Найти в Дзене
alexunited

Кто и почему хвалит и кто ругает ЕГЭ?

Оглавление

Живя в России, каждый слышал что-то об этой трёхбуквенной аббревиатуре. Те, кто помладше, его сдавал; те, кто поработал в системе образования, готовили к нему (если работали в школе) или имели дело с выпускниками, его сдававшими. Кто-то, по собственному утверждению, "готовил к нему детей". Подавляющее же большинство высказывающихся на эту тему, будем откровенны, вообще не в теме: зато они активно читают (диаметрально противоположные) мнения тех, кто в теме, и не менее активно их комментируют.

Тем не менее, среди тех, кто в теме, мнения действительно зачастую расходятся настолько, что в пору заподозрить, что люди говорят о разных экзаменах - и да, иногда это почти так, если люди говорят об экзаменах по разным предметам, но нередко и при обсуждении одного и того же экзамена по одному и тому же предмету у разных людей, изучивших демо-версию, подготовивших реальных выпускников к реальному экзамену, а то и самим сдавших этот экзамен, мнения диаметрально противоположны!

Поговорим, естественно, про ЕГЭ по математике, потому что я математик, и учу я математике и совсем недавно сам заново сдавал (уже во второй раз в жизни) экзамен именно по ней.

Что хорошего?

Главное, за что обычно хвалят ЕГЭ - это его независимость от школы. Экзамен, который проводится и проверяется вне организации, которая учила выпускника - это возможность объективной оценки знаний, а не "Васенька переволновался, но мы ему пятёрку нарисуем; Петенька хорошо ответил, но он хулиган, поэтому ему больше тройки не светит". В идеальном мире, зная о внешнем контроле, мы должны лучше учить и Васеньку, и Петеньку, чтобы они не "переволновались", а вышли на пик формы к дате экзамена. В реальном мире... Ну, вы сами знаете.

-2

Другой момент, который очень многим нравится, это то, что экзамен единый, а поступить по его итогам можно и в МГУ, и в Мухoсрaнскoе Грибособирательное Училище. Правда, никто не объяснил ещё, зачем предлагать абитуриентам МГУ задачи для детского сада другого МГУ, а абитуриентам, которых ждут в другом - те самые задачи, которые решает 1% (и поступает в МГУ, СПбГУ, МФТИ, ИТМО и тому подобные места). Но ведь, в теории, хорошо? Вот, Вася-то из... Захолустья-Дремучего бы никогда не поехал поступать в МФТИ, а теперь сдал ЕГЭ на 98 - и его зачислили. Здорово?

Что плохого?

Сильно завышенная шкала перевода - это самое страшное. В 2024 году вместо того, чтобы занизить, её ещё сильнее завысили! В итоге получается анекдот: на 70 баллов нормальный выпускник напишет ЕГЭ за 10-15 минут, а в оставшиеся 3 с половиной часа будет решать задачи, даже незначительные ошибки в которых могут привести к значительным потерям баллов - где-то между 70 и 80 баллами оказывается результат подавляющего большинства (минимально адекватных), и для них каждый балл оказывается на вес золота.

-3

Ещё часто ругают, что задачи "на оставшиеся 30 баллов" слишком трудные - это, как мне кажется, совсем не так, но суждение об этом весьма распространено (на моём канале его регулярно повторяет коллега из Адыгеи). В 2024 году, впрочем, техническую сложность обеих геометрий, экономической задачи и, кажется, даже параметра существенно снизили - и имеющийся вариант мне кажется уже вполне достойным. Хотя, на самом деле, информация об упрощении всё же не совсем проверенная - задач-то с экзамена никто не выкладывает, а все сливы "по воспоминаниям сдававших" могут и не соответствовать действительности. Но, как говорится, верите ли вы, что выпускники 2024 года настолько сильнее, в среднем, выпускников 2023 года? Я - нет, несмотря на то, что среди них есть и мои ученики, а среди прошлогодних - ни одного...

Что ещё критикуют? Натаскивание. Действительно, на попадание в коридор 70-80 баллов элементарно можно натаскать хорошую старательную обезьянку, чем и занимаются орды профессиональных репетиторов. Знаний такая подготовка не даёт, учиться в мало-мальски приличном ВУЗе выпускник, получивший таким образом условные 78 баллов, определённо не сможет. А Вася, у которого 86 из-за дурацких ошибок (потенциальный стобалльник), может и не поступить, если в других экзаменах набрал чуть меньше этой обезьянки. Скажем, если обезьянка в родном языке "шарит" (или там тоже можно натаскать, я не в курсе; коллеги, кто русский преподаёт, пусть подскажут), а у Васи с грамотностью - полный швах...

-4

Теперь к менее объективным претензиям. Много говорят о том, что, якобы, ЕГЭ - это такой сильный стресс для бедных несчастных деточек. Правда, непонятно, как не признать стрессом прежнюю систему - когда нужно было сперва сдать, в разы более интеллектуальные, выпускные экзамены, а после выпускного вечера, получив аттестаты, не развлекаться два месяца, а кататься по желаемым ВУЗам и сдавать в каждом свои (тоже значительно более сложные, и к тому же - разные) вступительные экзамены... Вот спрашиваешь порой у этих людей: а что при этой системе со стрессом-то было - не отвечают. Обзывают жертвой ЕГЭ - непонятно только, почему жертвой, если я сдал экзамены в июне 2010 года, отнёс дипломы перечневых олимпиад в середине июля в приёмную комиссию, после чего уже полтора месяца сидел совершенно спокойный, точно зная, что я зачислен. Даже те, кто поступает без олимпиад и якобы "страшно волнуется" из-за результатов, после даты последнего ЕГЭ (которая до выпускного) больше ничего не сдаёт и не носится весь июль-август по приёмным комиссиям, сдавая разные экзамены и проваливая их от перенапряжения и недосыпа.

Так расскажите же мне, болезному, что такого стрессового в ЕГЭ, в сравнении с тем бесконечным хороводом выпускных и вступительных экзаменов, которые сдавал каждый выпускник советской школы?

-5

Сюда же ещё можно добавить массовое заблуждение, что ЕГЭ развалил школу, основанное на вполне справедливом тезисе, что для школьников целью стало не получение знаний, а сдача ЕГЭ, и поэтому репетиторы (в большей степени) и школа (в меньшей) ориентируются на то, чтобы подготовить к экзамену, а не на то, чтобы научить и всесторонне развить.

Хотя всесторонне развитые дети всё равно сдают ЕГЭ лучше специально подготовленных к нему!

Но это критики обычно игнорируют. Ведь это противоречит их мнению. Факты, которые не подтверждают их мнение, лучше всего не учитывать.

Выводы

Лично я, если бы в 2000-х годах обладал нынешними опытом и знаниями, был бы категорически против введения ЕГЭ. То, каким был этот экзамен в первые годы после его массового внедрения, это просто тихий ужас. Массовые сливы его заданий, за сообщение о которых потом судили Дмитрия Гущина, стали для меня квинтэссенцией позора и бессмысленности ЕГЭ.

Кто не помнит: https://www.spb.kp.ru/daily/26861.5/3903544/
Или у Гущина на личной страничке ВКонтакте вся история
Кто не помнит: https://www.spb.kp.ru/daily/26861.5/3903544/ Или у Гущина на личной страничке ВКонтакте вся история

Но прошло много времени, и система в целом наладилась. Отдельные моменты требуют доработки и исправления, отдельные шаги, сделанные в неправильном направлении, стоило бы откатить назад - но каждое предложение об отмене ЕГЭ я встречаю в штыки. Почему? Потому что:

  1. Как правило, у критиков нет конкретных предложений, а есть только мечты о розовых единорогах, которые реализовать невозможно.
  2. Внедрение любой новой системы потребует те же самые 15-25 лет на то, чтоб наладить и отладить её. Когда говорят о "жертвах ЕГЭ", следует иметь в виду тех, кто сдавал его в первые годы после массового внедрения - и "жертвы отмены ЕГЭ" тоже будут, не сомневайтесь.
  3. Исправить и доработать имеющуюся систему намного проще, чем сломать и построить заново. И то, что многие изменения неосуществимы, намекает, что и при построении любой новой системы хорошие идеи точно так же в неё не пройдут. Зачем тогда городить огород?

А ещё я знаю, что влиятельные силы не допустят отмену ЕГЭ. Поэтому, как нам недавно напомнил один хороший человек:

Нравится, не нравится - терпи, моя красавица!

ЕГЭ есть и никуда не денется в ближайшее время. Это есть факт, и с этим нам всем придётся мириться, что бы мы о нём ни думали.