Найти тему
Ариаднина нить | Книги

«Детская книга» Антонии Байетт: страшное детство европейской культуры между Золотым веком и веком Свинцовым

«Детская книга» читалась долго и поначалу трудно.

Такой текст не возьмёшь с наскока. Это многовекторное произведение, которое испытывает тебя на прочность, сталкивая с легендарной эрудицией автора.

Гончарное дело, Движение искусств и ремёсел, суфражизм, фабинство, борьба с бедностью, лечебное дело, классическая литература, театр марионеток, биметаллизм и инвестиции, классовые проблемы, психанализ, половой вопрос и, конечно, писательство и волшебные сказки – все эти темы дама Антония сплетает в тугой сноп, который читателю предстоит нести на плечах всю 800-страничную книгу.

Однако даже если совершенно не разбираться в этих темах, книга не даст скучать. Будет тонизировать, заставлять постоянно работать и погружаться в созданную атмосферу вольно или невольно.

Это качественная литература высшей пробы, но сама по себе «Детская книга», как и любой другой роман Байетт, может вызвать в читателе безотчётное сопротивление. Очень хорошо могу понять, почему. Прежде всего из-за атмосферы. Книга крайне насыщенная героями, историями и Историей.

Байетт затрагивает события английской и мировой истории с 1896 года по 1918-й, но в это условное двадцатилетие она умудряется вложить три века. Это и метафора, и в то же время не она: в романе три части, названные «Золотой век», затем (предсказуемо) «Серебряный век» и «Свинцовый век» (последняя часть посвящена Первой мировой войне).

Конечно, от названия «Детская книга» ожидаешь погружения в детство с его атмосферой беззаботности и духом приключений. Это представление одновременно и соответствует атмосфере романа, и противопоставлено ей. На мой взгляд, «Детская книга», конечно, о детстве. Но это детство взрослых людей, которые целыми поколениями упорно не хотят взрослеть. Реальность нового мира, который приходит с новым столетием, пугает их и заставляет прятаться в лабиринтах сказок, вести довольно беспорядочную жизнь, проповедовать свободу без осознания личной ответственности за неё.

Отсюда обилие героев-сказочников и сказколюбов, театралов и театральных постановок, которые (как в каждой книге Байетт) становятся кульминационными точками в сюжете. Отсюда герои, проповедующие половую свободу в затянутой в корсеты и мундиры Англии, и отсюда внебрачные дети и женщины с покорёженными судьбами среди героев романа.

С высоты прошедшего века нам, сегодняшним, очевидно, что уход в сказку, фантазию, а затем в декадентство, в стилизацию, в стремление к гипердекорированию жизни на слов веков были предвестниками цивилизационного кризиса, началом (не концом!) которого стала Первая мировая война. Байетт с её степенью по классической филологии прекрасно знала, что после 1918 года ещё массе поворотных вещей предстоит случиться – и «потерянному поколению», и аншлюсу, и Второй мировой, и Холокосту, а затем войне во Вьетнаме, Вудстоку, и экономическому кризису 1970-х, и психоделике, и «холодной войне», и даже «Гарри Поттеру», которому она скорее невольно отдала дань и в «Детской книге», вышедшей через 2 года после завершения роулинговского семикнижия… После каждого из этих событий человечество понимало, что «мир никогда не будет прежним». Но писательнице, видимо, хотелось показать самое начало великого перелома, смерть старого мира и рождение новых идей, прошедших или не прошедших проверку горнилом «Свинцового века».

Но, кроме детской темы, роман, безусловно, поднимает тему женскую. «Детская книга» рассказывает о жизни нескольких английских (а лишь иногда неанглийских) семей – прогрессивных интеллигентов Хафри и Олив Уэллудов и их многочисленных детей, чопорных аристократов Бэзила и Катарины Уэллвудов и их детей, расхристанных представителей богемы Бенедикта и Серафиты Фладд и их троих не слишком счастливых отпрысков, хранителя Музея и военного Проспера Кейна и его двоих детей, брата и сестры Уорренов, выходцев из народа, супругов Метли – проповедников свободной любви, кукольника Ансельма Штерна и его сыновей, связанных с рождением анархизма в Германии. Каждая из этих семей переживёт трансформацию через судьбоносные и невосполнимые потери. Все они причудливым образом перемешаются за счёт неожиданных браков и союзов, и в конце концов от всего многообразия персонажей остаётся всего горстка выживших.

Байетт очень символично заканчивает книгу сценой сбора тех самых выживших за общим столом. Перед этими людьми, в начале романа представших перед нами подростками, а на последних страницах – зрелыми людьми за 30 и за 35, расстилается новая жизнь, хотя начало этой новой жизни скорее безрадостное. Как если бы из семечка потерь нужно было вырастить дерево счастья. Не знаешь, с чего и начать…

В целом книга понравилась. Я люблю масштабность в литературе и ценю авторов, которые могут её добиться, обозревая эпохи с высоты птичьего полёта. А ещё на примере «Детской книги» я вновь остро ощутила, что не люблю литературу до ХХ века, и как никогда ясно осознала почему. Мне неинтересен мир, в котором люди были тотально несвободны в принятии решений относительно собственной жизни. Да, Байетт показывает, что некоторым героям (вернее, героиням, потому что тема женского самоопределения интересует её в первую очередь) удалось преодолеть давление традиции и выстроить свои судьбы – прежде всего карьерные траектории – самостоятельно. Но в целом так называемый «Золотой век» был веком раз и навсегда заведённого порядка, непреодолимых классовых и половых различий и, по сути, непростительной траты жизней, которые одна часть человечества проводила в бессмысленной праздности, а другая (существенно бОльшая) – в рабском труде. К сожалению, чтобы изменить этот уклад, понадобилась страшная война.

Надеюсь, Байетт предполагала для своих героев светлое будущее, хотя мне так не показалось. Всё же «Свинцовый век» после Первой мировой войны только начался.

А вы читали «Детскую книгу»? Если да, пожалуйста, поделитесь впечатлениями в комментариях. Хотелось бы узнать, о чём эта книга для вас.

А если вы только раздумываете, стоит ли читать (особенно если пугает объём), я от души советую пробовать. Опять же, это сложная литературе, но это Литература. Интеллектуальная задача, решив которую, «ты уже никогда не будешь прежним». ;)

***

Роман Антонии Байетт "Детская книга" мы читали в моём книжном клубе "Ариаднина нить" в мае и июне 2024 года. Обсуждения выбранной книги проходят онлайн, поскольку участвуют люди из разных городов. Есть видеозапись онлайн-встречи по "Детской книге". Если вы только планируете читать роман или, напротив, уже читали и хотели бы углубить понимание, рекомендую послушать наше обсуждение, на котором поднималось множество любопытных вопросов - есть ли в романе герои, которым хочется сочувствовать, почему на обложке книги изображена стрекоза, предсказали ли сказки Олив судьбу её детей и многое другое. Ссылки на видео размещены в платной статье на сайте "Ариаднина нить" (всего 150 рублей).

А присоединиться к самому книжному клубу можно бесплатно в Телеграме. В июле читаем "Путешествие в Индию" Эдварда Моргана Форстера! И ещё отдельно для желающих состоятся совместные чтения романа Мишеля Уэльбека "Платформа" (старт 15 июля). Подробности будут в группе клуба.

А тех, кого интересует зарубежная интеллектуальная проза в плане анонсов книжных новинок, приглашаю в мой Телеграм-канал

Ариаднина нить | Книги

Там свежие анонсы выходят ежедневно (лишь за редкими исключениями).

Ваша Ариаднина нить.

Хобби
3,2 млн интересуются