Моретта: история самой необычной карнавальной маски для соблазнения

В наше время венецианская маска считается символом (и неотъемлемым праздничным атрибутом) карнавала. Спрятав лицо за маской, венецианцы могли не только сохранять анонимность, но и играть в азартные игры, ходить на свидания, предаваться утехам и даже совершать преступления, а на утро оставаться благочестивыми гражданами...

Пьетро Лонги, "Il Ridotto" (в переводе означает фойе театра, использовавшееся также для азартных игр).
Пьетро Лонги, "Il Ridotto" (в переводе означает фойе театра, использовавшееся также для азартных игр).

Власти неоднократно пытались ограничить ношение масок, но венецианцы научились обходить запреты, ведь маска давала ощущение абсолютной свободы. Маски носили все: аристократия и прислуга, куртизанки и благочестивые жены, доктора и убийцы...

Маска не имеет ни возраста, ни пола, надев ее, вы отрекаетесь не только от собственного лица, но и от норм морали...

В наше время венецианская маска считается символом (и неотъемлемым праздничным атрибутом) карнавала.-2

Первые маски изготавливались из кожи, ткани или из папье-маше, но с каждым годом они становились сложнее и интереснее. С XV века появилась новая профессия "maschereri" - мастер по изготовлению масок. Секреты изготовления масок для карнавала мастера стали передавать из поколения в поколение, таким образом, появились целые династии maschereri.

Мaschereri.
Мaschereri.

Пожалуй, самой странной и загадочной является маска моретта, которая пережила короткий всплеск популярности, и исчезла к 1760 году...

Моретта.
Моретта.

В Венецию она пришла из Франции. В конце 1600-х годов для парижских женщин было обычным делом закрывать лицо, когда те выходили в свет. Если дама не хотела носить шляпу, чтобы защитить свою бледную кожу от солнца, то альтернативой становилась маска моретта. По одной из версий свое название она получила от слова мавр, которое на венецианском диалекте означает черный цвет. Кроме того, маска контрастировала с благородной бледностью лица, что особенно ценилось в высшем свете того времени.

"Главы семей и мужья вели жен и дочерей на Площадь [Сан Марко] на встречу с родственниками или в Приемную к  монахиням […]. Лица женщин и девушек были покрыли Мореттой [маской] из бархата черного цвета, которая способствовала сиянию белизны кожи, делая ее обладательницу более заметной" - Джованни Гревемброх, исследователь венецианских обычаев XVIII века.
В наше время венецианская маска считается символом (и неотъемлемым праздничным атрибутом) карнавала.-5

Моретта (moretta) — овальная женская маска из чёрного бархата, которую держали зубами за специальный штырёк (пуговицу) с внутренней стороны, что лишало владелицу возможности разговаривать. Поэтому другое название маски — Servetta Muta (немая служанка).

Моретта с внутренней стороны.
Моретта с внутренней стороны.

Моретта поощряла идеал женской красоты эпохи Возрождения, подчеркивая тонкие черты лица и обязывая владелицу общаться с помощью языка тела, а не речи. По иронии судьбы, эта немая маска красноречиво говорила о том, как эпоха понимала место женщины в обществе.

В наше время венецианская маска считается символом (и неотъемлемым праздничным атрибутом) карнавала.-7

С первого взгляда это может показаться противоречием, однако это было достаточно логично в представлении венецианок того времени. Таким образом, женщины могли проявлять раскованность, демонстрируя свое тело (об этом свидетельствует и мода на венецианского декольте, décolleté alla veneziana, известное во всей Европе). Вырез был квадратный и глубокий, а грудь могла была быть прикрыта полупозрачной тканью. Модницы также могли подкрашивать соски карминово-красным цветом, чтобы те были более заметны через вуаль.

Но, все же, большую пикантность образу владелицы приносила именно моретта. Надевая эту необычную маску, женщина буквально сигнализировала о своем статусе соблазнительницы. Моретта придавала образу загадочность и возбуждала фантазию в условиях тотальной развратности в период венецианского карнавала.

Венецианки были раскованы и любили демонстрировать свое тело, но то, что было скрыто за маской, считалось настоящим сокровищем, которое нужно будет открыть...

В наше время венецианская маска считается символом (и неотъемлемым праздничным атрибутом) карнавала.-9

Мужчина должен был быть достаточно смелым, соблазняя немую Моретту, не слыша и не видя избранницу, а так же весьма искусным, чтобы суметь убедить ее снять маску и показать свое истинное обличие. Сам Казанова был восхищен дамами в мореттах, оценивая их молчание и ответы на вопросы только с помощью жестов, как благородство и утонченность.

"Верны мужьям шалуньи и насмешницы, в в маске благочестья ходят грешницы" - Уильям Шекспир, "Виндзорские насмешницы".

Спасибо, что дочитали до конца? ✅ Было бы вам интересно узнать истории и других карнавальных масок?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: