Когда вы задумываетесь о человеческой природе, что приходит вам на ум? Порядок и рациональность? Или, может быть, хаос и безумие? Эти противоречивые черты живут в каждом из нас, и именно они формируют наши представления о добре и зле. Сегодня мы погрузимся в мир двух противоположных культурных концепций — аполлонической и дионисийской.
Взгляните вокруг: одни люди стремятся к порядку и гармонии, навязывая правила для любой ситуации, им нужны разум и логика. Другие же следуют своим импульсам, обожают свободу и ненавидят любые ограничения. На первый взгляд, это может показаться просто личностными различиями. Однако некоторые философы утверждают обратное — внутри каждого из нас идет непрекращающаяся битва. Локк и Юм, например, считают, что люди по своей природе добры, но жизнь вносит свои коррективы, формируя разнообразные восприятия и установки. Именно эти различия часто приводят к конфликтам и несоответствиям в наших жизненных позициях.
Эти противоречивые черты были подтверждены Кантом, который утверждал, что люди остаются незрелыми, иррациональными и эгоцентричными, пока не научатся дисциплинировать себя через признание моральных законов — императивов.
Ницше в своей первой работе «Рождение трагедии из духа музыки» ввел понятия аполлонического и дионисийского начал. Несмотря на то, что сам философ позже признавал эту работу сомнительной и странной, она заложила основу для многих его последующих трудов. Ницше утверждает, что эта дихотомия вечна и естественна для каждого человека; она проявляется не только в индивидуальной психологии, но и в искусстве, этике и политике.
Термины "аполлоническое" и "дионисийское" — это философские понятия, представляющие собой диалектическую дуэль между фигурами Аполлона и Диониса, двух богов искусства в греческой мифологии. Аполлон — это бог рациональности, порядка, точности и чистоты. Дионис, напротив, воплощает иррациональность и хаос, эмоции и человеческие инстинкты.
Аполлоническая культура названа в честь Аполлона, бога света, разума и гармонии. Она воплощает собой порядок, ясность и рациональность. В этой культуре высоко ценятся симметрия, пропорции и идеалы красоты. Колонны Парфенона или изящные линии классической греческой скульптуры — примеры аполлонического идеала. Философия Платона с ее стремлением к истине и гармонии также является ярким примером этой культуры. Рациональное мышление, основанное на логике и структуре, тоже аполлоническое; оно стремится расставить все по своим местам и четко отделять людей и идеи друг от друга.
Дионисийская культура названа в честь Диониса, бога вина, экстаза и хаоса. Она символизирует иррациональность, эмоции и страсть. Здесь на первый план выходят импульсивность, чувственность и стремление к освобождению от социальных норм. Вспомните античные безудержные праздники и ритуалы, полные экстаза и транса — это квинтэссенция дионисийской культуры. Искусство модернизма с его эмоциональной экспрессией также можно считать проявлением этого культурного течения. Дионисийцы не признают категорий; они стирают границы между собой и природой, погружаясь в мир чувств и инстинктов. Представьте себя на концерте, где музыка проникает в самую глубь вашей души. Это дионисийское искусство — оно обращено не к разуму, а к эмоциям.
Хотя аполлоническая и дионисийская культуры кажутся противоположными, они часто взаимодействуют и дополняют друг друга. Аполлоническая культура стремится к порядку и ясности, тогда как дионисийская привносит энергию и эмоциональную глубину. Вместе они создают богатую и многогранную картину человеческого опыта. Иными словами: без хаоса не было бы порядка, а без порядка — хаоса.
По мнению Ницше, искусство развивается благодаря вечной борьбе между аполлоническим и дионисийским началами. Эти противоположные силы всегда находятся в конфликте, подобно тому как воспроизводство вида зависит от дуализма полов с их бесконечными столкновениями и редкими моментами примирения.
Сократ, с его непреклонной верой в логику и рациональность, привел греческую культуру обратно к аполлоническому типу. Этот переход ознаменовал собой начало доминирования порядка и структурированности, которые постепенно вытесняли другие аспекты жизни, особенно те, что были связаны с дионисийским началом.
В какой-то момент аполлоническое начало в западной цивилизации стало преобладать настолько, что снизило чистый смысл человеческого существования. Ницше связывал аполлоническое с шопенгауэровским principium individuationis — принципом индивидуализации, который изображает человека, запертого в иллюзорной реальности.
Шопенгауэр описывает это так:
"Ибо подобно тому как среди бушующего беспредельного моря, с воем вздымающего и опускающего водяные громады, сидит пловец в челноке, доверяясь утлому судну, — так среди мира страданий спокойно живет отдельный человек, доверчиво опираясь на principium individuationis, или тот способ, каким индивид познает вещи в качестве явления."
Это означает, что аполлонисты формируют непоколебимую веру в абсолютную ценность каждого человека, игнорируя природные данности. Однако эта иллюзия лишь увеличивает дистанцию между человеком и его человечностью.
Именно здесь возникает необходимость поднять дионисийский поток, чтобы освободить людей от пелены. Вместо того, чтобы апеллировать исключительно к одному началу, следует использовать преимущества обоих как единого целого. Таким образом, можно достичь гармонии между разумом и интуицией, порядком и хаосом.
В наши дни многие упрощают дионисийское начало, предпочитая поощрять лишь рациональную и структурированную часть человеческого потенциала. Ницше утверждает, что такое одностороннее отношение не только глупо, но и вредно. Это не значит, что мы должны полностью погружаться в дионисийский поток. Скорее, нам следует признать его существование в каждом из нас и направить этот импульс в конструктивное русло.
Порядок важен, но психология, чувствительность и воля также необходимы. Эмоциональные побуждения позволяют человеку установить глубокую связь с миром и придают смысл жизни. Некоторые вещи невозможно объяснить исключительно логикой и рациональностью. Разделять аполлоническое и дионисийское строго неразумно, если только вы не хотите прожить жизнь с ограниченным пониманием. Тем не менее, эти концепции остаются полезными инструментами для анализа искусства и общества в целом.
Так что же важнее? Порядок или хаос? Рациональность или страсть? Вероятно, ответ заключается в гармоничном сочетании этих противоположностей. Ведь именно их взаимодействие делает нашу жизнь такой уникальной и многогранной.
Пишите в комменатриях свои примеры аполлонической и дионисийской культуры !
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Тайный язык натюрмортов: искусство говорит без слов
• Берта Моризо: первая женщина-импрессионистка
• Хокусай — отец современной манги?
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?
• Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения
• 4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗