Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Нет»: Если долго снимать летающую шляпу, шляпа начинает снимать тебя

Автор оскаровского хита «Прочь» после невнятного продолжения экспериментов с elevated horror «Мы» снял еще более претенциозную и при этом унылую картину «Нет». Как верно подметил один из западных критиков, за рассуждениями об этом кино можно провести приятный вечер с друзьями и баре. Но сам по себе просмотр нового творения Джордана Пила – гораздо менее интересное занятие. Аттракцион за монетку В прологе разгром на площадке телешоу, где бродит измазанная по локоть красным обезьяна. Затем на экспозиции разводчику голливудских лошадей нечто свыше загоняет в голову монетку, как в аттракцион в парке. После титров дело отца продолжат унылый фермер Оджей и бойкая лесбиянка Эмеральд. Они якобы потомки жокея Хейвуда, «снимавшегося» у Мейбриджа, автора хронофото 1887 года про всадника на лошади. И верят в свою славу в кино. Поэтому случай с отцом на ранчо, да еще влетевшая в небо лошадь заставляют их начать охоту на UFO, то есть UAP, как его теперь называют, с целью попасть на шоу Опры Уинфри
Оглавление

Автор оскаровского хита «Прочь» после невнятного продолжения экспериментов с elevated horror «Мы» снял еще более претенциозную и при этом унылую картину «Нет». Как верно подметил один из западных критиков, за рассуждениями об этом кино можно провести приятный вечер с друзьями и баре. Но сам по себе просмотр нового творения Джордана Пила – гораздо менее интересное занятие.

Постер фильма Nope.
Постер фильма Nope.

Аттракцион за монетку

В прологе разгром на площадке телешоу, где бродит измазанная по локоть красным обезьяна. Затем на экспозиции разводчику голливудских лошадей нечто свыше загоняет в голову монетку, как в аттракцион в парке.

После титров дело отца продолжат унылый фермер Оджей и бойкая лесбиянка Эмеральд. Они якобы потомки жокея Хейвуда, «снимавшегося» у Мейбриджа, автора хронофото 1887 года про всадника на лошади. И верят в свою славу в кино. Поэтому случай с отцом на ранчо, да еще влетевшая в небо лошадь заставляют их начать охоту на UFO, то есть UAP, как его теперь называют, с целью попасть на шоу Опры Уинфри.

Кадр из к/ф Nope.
Кадр из к/ф Nope.

Они дают летающему объекту дают прозвище Джинсовка и зовут на помощь экстравагантного оператора Антлерса Холста (Майкл Уинкотт) с пленочной IMAX-камерой и механическим движком (рядом с Джинсовкой вырубается электричество).

Параллельно в парке аттракционов ведет игру Джуп, что в 90-е пережил атаку шимпанзе на съемках ситкома. Теперь он почему-то считает, что может продавать билеты на спектакль с НЛО.

Только все кончится невесело, ведь похожая на ковбойскую шляпу тарелка сама прилетела смотреть шоу. И это не тарелка, скорее нечто разумное, для которого люди не просто пища, но и зрелище. В итоге Пил докатывается до мысли: если долго снимать монстра, то монстр начнет снимать тебя. Если же снимать шляпу, то и последствия будут таковы.

Постер фильма Nope.
Постер фильма Nope.

Летающий цирк Джордана Пила

Фильм начинается как приличный хоррор, пусть и с очевидной приставкой постмодерн-. Где-то к середине саспенс постепенно пропадает. Далее заурядный монстр-фильм, собранный из ставших клише приемов 70-х и заканчивающийся по самой замыленной из всех схем.

Эта схема вызывает только снисходительную улыбку, поскольку особого сочувствия к героям нет, монстр не выглядит ни живым, ни мертвым, ни смешным, ни страшным и больше похож на декларацию арт-намерений режиссера, чем на существо из ужастика.

Фильм шит белыми нитками. Как собранное из полосок ткани летающее чудище. Монстр у Пила смахивает на декорацию с ярмарки, на летающий цирк с коронным номером, который сразу выбрасывает фильм в корзину с самыми претенциозными арт-манипуляциями в хорроре. Эта мягкая игрушка не просто съедает людей и коней, перетирая в желудке лентами, похожими на кулисы, а разглядывает их через длинный пищевод-объектив.

Кадр из к/ф Nope.
Кадр из к/ф Nope.

Видимо, поэтому он и не трогает тех, кто не смотрит на него – портрета не получается. И финальная схватка превращается в дуэль двух объективов: инопланетного и огромного старинного Поляроида из парка развлечений.

Фильм сильно напрягается, выстраивая наполненную аллюзиями и стёбом постмодерн-киноманскую притчу, замаскированную под монстр-хоррор, замаскированный под фантастику про НЛО, скрещенную с вестерном и байкой про бешенную обезьяну.

Тут много киномании, смешанной с постиронией в адрес поп-культуры, кино телешоу. Начиная с того, что герои в мире с приколоченным к небу облаком начинают бегать после падения монетки с неба, заканчивая уже упомянутой кульминационной дуэлью, в которой побеждает не тот, кто съел, а тот, кто снял. И доминирует, раз уж Пил уходит в своей киномании в глубь веков, даже не режиссер, а оператор...

Кадр из к/ф Nope.
Кадр из к/ф Nope.

Могло быть круто, но жанр проваливается и по хоррору, и по фантастике. Или могло быть умно. Но этого нет даже близко. Можно считать аллюзии и тупые отсылки (от «Царя скорпионов» до «Близких контактов третьего вида») радоваться близости мотоциклиста к аниме «Акира», угадывать прототипы для образа оператора и т. д.

Но все эти радости играют как приложение, в основе должно быть удачное кино, но его не видно. Ну, и не смешно. И словами про постиронию делу не поможешь. Какая тут постирония, если хоррор подменяется почти карикатурными ходами.

Наворочено неслабо, картинка хороша, олдскульный звук неплох, но в итоге профанация. Даже относительно культуры постмодерн-хоррора. А до метамодерна Пилу еще очень далеко, хоть порой и кажется, что он пытается породнить свое кино с «Однажды в Голливуде» Тарантино.

Кадр из к/ф Nope.
Кадр из к/ф Nope.

Пилу повезло с «Прочь», при всей банальности хоррор-схемы. Тогда он просто стал одним из пионеров ужастиков «по повестке». С тех пор он, по-моему, был неплох лишь в сценарии «Кэндимена». Но там была готовая база. А самостоятельные творения у него настолько хотят быть всем и сразу, что... начинают напоминать некоторые вещи Найта Шьямалана.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!