В одной из своих статей, посвященной фауне моего деревенского участка и окрестностей, я специально остановился на хищных птицах. Надо сказать, что с тех пор появилось довольно много наблюдений, нередко неожиданных. Так вышло и с лунями. В самой статье (вот она, кстати) я упоминал, что живут где-то поблизости луговые луни.
Надо сказать, с тех пор в этом плане ничего не изменилось, они опять где-то рядом живут, летают над участком, а гнезд я опять не нашел. Зато видел степного луня, причем дважды. Предполагаю, что он может поблизости от луговых жить. И, что гораздо более удивительно, обнаружил еще и гнездо болотных луней.
Почему удивительно? Очень уж биотопы у нас для этих птиц неподходящие. Речка такова, что перехожу по ветле, поваленной бобрами с одного берега на другой, прудов поблизости нет, какие есть, те далеко, да и рядом с деревнями. Вокруг почти сплошь распаханные поля, местами небольшие лесочки, овраги. Тем не менее, хищников у нас много, а увидеть их помогают добровольные помощники.
В первую очередь за хищниками, да и за врановыми тоже, следят дрозды-рябинники. В этом году опять у меня поселилось три пары. Всю весну и начало лета округа была под неусыпным надзором. Буквально не нарадуюсь на этих соседей. Дрозды осуществляют, так сказать, ближнюю разведку. Все, что находится дальше полукилометра от дома, их мало волнует. А в дальней разведке непревзойденными оказались утки. Все птицы, которых они еще не знают, возбуждают у этих товарищей интерес. А из тех, кого уже знают, внимательно следят за врановыми и хищниками, даже мелкими. Боятся только тетеревятника, который на их памяти появлялся дважды, а за остальными просто следят и обсуждают все их действия. Лексикон у уток богатый, и понимать в общих чертах их комментарии не особенно трудно. Показывали они мне пролетающих лебедей, журавлей, белохвостов, а однажды - и болотного луня.
Вслед за утками луня увидели и рябинники, как обычно, попытались его отогнать, и частично преуспели. Частично - потому что не вышло прогнать хищника совсем, он так и пасся почти полчаса в ближайших окрестностях, но к месту колонии, а заодно и к моему двору, дрозды луня не пустили. Откуда лунь появился и куда улетел, я как-то не заметил, и подумал, что это случайная, кочующая особь, может, из тех, у кого не было в этом году гнезда, или кто потерял кладку. Они-то могут где угодно появиться, даже в несвойственных биотопах.
Через неделю лунь явился снова, и вновь был обнаружен и показан мне добровольными разведчиками. Стало понятно, что живет он где-то в окрестностях. Зная однако, на какое расстояние могут они летать за добычей, я и не подумал сперва заняться поисками. Тем более, посещения луня были нечастыми, стало быть, живет он далековато, раз лишь изредка залетает. Но вот как-то выдался свободный вечер, и я решил сходить погулять куда-нибудь.
В одной из своих статей я рассказывал о пруде около соседней деревни, который измельчал, зарос и практически стал безрыбным:
Ну а раньше там, видимо, рыбный водоем был, если даже село называется Карповское. Вот туда я и пошел, с основной целью исследования нынешней рыбной ситуации.
Пруд обмелел и зарос еще больше. Уже в конце мая все водное зеркало сплошняком оказалось покрыто ряской, чего в прошлые годы не наблюдалось даже к середине лета. Какая уж тут рыба... Правда, потом выяснилось, что кое-какая еще осталась, но это уже другая история.
Рыбаки, видимо, уже давно не посещали этот водоем. По крайней мере, тропинки, которые были еще видны прошлым летом, хоть и сильно заросли, уже не просматривались вовсе. Вот я и пошел к воде напрямик, не найдя ни одной тропинки. И именно поэтому вышел прямо напротив луниного гнезда. Самка, конечно, сразу взлетела, а гнездо располагалось таким образом, что с крутого берега можно было даже яйца рассмотреть.
Снимать я был, конечно, не готов. Камеру с собой не взял, а для хищников сама по себе камера мало чем поможет, нужен еще съемный аккумулятор, ведь они после спугивания с гнезда могут подолгу отсутствовать. Кроме того, гнездо на воде, глубина в том месте неизвестна, а сапог с собой тоже не было. Так вот и вышло, что пришлось назавтра возвращаться, уже, как говорят, во всеоружии.
Оказалось, что глубина в том месте примерно по колено, заметно выше сапог. Это само по себе не страшно, ведь лето. В теплую погоду сапоги залить не страшно. А без них все же не очень походишь - там и стекла битые могут попасться, и сучки острые, да мало ли что еще. Срубил я тонкий длинный шест, воткнул в мягкий грунт метра за два от гнезда, к нему и стал крепить камеру. Потом пришлось переставлять, поскольку тень от камеры иногда прямо на гнездо попадала, да еще в самый неподходящий момент. Вот на новом месте он у меня все время и простоял, пока потомство у луней развивалось. Сегодня я к ним в последний раз ходил, птенцы уже оперились, при появлении человека разбегаются за пределы гнезда, правда, потом возвращаются. Даже летать могут, недалеко пока, метра на 3-4. Но скоро полетят уже по-настоящему. В таком возрасте их не стоит лишний раз беспокоить, чтобы не спровоцировать преждевременный слет с гнезда.
Оказалось, что самка практически не боится человека. По крайней мере, после установки камеры она села на гнездо уже через семь минут. Это рекорд для хищных птиц, которых мне доводилось снимать. Видимо, дело в том, что село рядом, до крайнего дома от гнезда луней метров двести. Ну а поскольку пруд почти без рыбы, а водоплавающих птиц, видимо, никто в том селе не держит, никто на пруд и не ходит. Поэтому луни людей не опасаются, хотя постоянно видят. И у местных жителей нет соблазна гнездо разорить, они про него и не знают. Сапоги я тоже там оставил, засунул поглубже под куст, чтоб не таскать с собой каждый раз. Так что затем уже приходил в легкой обуви, на месте переобувался, и так же потом сапоги оставлял. В последний раз, конечно, с собой их пришлось забрать. Да и все остальные вещи, что у меня там были, только шест на месте оставил. Может, он еще и корни потом пустит, поскольку ивовый...