные качества позволяют производить взлет и посадку летательных аппаратов в сложных метеорологических условиях. При скорости больше чем 26 узлов на волнении полетная палуба (при ее высоте над поверхностью воды 12,6 м) остается практически сухой. Для повышения остойчивости корабль оснащен бортовыми килями и двумя парами частично убирающихся бортовых активных рулей, которые уменьшают бортовую качку с 30 до 3° на скорости 16 узлов.
Полетная палуба общей площадью 4150 м2 занимает всю длину корабля. На ней предусмотрены места для одновременного базирования шести вертолетов. В носовой части полетная палуба имеет излом высотой 1,7 м на длине 33 м под углом 6° (по другим данным — 7,5°), который образует своего рода трамплин, облегчающий взлет летательных аппаратов «по самолетному типу». Однако для более эффективного использования самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой на полетной палубе может быть дополнительно оборудована рампа с углом наклона 12°. На палубу нанесено специальноетермостойкое покрытие, обеспечивающее взлет и посадку самолетов. Длина полетной палубы — 173,8 м, наибольшая ширина — 30,4 м. Доставка из нее боеприпасов и снаряжения осуществляется с помощью двух лифтов и двух кранов, размещенных у носового и кормового срезов надстройки. Под полетной палубой расположен ангар, занимающий две палубы. Он имеет длину 117 м, ширину от 13 до 15 м, максимальную высоту 6,35 м и минимальную 5,9 м. В целях противопожарной безопасности он разделен на три части двумя огнестойкими занавесами, которые в обычных условиях крепятся в свернутом виде к подволоку. Так как ангар служит не только для стоянки самолетов и вертолетов, но и их проверки и предполетного обслуживания, к нему подведены системы заправки кислородом, сжатым воздухом, подачи электроэнергии. Всего имеется 6 пунктов заправки топливом — 5 на полетной палубе и 1 в ангаре. Общая емкость цистерн — 690 т. В ангаре и на полетной палубе оборудовано 25 противопожарных постов, 9 станций пенотушения и спринклерные системы.
В ангаре можно разместить 12 вертолетов либо 10 самолетов и вертолет. Для подъема вертолетов на верхнюю палубу используются 2 палубных электрогидравлических самолетоподъемника грузоподъемностью 15 т и размерами 10 X 18 м, расположенных со стороны носа и кормы от надстройки. Каждая гидравлическая система обслуживается двумя насосами, которые обеспечивают подъем самолетоподъемника за 35 с. В аварийных случаях при выходе из строя одного насоса время увеличивается вдвое. Вокруг ангара размещаются авиамастерские и другие служебные помещения для обслуживания авиационной техники общей площадью 330 м2. Полагают, что такое расположение, помимо удобств для специалистов авиагрупп, создает дополнительную конструктивную защиту на каждом борту. Предусмотрена мастерская с люком в подволоке, что позволяет осматривать и ремонтировать опускаемые гидроакустические антенны (ГАС), не снимая их с вертолета. Хранилище продовольствия общей площадью 830 м2 и рефрижераторные камеры находятся в носовой и кормовой частях. Пятиярусная надстройка занимает около трети длины корабля. На ней имеется дымовая труба, трубчатая фокмачта и решетчатая грот-мачта. В носовой части надстройки расположен ходовой мостик, в кормовой — центр управления полетами. Общая площадь помещений надстройки — около 700 м2, из которых 120 м2 отведены под боевой информационный пост. На ней размещены все средства освещения надводной и воздушной обстановки, за исключением трех РЛС противоракетной артсистемы Dardo, которые установлены на носовых спонсонах и на кормовом срезе. Для заправки в море на правом борту оборудовано 8 постов приема топлива и твердых грузов. Жилые каюты и кубрики личного состава находятся на второй, третьей и четвертой палубах и частично в надстройке. Все они, а также большинство служебных помещений имеют систему кондиционирования воздуха, включающую три независимые установки кондиционирования. Каждая из них обеспечивает 40% максимальных потребностей. Дополнительно в некоторых служебных помещениях установлены автономные кондиционеры.
Цитадель, охватывающая все жилые и большинство служебных отсеков, включая ангар, по данным ряда зарубежных источников, обеспечена средствами защиты от оружия массового поражения, системой водяной завесы, станцией дезактивации, постами контроля радиоактивного загрязнения и системой оповещения о загрязнении. Кроме того, живучесть корабля обеспечивается автоматическими противопожарными и водоотливной системами. Для уменьшения теплового поля применена система понижения температуры отработанных газов газотурбинных двигателей путем смешения их с воздухом. Кроме того, предусмотрено использование различных конструктивных решений по снижению шумности. Корабль оснащен 2-вальной газотурбинной главной энергетической установкой (4 турбины). На каждый гребной винт фиксированного шага через 3-ступенчатый редуктор (с одновенечными зубчатыми колесами), самосинхронизирующиеся соединительные муфты и реверсивный гидропреобразователь работают 2 газотурбинных двигателя LM-2500. Последние были выбраны с учетом их высокой экономичности и опыта эксплуатации на кораблях ВМС ряда стран. Турбины попарно расположены в двух разделенных между собой машинных отделениях. В качестве движителей использованы 5-лопастные гребные винты фиксированного шага, так как их коэффициент полезного действия на 2—4% выше, чем у винтов регулируемого шага. Благодаря использованию газотурбинной главной энергетической установки, корабль быстро развивает наибольшую скорость хода 29,5 узлов. Дальность плавания ходом 20 узлов составляет 7000 миль. Особенностью корабля выступает малое для его водоизмещения расстояние, проходимое по инерции с момента отключения газовых турбин до полной его остановки, — менее 1000 м. Пост управления энергетической установкой расположен в средней части корабля под ангарной палубой. Оттуда автоматически осуществляются управление и контроль за работой всех главных и вспомогательных механизмов. Кроме того, в каждом машинном отделении имеются автономные посты управления. Энергетическая установка включает 6 дизель-генераторов суммарной мощностью 9360 кВт. Четыре из них попарно размещены в машинном отделении и два (резервных) в дизель-генераторном отсеке.
Основное вооружение и состав авиакрыла
Несмотря на почти в 2 раза меньшее, чем у авианосцев типа Invincible, водоизмещение, авианосец Giuseppe Garibaldi способен обеспечить базирование 18 летательных аппаратов по сравнению с 14 у английских авианосцев. В то же время оптимальным считается вариант размещения на нем 8 самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и 6 противолодочных вертолетов. Считается, что это позволит перехватывать воздушные цели на удалении до 750 км, осуществлять воздушное патрулирование в течение 1,5 ч на расстоянии 185 км от корабля, наносить удары авиационным управляемым оружием по морским и наземным целям на дальностях от 180 до 370 км с бомбовой нагрузкой самолетов до 2000 кг.
В противолодочном варианте на авианосце базируется эскадрилья палубных вертолетов Sea King SH-3D (4 звена по 4 машины). Вертолеты оснащены РЛС обнаружения надводных целей MM/APQ;706, опускаемой гидроакустической станцией AN/AQS-13B, магнитным обнаружителем, радиогидроакустическими буями и могут брать на борт до 4 самонаводящихся торпед Мк 46 или А244. Они способны осуществлять поиск подводных лодок в течение 2 ч на удалении до 200 км от корабля. Боевой состав эскадрильи позволяет постоянно иметь 3 вертолета в воздухе и 2 на палубе в готовности ко взлету, что обеспечивает, по мнению итальянских экспертов, достаточную эффективность непрерывного кругового противолодочного наблюдения в дальней зоне. Для борьбы с подводными лодками в ближней зоне Giuseppe Garibaldi оснащен подкильной низкочастотной ГАС и двумя 3-трубными 324-мм торпедными аппаратами для торпед Мк 46 и А244. Противокорабельное вооружение корабля представлено четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса Otomat Mk 2 (боекомплект — 10 ракет) с дальностью стрельбы до 180 м. Поиск надводных целей осуществляется РЛС MM/SPS-768 (дальность обнаружения до 280 км). Для борьбы с надводными целями могут использоваться палубные вертолеты SH-3D с противокорабельными ракетами Otomat Mk 2, позволяющими поражать цели на удалении до 25 км. В этом варианте вертолет способен вести патрулирование в течение 4 ч на удалении около 370 км от корабля. Он применяется для загоризонтного целеуказания противокорабельным ракетам комплекса Otomat Mk 2. По имеющимся данным, отработанная дальность пуска составляет 130 км.
Противовоздушная оборона корабля в ближней зоне обеспечивается двумя 8-зарядными пусковыми установками ЗРК Albatros с зенитными управляемыми ракетами Aspide. Общий боезапас комплекса — 72 ракеты (по другим данным — 90), из них 16 находятся на пусковых установках, 32 — в устройствах быстрой перезарядки барабанного типа и 24 — на стеллажах. Для наведения ЗУР Aspide предназначены три комплекта электронно-оптической аппаратуры, каждый из которых включает инфракрасный и телевизионный прицелы, а также лазерный дальномер. Эффективная дальность стрельбы комплекса достигает 14 км.Для борьбы с противокорабельными ракетами авианосец оснащен тремя 40-мм спаренными артустановками Breda Compakt зенитного артиллерийского комплекса Dardo с РЛС управления оружием RTN-20X Orion. Каждая артустановка имеет боезапас 736 снарядов в ленте и скорострельность 600 выстр./мин.
Авианосец располагает современным радиоэлектронным вооружением. В его состав входит автоматизированная система отображения тактической обстановки и управления IPN-20 (SADOC-2), которая одновременно может обработать данные о 200 целях. Эти данные поступают от вертолетов и кораблей охранения по линиям связи Link-И и Link-16. Имеются также следующие радиолокационные станции: дальнего обнаружения воздушных целей RAN 3L, RAN lOS, 3-координатная RAN 205L, обнаружения надводных целей AN/SPS-702, навигационная AN/SPS-703, управления артогнем RTN-20X, а также радионавигационная система TACAN, две автономные радиостанции и гидроакустическая станция AN/SQS-23. В качестве средств радиоэлектронной борьбы используются две многоцелевые 20-трубные 105-мм установки для запуска ракет с противорадиолокационными отражателями, осветительными и фугасными боеголовками. Вслед за авианосцем Giuseppe Garibaldi командование ВМС Италии планировало заложить однотипный с ним авианосец, однако отсутствие финансирования не позволило реализовать эти планы.
Развитие Итальянского кораблестроения
Тем временем итальянские конструкторы не теряли время зря и разработали проект нового авианосца Luigi Einaudi, который имеет больше шансов быть включенным в кораблестроительные программы ближайшего будущего. Этот авианосец по своей концепции близок к испанскому легкому авианосцу Principe de Asturias и должен иметь полное водоизмещение 20 800 т. Планируется, что наряду с достаточно мощным ракетным и артиллерийским оборонительным вооружением он будет располагать и сильным авиационным вооружением: 8 истребителей вертикального или укороченного взлета Harrier AV-8B или 12 противолодочных вертолетов ЕН.101.
✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅