Найти в Дзене
Живой Космос

Apollo Mission Control: ЦУП, который ничем не управлял

Привет. Сегодня мы поговорим о том, откуда и как происходило управление космическими кораблями «Аполлон» во время выполнения полётов на Луну американских астронавтов в период с 1969 по 1972 годы.

Поехали.

Есть один общий элемент, постоянно присутствующий во всех хрониках о программе «Аполлон», помимо астронавтов и космических кораблей – это Центр управления полётами (Apollo Mission Control). Или, как его более часто называли, «Хьюстон».

Изображение операторов, восторженно взирающих на экраны своих мониторов, стало буквально символом программы «Аполлон», столь же узнаваемым, как фотографии астронавтов, гуляющих по лунной поверхности.

     Центр управления полетами (MOCR-2) во время полета «Аполлона-13» (НАСА).
Центр управления полетами (MOCR-2) во время полета «Аполлона-13» (НАСА).

С тех пор не было снято ни одного приличного фильма на космическую тематику, в котором не было бы ЦУП, руководитель которого отдавал приказы направо и налево и чихвостил подчинённых почём зря.

Но что конкретно представлял собой Apollo Mission Control?

Первое, что сразу же стоит отметить: вопреки тому, какая картинка сложилась в голове обычного гражданина, возможность прямого контроля над кораблями «Аполлон» посредством центра управления полётами была практически нулевой. Странно звучит, не правда ли? Однако это действительно так. ЦУП напрямую сделать ничего не мог. Только через астронавтов.

Практически все операции космонавтам приходилось выполнять вручную, поэтому вместо Центра управления полётом корректнее было бы говорить «информационное табло полёта». Американский подход к этому делу отдавал почти всю инициативу в руки экипажа.

Потребность в центре, который бы контролировал космический полёт, и выдавал советы экипажу на основе данных телеметрии, полученной от наземных станций, сегодня может показаться очевидной, однако в начале 1960-х годов это было не так. ЦУП «Аполлонов» был создан на основе опыта, полученного работы в рамках выполнения программ «Близнецы» и «Меркурий».

Проанализировав этот опыт, НАСА посчитало, что в случае с лунной программой гораздо эффективнее и безопаснее сконцентрировать все задачи анализа телеметрии и управления КА в одном месте.

Ведь путешествие на Луну — это не то же самое, что пребывание на низкой околоземной орбите. Расстояния и вращение Земли создавали иную ситуацию. Кроме того, для успеха полёта на Луну специалистам приходилось постоянно передавать астронавтам информацию о местонахождении их кораблей, чтобы они могли обновлять её в бортовом компьютере.

Решения также приходилось принимать на основе положения и траектории движения КК практически в режиме реального времени. Для этого было необходимо иметь чётко структурированный центр управления. И ключевым элементом, который сделает такой центр реальностью, стало появление новых спутников связи, которые позволят соединить различные узлы сети наземных станций НАСА.

Центр управления полётами по программе «Аполлон» был построен в Хьюстоне, штат Техас, в 1961 году как часть Центра пилотируемых космических кораблей НАСА. Основными подрядчиками создания центра управления стали IBM и Philco. Полное название ЦУП: MCC-H. Последняя буква указывала на город Хьюстон, в котором он располагался. Таким образом можно было понять, что речь идёт не о центре управления, расположенном на мысе Канаверал.

Но для астронавтов и широкой публики MCC-H был бы просто «Хьюстоном».

ЦУП программы «Аполлон» расположился в MOW (оперативном крыле) здания 30 MSC. Здание представляло собой трёхэтажный бетонный блок без окон, больше похожий на бункер, чем на центр управления космическими аппаратами.

     MSC 30 в Хьюстоне (Техас). В крыле без окон (MOW) размещались два MOCR (НАСА).
MSC 30 в Хьюстоне (Техас). В крыле без окон (MOW) размещались два MOCR (НАСА).

Знаменитая диспетчерская, полная мониторов, называлась MOCR (Mission Operations Control Room). Хотя на самом деле это были два одинаковых помещения. MOCR-1 на втором этаже использовалась для управления полётами «Аполлон-Сатурн-201», «Аполлон-1», «Аполлон-5», «Аполлон-7», «Скайлэб» и «Аполлон-Союз». Все остальные полёты контролировались из MOCR-2, расположенной на третьем этаже здания. Отсюда же велась работа по программе «Джемини» (кроме «Джемини-3»).

Каждое рабочее место оператора MOCR служило для мониторинга какого-либо определённого параметра полёта или самого космического корабля.

Ответственное лицо или инженер поста получал небольшой объем общих данных от наземных телеметрических систем и систем измерения текущих навигационных параметров для их контроля и обработки в случае необходимости.

Кроме основного зала было ещё шесть других комнат с дополнительными специалистами и дополнительными рабочими местами. Они были расположены в других частях корпуса 30. Специалисты, работавшие там, отфильтровывали приоритетные данные для каждого рабочего места MOCR.

Операторы ЦУП могли общаться с этими специалистами по отдельной линии связи.

RTCC (Компьютерный комплекс реального времени) также располагался в здании 30. Как следует из названия, его работа заключалась в обеспечении работы компьютеров, которые отвечали за расчёт положения космического корабля, включая прогнозирование значений этих параметров.

     Компьютеры IBM 360-75J ЦУПа (НАСА).
Компьютеры IBM 360-75J ЦУПа (НАСА).

Почти все операторы ЦУП были исключительно молоды, их средний возраст составлял менее тридцати лет. Все они были мужчинами, отобранными по результатам специального конкурса, в ходе которого проверялись самые различные качества. Любопытно, что большинство из этих ребят курили, причём делали они это во время работы, не сходя с рабочего места.

Дикость по нынешним временам.

Как любой хороший дирижёр, руководитель полёта располагался на возвышении в последнем ряду пультов. Конечно, в отличие от оркестра, операторы располагались к начальству спиной, поскольку их пульты были ориентированы на пять больших передних экранов. Но зато как удобно руководителю было кидать между лопаток допустившего какую-то оплошность оператора свою тяжёлую хрустальную пепельницу (шутка).

Вот, вкратце и всё, что я хотел вам сегодня рассказать. На самом деле, конечно, тема ЦУП программы «Аполлон» гораздо глубже. И я думаю, что очень интересно было бы узнать, чем занимались специалисты на каждом конкретном рабочем месте. Я постараюсь подготовить подобный материал по мере возможности. Просто на самом деле информации об этом очень много, и я решил разбить её на насколько частей. Для лучшей усвояемости.

Всем добра.

Наука
7 млн интересуются