Найти тему
Одиссея военпреда

История строительства и службы Легкого авианосца Италии - типа Giuseppe Garibaldi

Оглавление

История проектирования и строительства

При создании легкого авианосца Giuseppe Garibaldi ко­мандованию ВМС Италии пришлось преодолевать пример­но такие же трудности, что и советским адмиралам. Дело в том, что итальянские парламентарии, утверждающие в рамках бюджета страны и расходы на строительство фло­та, сочли авианосцы наступательным оружием, в то время как вооруженные силы Италии по конституции страны должны носить только оборонительный характер. Поэтому на разных этапах проектирования и строительства кораб­лю было суждено претерпеть знакомую советским моря­кам плавную трансформацию из противолодочного крейсера вертолетоносца в легкий многоцелевой авианосец. Его предполагалось использовать как автономно, так и в соста­ве корабельных ударных группировок для выполнения сле­дующих задач:

  • борьба с надводным, подводным и воздуш­ным противником
  • ведение разведки
  • защита морских ком­муникаций
  • переброска и высадка десанта.

Корабль обору­дован также для выполнения функций флагманского корабля корабельной ударной группировки. Закладка корабля состоялась на верфи фирмы Italcantieri 26.03.1981 г., спуск на воду — 04.06.1983 г., в состав ВМС Италии он был введен 30.09.1985 г. под обозначением 0551 Giuseppe Garibaldi. Вследствие упомянутых выше обстоятельств, Giuseppe Garibaldi является самым маленьким авианосцем в мире. Его полное водоизмещение составляет всего 13 850 т по сравнению с 20 710 т у легких авианосцев типа Invincible.

Технические особенности авианосца

Архитектура этого корабля типовая для авиа­носцев со сплошной палубой и расположенной по правому борту надстройкой островного типа. Конструкции корпуса рассчитаны на ЭВМ с оптимиза­цией по прочностным и мореходным характеристикам. При изготовлении этих конструкций использованы в основном высокопрочные стали. Масса корпуса превышает 5500 т, он собран из более чем 400 блоков. По длине корпус разделен на 15 водонепроницаемых отсеков, по высоте имеет 6 па­луб, причем ангарная, расположенная под полетной палу­бой, выполнена водонепроницаемой. По расчетам корабль должен остаться на плаву при затоплении любых трех смежных отсеков, в том числе одного из энергетических, что соответствует 13,5% общей длины корабля. На боль­шей части длины корпуса имеется второе дно, в котором оборудованы цистерны для топлива, масла и пресной воды. Мореходные качества позволяют производить взлет и посадку летательных аппаратов в сложных метеорологиче­ских условиях. При скорости больше чем 26 узлов на вол­нении полетная палуба (при ее высоте над поверхностью воды 12,6 м) остается практически сухой. Для повышения остойчивости корабль оснащен бортовыми килями и дву­мя парами частично убирающихся бортовых активных ру­лей, которые уменьшают бортовую качку с 30 до 3° на скорости 16 узлов.

-2

Полетная палуба общей площадью 4150 м2 занимает всю длину корабля. На ней предусмотрены места для одно­временного базирования шести вертолетов. В носовой час­ти полетная палуба имеет излом высотой 1,7 м на длине 33 м под углом 6° (по другим данным — 7,5°), который образует своего рода трамплин, облегчающий взлет лета­тельных аппаратов «по самолетному типу». Однако для более эффективного использования самоле­тов с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой на полетной палубе может быть дополнительно оборудована рам­па с углом наклона 12°. На палубу нанесено специальноетермостойкое покрытие, обеспечивающее взлет и посадку са­молетов. Длина полетной палубы — 173,8 м, наибольшая ши­рина — 30,4 м. Доставка из нее боеприпасов и снаряжения осуществляется с помощью двух лифтов и двух кранов, размещенных у носового и кормового срезов надстройки. Под полетной палубой расположен ангар, занимающий две палубы. Он имеет длину 117 м, ширину от 13 до 15 м, максимальную высоту 6,35 м и минимальную 5,9 м. В целях противопожарной безопасно­сти он разделен на три части двумя огнестойкими занавесами, которые в обычных условиях кре­пятся в свернутом виде к подволоку. Так как ангар служит не только для стоянки самолетов и вертолетов, но и их проверки и предполетного обслуживания, к нему подве­дены системы заправки кислородом, сжатым воздухом, подачи электроэнергии. Всего имеется 6 пунктов заправки топливом — 5 на полетной палубе и 1 в ангаре. Общая емкость цистерн — 690 т. В ангаре и на полетной палубе оборудовано 25 противопожарных постов, 9 станций пенотушения и спринклерные системы.

Схема корабля
Схема корабля

В ангаре можно разместить 12 вертолетов либо 10 само­летов и вертолет. Для подъема вертолетов на верхнюю палубу используются 2 палубных электрогидравлических самолетоподъемника грузоподъемностью 15 т и размерами 10 X 18 м, расположенных со стороны носа и кормы от надстройки. Каждая гидравлическая система обслуживает­ся двумя насосами, которые обеспечивают подъем самоле­топодъемника за 35 с. В аварийных случаях при выходе из строя одного насоса время увеличивается вдвое. Вокруг ангара размещаются авиамастерские и другие служебные помещения для обслуживания авиационной тех­ники общей площадью 330 м2. Полагают, что такое распо­ложение, помимо удобств для специалистов авиагрупп, создает дополнительную конструктивную защиту на каждом борту. Предусмотрена мастерская с люком в подволоке, что позволяет осматривать и ремонтировать опускаемые гидроакустические антенны (ГАС), не снимая их с вертолета. Хранилище продовольствия общей площадью 830 м2 и рефрижераторные камеры находятся в носовой и кормовой частях. Пятиярусная надстройка занимает около трети длины корабля. На ней имеется дымовая труба, трубчатая фокмачта и решетчатая грот-мачта. В носовой части надстрой­ки расположен ходовой мостик, в кормовой — центр управ­ления полетами. Общая площадь помещений надстройки — около 700 м2, из которых 120 м2 отведены под боевой информационный пост. На ней размещены все средства освещения надводной и воздушной обстановки, за исклю­чением трех РЛС противоракетной артсистемы Dardo, ко­торые установлены на носовых спонсонах и на кормовом срезе. Для заправки в море на правом борту оборудовано 8 постов приема топлива и твердых грузов. Жилые каюты и кубрики личного состава находятся на второй, третьей и четвертой палубах и частично в над­стройке. Все они, а также большинство служебных поме­щений имеют систему кондиционирования воздуха, включающую три независимые установки кондиционирования. Каждая из них обеспечивает 40% максимальных потребно­стей. Дополнительно в некоторых служебных помещениях установлены автономные кондиционеры.

Цитадель, охватывающая все жилые и большинство слу­жебных отсеков, включая ангар, по данным ряда зарубеж­ных источников, обеспечена средствами защиты от оружия массового поражения, системой водяной завесы, станцией дезактивации, постами контроля радиоактивного загрязне­ния и системой оповещения о загрязнении. Кроме того, живучесть корабля обеспечивается автоматическими про­тивопожарными и водоотливной системами. Для уменьше­ния теплового поля применена система понижения темпе­ратуры отработанных газов газотурбинных двигателей пу­тем смешения их с воздухом. Кроме того, предусмотрено использование различных конструктивных решений по сни­жению шумности. Корабль оснащен 2-вальной газотурбинной главной энер­гетической установкой (4 турбины). На каждый гребной винт фиксированного шага через 3-ступенчатый редуктор (с одновенечными зубчатыми колесами), самосинхронизирующиеся соединительные муфты и реверсивный гидро­преобразователь работают 2 газотурбинных двигателя LM-2500. Последние были выбраны с учетом их высокой экономичности и опыта эксплуатации на кораблях ВМС ряда стран. Турбины попарно расположены в двух разде­ленных между собой машинных отделениях. В качестве движителей использованы 5-лопастные гребные винты фик­сированного шага, так как их коэффициент полезного дей­ствия на 2—4% выше, чем у винтов регулируемого шага. Благодаря использованию газотурбинной главной энер­гетической установки, корабль быстро развивает наиболь­шую скорость хода 29,5 узлов. Дальность плавания ходом 20 узлов составляет 7000 миль. Особенностью корабля вы­ступает малое для его водоизмещения расстояние, прохо­димое по инерции с момента отключения газовых турбин до полной его остановки, — менее 1000 м. Пост управления энергетической установкой располо­жен в средней части корабля под ангарной палубой. Отту­да автоматически осуществляются управление и контроль за работой всех главных и вспомогательных механизмов. Кроме того, в каждом машинном отделении имеются авто­номные посты управления. Энергетическая установка включает 6 дизель-генерато­ров суммарной мощностью 9360 кВт. Четыре из них попар­но размещены в машинном отделении и два (резервных) в дизель-генераторном отсеке.

Основное вооружение и состав авиакрыла

Несмотря на почти в 2 раза меньшее, чем у авианосцев типа Invincible, водоизмещение, авианосец Giuseppe Garibaldi способен обеспечить базирование 18 летательных аппара­тов по сравнению с 14 у английских авианосцев. В то же время оптимальным считается вариант размещения на нем 8 самолетов с вертикальным или укороченным взлетом и 6 противолодочных вертолетов. Считается, что это позво­лит перехватывать воздушные цели на удалении до 750 км, осуществлять воздушное патрулирование в течение 1,5 ч на расстоянии 185 км от корабля, наносить удары авиаци­онным управляемым оружием по морским и наземным целям на дальностях от 180 до 370 км с бомбовой нагруз­кой самолетов до 2000 кг.

В противолодочном варианте на авианосце базируется эскадрилья палубных вертолетов Sea King SH-3D (4 звена по 4 машины). Вертолеты оснащены РЛС обнаружения надводных целей MM/APQ;706, опускаемой гидроакусти­ческой станцией AN/AQS-13B, магнитным обнаружителем, радиогидроакустическими буями и могут брать на борт до 4 самонаводящихся торпед Мк 46 или А244. Они способны осуществлять поиск подводных лодок в течение 2 ч на уда­лении до 200 км от корабля. Боевой состав эскадрильи позволяет постоянно иметь 3 вертолета в воздухе и 2 на палубе в готовности ко взлету, что обеспечивает, по мне­нию итальянских экспертов, достаточную эффективность непрерывного кругового противолодочного наблюдения в дальней зоне. Для борьбы с подводными лодками в ближ­ней зоне Giuseppe Garibaldi оснащен подкильной низкочас­тотной ГАС и двумя 3-трубными 324-мм торпедными аппа­ратами для торпед Мк 46 и А244. Противокорабельное вооружение корабля представлено че­тырьмя пусковыми установками ракетного комплекса Otomat Mk 2 (боекомплект — 10 ракет) с дальностью стрельбы до 180 м. Поиск надводных целей осуществляется РЛС MM/SPS-768 (дальность обнаружения до 280 км). Для борьбы с надводными целями могут использоваться палубные верто­леты SH-3D с противокорабельными ракетами Otomat Mk 2, позволяющими поражать цели на удалении до 25 км. В этом варианте вертолет способен вести патрулирование в течение 4 ч на удалении около 370 км от корабля. Он применяется для загоризонтного целеуказания противокорабельным раке­там комплекса Otomat Mk 2. По имеющимся данным, отрабо­танная дальность пуска составляет 130 км.

-4

Противовоздушная оборона корабля в ближней зоне обеспечивается двумя 8-зарядными пусковыми установками ЗРК Albatros с зенитными управляемыми ракетами Aspide. Общий боезапас комплекса — 72 ракеты (по дру­гим данным — 90), из них 16 находятся на пусковых уста­новках, 32 — в устройствах быстрой перезарядки барабан­ного типа и 24 — на стеллажах. Для наведения ЗУР Aspide предназначены три комплекта электронно-оптической ап­паратуры, каждый из которых включает инфракрасный и телевизионный прицелы, а также лазерный дальномер. Эф­фективная дальность стрельбы комплекса достигает 14 км.Для борьбы с противокорабельными ракетами авиано­сец оснащен тремя 40-мм спаренными артустановками Breda Compakt зенитного артиллерийского комплекса Dardo с РЛС управления оружием RTN-20X Orion. Каждая артустановка имеет боезапас 736 снарядов в ленте и скоро­стрельность 600 выстр./мин.

Авианосец располагает современным радиоэлектронным вооружением. В его состав входит автоматизированная система отображения тактической обстановки и управления IPN-20 (SADOC-2), которая одновременно может обрабо­тать данные о 200 целях. Эти данные поступают от верто­летов и кораблей охранения по линиям связи Link-И и Link-16. Имеются также следующие радиолокационные стан­ции: дальнего обнаружения воздушных целей RAN 3L, RAN lOS, 3-координатная RAN 205L, обнаружения надводных целей AN/SPS-702, навигационная AN/SPS-703, управления артогнем RTN-20X, а также радионавигационная система TACAN, две автономные радиостанции и гидроакустиче­ская станция AN/SQS-23. В качестве средств радиоэлек­тронной борьбы используются две многоцелевые 20-трубные 105-мм установки для запуска ракет с противорадиолокационными отражателями, осветительными и фугасными боеголовками. Вслед за авианосцем Giuseppe Garibaldi командование ВМС Италии планировало заложить однотипный с ним авианосец, однако отсутствие финансирования не позволи­ло реализовать эти планы.

Развитие Итальянского кораблестроения

Тем временем итальянские кон­структоры не теряли время зря и разработали проект ново­го авианосца Luigi Einaudi, который имеет больше шансов быть включенным в кораблестроительные программы бли­жайшего будущего. Этот авианосец по своей концепции близок к испанскому легкому авианосцу Principe de Asturias и должен иметь полное водоизмещение 20 800 т. Планиру­ется, что наряду с достаточно мощным ракетным и артиллерийским оборонительным вооружением он будет распо­лагать и сильным авиационным вооружением: 8 истребителей вертикального или укороченного взлета Harrier AV-8B или 12 противолодочных вертолетов ЕН.101.

✅Если Вам понравилась статья, пожалуйста подпишитесь на канал, это очень важно для автора и развития канала в целом✅