Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Смотрители»: дочка Шьямалана сняла хоррор, чтобы папа похвалил

Девушка старалась быть похожей на отца, автора ужастика «Стук в хижине». Настолько, что её первый фильм выглядит как ироничное высказывание на тему подражательства. 22-летняя Ишана Шьямалан, дочь Найта Шьямалана («Таинственный лес», «Визит»), поставила свой первый фильм «Смотрители» по роману А. М. Шайна. Также в 2024 году ожидается дебютный триллер 27-летней Салеки Шьямалан, в котором она сыграла и исполнила свои RNB-песни. Сёстры росли на фильмах ужасов и с таким вот папой. Не удивительно, что их карьера связана с его творчеством. При этом у Салеки есть дело певицы и клипмейкерство, а Ишанна пока идет строго по пути отца: помогала на съемках «Время» и «Стук в хижине», а затем под его присмотром сняла своё кино. На западе Ирландии – таинственный лес, где исчезают «потерянные души», сообщают за кадром. В прологе мужчина пытается сбежать, но не может пройти табличку на дереве «Точка невозврата 108». Мы видим существо в расфокусе и внезапное исчезновение бедолаги, он словно сквозь зем

Девушка старалась быть похожей на отца, автора ужастика «Стук в хижине». Настолько, что её первый фильм выглядит как ироничное высказывание на тему подражательства.

22-летняя Ишана Шьямалан, дочь Найта Шьямалана («Таинственный лес», «Визит»), поставила свой первый фильм «Смотрители» по роману А. М. Шайна. Также в 2024 году ожидается дебютный триллер 27-летней Салеки Шьямалан, в котором она сыграла и исполнила свои RNB-песни.

Сёстры росли на фильмах ужасов и с таким вот папой. Не удивительно, что их карьера связана с его творчеством. При этом у Салеки есть дело певицы и клипмейкерство, а Ишанна пока идет строго по пути отца: помогала на съемках «Время» и «Стук в хижине», а затем под его присмотром сняла своё кино.

Кадр из к/ф «Смотрители».
Кадр из к/ф «Смотрители».

На западе Ирландии – таинственный лес, где исчезают «потерянные души», сообщают за кадром. В прологе мужчина пытается сбежать, но не может пройти табличку на дереве «Точка невозврата 108». Мы видим существо в расфокусе и внезапное исчезновение бедолаги, он словно сквозь землю провалился.

Мина (Дакота Фаннинг, «Сумерки») везет попугая из зоомагазина в зоопарк под Белфастом. И, конечно, едет по этому лесу. Да еще тянет за собой свой экзистенциальный кризис, что увеличивает риски.

Кадр из к/ф «Смотрители».
Кадр из к/ф «Смотрители».

Застряв на лесной дороге, почти как таксист с пассажиркой в «The Toll», Мина встречает героинь Олуэн Фуэре («Таро», «Мэнди») и Джорджины Кэмпбелл («Варвар»), да еще молодого паренька (Оливер Финнегэн). Эта троица живет в доме со стеклянной стеной. Через которую на них по ночам глазеют монстры, прозванные «смотрителями».

Хозяева леса смотрят на гостей как на телешоу «За стеклом» с имитацией жизни. Фильм вообще до отказа наполнен образами подмен, подражаний и двойственности. От высказываний попугая до флешбеков с участием сестры-близнеца Мины, с которой у героини связан травматичный опыт детства.

Кадр из к/ф «Смотрители».
Кадр из к/ф «Смотрители».

У героини есть привычка ходить в парике по кабакам, изображая заезжую балерину. «Я настоящая тебе не понравлюсь», – признается она после такого перевоплощения. И кажется, словно, это режиссер говорит со своим отцом, знаменитым режиссером.

В метафорах с подменами Ишана избыточно настойчива. В лесной хижине многократно с разных ракурсах дает композицию: герои стоят у невидимого для нас зеркала и раздваиваются, хотя реально таких отражений быть не может.

Кадр из к/ф «Смотрители».
Кадр из к/ф «Смотрители».

В минуты досуга персонажей по телевизору тенденциозно идет реалити-шоу (эфирного ТВ нет, кто и зачем включил нелепое шоу в записи?). Концепция встреч с чудными обитателями леса тоже чистый формализм: почему герои не смотрят на обитателей леса, ведь технически это возможно?

Зачем тайна из средневековья, которую хотели оставить тайной, оформлена как памятник архитектуры? Как можно додуматься до очевидно непродуктивной идеи «победы над смертью», давшей толчок всей истории?

Также многовато поворотов и тесно при столкновении фэнтези- и н/ф-концепций. Зрителю одновременно приходится пытаться понять безумные планы исследования леса и проникнуться драмой ученого-неудачника решать, что важнее и интереснее: анатомия и мотивы лесных монстров или сам лес (его то объявляют отсутствующим на карте, то спасают от вырубки в телешоу).

Конечно, формально это всё допустимо. Но проблема в том, что и получается всё очень формально. Концепций много, а экшна мало, твисты скорее проговариваются, чем отыгрываются, и не вдохновляют, как в удачных экспериментах отца (вроде финала «Неуязвимого» или «Сплит»).

Кадр из к/ф «Смотрители».
Кадр из к/ф «Смотрители».

В итоге хоррор даже не медленно разгорающийся, а вялый. История монстров не трогает, ведь автор не позволила ее прожить, ограничившись пересказом легенд. Событийный ряд еще более надуманный и неуклюжий, чем во «Время».

Кино остается красивой и дорогой декларацией о намереньях, способной растрогать только папу. Самое интересно во всем этом – иронизировать, считая кино аллегорией на семейно-творческие отношения Найта и Ишаны Шьямалан.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!