Дорожно-транспортное происшествие: необходимые действия, порядок оформления документов
Дорожно-транспортное происшествие — это непредвиденная ситуация, которая может повлечь за собой различные последствия. В случае такого происшествия очень важно знать, как правильно действовать, чтобы минимизировать ущерб и обеспечить безопасность участников дорожного движения.
Увеличение количества автомобилей сопровождается ростом числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Несмотря на развитие авто-страхования и других сопутствующих услуг, людям, попавшим в ДТП, особенно тем, кто сталкивается с дорожной аварией впервые в жизни, по-прежнему очень важно знать, что делать и как вести себя в таких сложных ситуациях.
Прежде всего, надо заранее узнать и всегда иметь в автомобиле список необходимых телефонов экстренных служб (скорой медицинской помощи, МВД, ГИБДД, МЧС, Службы собственной безопасности и даже ФСБ — на случай различных противоправных посягательств, страховых компаний (их представителей или комиссаров).
Водителям, ставшим участниками ДТП, в первую очередь следует обратить внимание на документацию, касающуюся ДТП (сведения о виновнике, последствиях (например, размер ущерба) и принятых решениях).
В большинстве случаев документация, относящаяся к дорожному происшествию, состоит из следующих документов:
- протокол осмотра технического состояния транспорта, составляемый на месте происшествия работниками ГИБДД в присутствии участников происшествия;
- схема ДТП;
- справка о ДТП, выдаваемая ГИБДД после выяснения обстоятельств дела, в которой должен быть указан виновник ДТП;
- постановления органов дознания или следственных органов об отказе в возбуждении уголовного дела, его прекращении (в случае возбуждения), приговор суда.
В целях правильного составления указанных документов о ДТП до прибытия инспектора ГИБДД необходимо:
- не перемещать транспортное средство и иные предметы, имеющие отношение к ДТП;
- включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;
- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую». В экстренных случаях пострадавших следует отправить на попутном, а если это невозможно — доставить на своем транспорте в ближайшее лечебное учреждение, где сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство), и вернуться к месту ДТП;
- позвонить в дежурную часть ГИБДД и в свою страховую компанию, сообщив о месте ДТП (улица, номер дома), время и обстоятельства. Желательно, а иногда обязательно (когда по страховому договору КАСКО это предусмотрено в обязательном порядке) вызвать на место представителя страховщика (аварийного комиссара);
- записать фамилии, телефоны и адреса очевидцев, обменяться данными о страховых полисах и страховщиках с другими участниками ДТП;
- если страховая компания не прислала аварийного комиссара, то необходимо самостоятельно заполнить и подписать (у всех участников ДТП) бланк извещения о ДТП, выданный страховой компанией (обычно выдается одновременно со страховым полисом).
Перемещать автомобиль, попавший в ДТП возможно только в следующих случаях:
1) Если в ДТП есть пострадавшие и необходима их срочная транспортировка в медучреждение (в этом случае ответственность за оставление места ДТП исключается, так как его участник действует полностью в соответствии с ПДД). Однако водитель в этом случае должен зафиксировать в присутствий свидетелей положение своего транспортного средства (обычно на дорожном покрытии металлическим предметом нацарапывается положение всех четырех колес автомобиля) и обязан вернуться на место происшествия.
2) Если сложившаяся вследствие ДТП дорожная обстановка исключает возможность движения других транспортных средств (участвовавшие в ДТП машины перегородили проезжую часть). В этом случае надо максимально точно и с обязательным участием свидетелей зафиксировать обстановку (положение транспортного средства, расположение следов, частей, осколков и пр.), составить схему ДТП, указать в ней расстояния от центров колес до неподвижных ориентиров на местности (дорожные знаки, столбы, светофоры и т. д.) и только потом убирать авто в сторону. Здесь может помочь наличие фотоаппарата, пусть даже и встроенного в телефон, - зачастую отсутствие даже таких снимков существенно затрудняет разбирательство. При наличии свидетелей и очевидцев необходимо записать их координаты.
3) Если в результате ДТП пострадавших нет, а оценка обстоятельств ДТП со стороны водителей-участников не вызывает у них разногласий, при их взаимном согласии возможно после предварительного составления и подписания схемы происшествия следовать на ближайший пост ДПС или в подразделение милиции для оформления этого происшествия.
Все это при условии, что оба водителя согласны в оценке ДТП. Иначе обоим могут приписать «оставление места ДТП». Так что, если не уверены в своих силах, лучше оставаться на месте, мотивируя тем, что не согласны с оппонентом в оценке ДТП, схему составлять не умеете (и не обязаны), как сохранить следы от ДТП (осколки и т. д.), не знаете.
Не следует ни в коем случае сразу признавать свою полную вину или обвинять других.
Прибывшие на место сотрудники ДПС приступят к составлению необходимых бумаг. На данном этапе нужно быть очень внимательным в изучении тех документов, которые после составления вам предъявят и предложат подписать. Также надо зафиксировать фамилии сотрудников, правильное наименование и адрес их подразделения — это поможет впоследствии быстрее узнать, где будет рассматриваться дело и куда обращаться по всем вопросам, связанным с происшествием.
Если ДТП не повлекло тяжелых последствий, инспектор ГИБДД составляет:
- протокол об административном правонарушении;
- схему ДТП (с помощью измерительных инструментов, данных осмотра и показаний свидетелей);
- акт состояния дорожного покрытия;
- описание механических повреждений ТС.
Если ДТП повлекло причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибель людей, крупный материальный ущерб, инспектор ГИБДД составляет:
- протокол об административном правонарушении;
- справку ДТП (на основании данных, полученных на месте ДТП);
- протокол осмотра и проверки технического состояния ТС (фиксирует места повреждения автомобиля, степень деформации или разрушений);
- схему ДТП (с помощью измерительных инструментов, данных осмотра и показаний свидетелей);
- акт состояния дорожного покрытия;
- описание механических повреждений ТС;
- акт медицинского освидетельствования на предмет наркотического или алкогольного опьянения.
У инспектора ГИБДД необходимо получить:
• копию оформленного протокола об административном правонарушении (если вы виновник — обязаны получить под расписку, если потерпевший — можете попросить у инспектора);
- справку об участии в ДТП с указанием повреждений автомобиля.
Все документы оформляются в присутствии водителя и при его непосредственном участии. Все графы и разделы в документах должны быть заполнены либо должен быть поставлен прочерк.
После прочтения протокола правонарушитель вправе представить объяснения и замечания по его содержанию.
Замечания - неотъемлемая часть протокола.
Если они составлены на отдельном листе, то в протоколе надо собственноручно указать, что замечания или объяснения прилагаются к протоколу.
Подписывается протокол должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело. При отказе от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Распространенное заблуждение — «подписание протокола означает согласие с ним». Это не так — подписание протокола означает лишь собственноручное подтверждение факта ознакомления с ним. Более того, если протокол не подписывать вообще, нельзя быть уверенным, что позднее в него не будут внесены какие-либо изменения или не будет составлен совершенно иной протокол.
Если в силу психологического или физического состояния после ДТП у вас есть опасения, что обстоятельства могут быть изложены неверно, лучше в протоколе написать, что пояснения вы дадите позднее.
Фраза о том, что при рассмотрении дела вы нуждаетесь в помощи защитника, тоже должна быть указана обязательно - есть некоторые нарушения, дела по которым могут быть рассмотрены любым инспектором. Поэтому сотрудники ГИБДД на месте составляют протокол и выносят постановление, признавая водителя виновным в том или ином правонарушении. Если же в протоколе будет указано на желание воспользоваться помощью защитника, рассмотрение дела при его отсутствии будет незаконным и даст неплохие шансы для обжалования и отмены такого постановления.
Как правило, у прибывшего наряда довольно быстро складывается мнение о виновнике ДТП, и в отношении него составляется протокол об административном правонарушении.
Иногда сразу определить нарушение ПДД в чьих-либо действиях невозможно. Поскольку сам факт ДТП косвенно свидетельствует о возможном наличии в действиях кого-либо из его участников нарушения правил, многие из которых (не все) наказуемы по соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях РФ, то по факту ДТП может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
В этом случае нужно выяснить у инспектора ГИБДД дату и время вашего прибытия в группу административной практики (группу разбора)
ГИБДД, где будет рассматриваться административный материал по факту ДТП.
В группу разбора участникам и свидетелям ДТП желательно прибыть вместе в указанное инспектором время (свидетели могут быть вызваны инспектором группы разбора).
Инспектор группы разбора, рассмотрев материал по ДТП, определяет нарушителей ПДД и выносит постановления об административных правонарушениях (подписываются руководителем подразделения ГИБДД).
В группе разбора вы должны получить (если не получили на месте ДТП):
копию постановления об административном правонарушении;
справку об участии в ДТП (форма 11);
копию протокола.
* В некоторых случаях участникам ДТП не нужно вызывать полицию. Достаточно самостоятельно оформить европротокол, чтобы получить страховую выплату. А с недавнего времени этот документ можно заполнить онлайн: это сильно экономит время водителей, которым не придется ехать в офис страховщика. Но к процедуре заполнения надо подходить внимательно: из-за недочетов и ошибок европротокол могут признать недействительным, и тогда в страховой выплате откажут.