Нашим морякам нередко приходится давать отпор своим неспокойным оппонентам. Аналогичная ситуация произошла и с американцами, когда те решили позабавиться над русским экипажем, но вскоре об этом пожалели.
После прихода к власти Михаила Горбачёва в 1985 году началась "перестройка", приведшая к сближению с Западом.
Советское руководство, стремясь улучшить взаимоотношения, шло на уступки, чем вовсю пользовались американцы и их союзники, воспринимая это как слабость. Они считали, что СССР стал покладистым и послушным, но ошибались. Сегодня мы расскажем о примере такой ошибки...
В феврале 1988 года Черноморские воды посетили два американских корабля: крейсер «Йорктаун» и эсминец «Карон». На выходе из пролива Босфор их встретили советские сторожевые суда, которым было поручено сопровождать «гостей».
Всё шло гладко до тех пор, пока, миновав воды Болгарии и Румынии, «Йорктаун» и «Карон» не изменили курс и не приблизились к советским территориальным водам. Советские суда предупредили американцев о недопустимости нарушения границ. В ответ те заявили, что действуют в рамках Конвенции ООН по морскому праву, которую СССР подписал в 1982 году.
Конвенция действительно допускала такой проход, но с определёнными условиями: военные корабли не должны были вести разведывательные действия, поднимать в воздух авиацию, проводить учения. Причём для прохода необходимо было сделать запрос и получить разрешение. Американцы этого не сделали и не отключили радиолокационные станции, фактически проводя разведку.
Уверенность американцам придавала их предыдущая успешная акция. Два года назад те же корабли совершили аналогичный проход, и Советский Союз не отреагировал. Однако они не были в курсе, что спустя всего месяц, по твердому настоянию министра обороны СССР Сергея Соколова, была принята директива, предусматривающая жесткие меры против нарушителей.
Корабли "Беззаветный" и "СКР-6" начали сближение с американским флотом. Экипаж крейсера "Yorktown" вышел на палубу, фотографировал наши суда и жестами выражал своё веселье, не подозревая, что оно скоро закончится. "Беззаветный" произвёл манёвр и столкнулся с кормой крейсера, повредив левый борт судна якорем. В это же время "СКР-6" ударил в левый борт эсминца, сорвав леера, повредив обшивку и раздавив шлюпку.
Через некоторое время "Беззаветный" снова атаковал "Yorktown", вызвав на борту крейсера пожар.
Американцы попытались ответить, и эсминец "Caron" пришёл на помощь крейсеру. Увидев, что американские корабли готовы атаковать "Беззаветный", командующий соединением капитан первого ранга Михеев приказал подготовить к бою два реактивных бомбомета РБУ-6000 "Смерч-2".
Этот инцидент стал отрезвляющим моментом для американцев: они прекратили сближение и начали готовить свои вертолёты к взлёту.
Михеев передал на корабль «Йорктаун» предупреждение, что вертолеты будут уничтожены как нарушители советского воздушного пространства. В это время два МиГ-24, направленные для поддержки, пролетели над крейсером. Американцы поспешно убрали вертолёты в ангар и взяли курс на Босфор.
Некоторые высокопоставленные военные и флотоводцы, желая угодить Михаилу Горбачёву, предлагали наказать Михеева, командира «Беззаветного», капитана 2 ранга Владимира Богдашина и командира «СКР-6» Анатолия Петрова. Однако вмешательство председателя КГБ Виктора Чебрикова спасло их. Он твёрдо заявил, что действия моряков были абсолютно правильными, и Горбачёв был вынужден согласиться с ним. Более того, Богдашин был награждён орденом Красной Звезды, а в 2000 году стал контр-адмиралом.