Найти тему
Кинокружок Курилова

Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 23)

Оглавление

Еще парочка камерных авторских ужастиков в копилку, которая помогает мне не забывать, что там вообще было, в этих фильмах. Пожалуй, они вообще ничем не связаны. Ну, просто хорошее кино.

«Древние ритуалы»: нестандартный экзорцизм

В фильме The Old Ways журналистка Кристина приехала в Катемако (Мексика) поснимать в пещере, но стала пленницей бабуси-брухо (колдунья), ее сына и собственной сестры. Они уверены, что в Кристине сидит демон, которого та подцепила в пещере, и ждут его появления.

Кристина одновременно переламывается от зависимости и от присутствия демона. 
Сестра помогает. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».
Кристина одновременно переламывается от зависимости и от присутствия демона. Сестра помогает. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».

Неслучайно у скромного камерного кино на Rotten Tomatoes 95%. Я сомневался, вставлять ли его в подборку, но решил, что стоит. Фильм интересен тем, что сразу после пролога, где девочка видит знахарку у постели мамы, без прелюдий переходит к тому, что обычно дают на кульминации – к изгнанию демона. Все действие кино – нон-стоп экзорцизм в одном здании (выход авторы изящно заблокировали).

В этом экзорцизме почти нет общего с ритуалами в христианском стиле, что часто показывают в хоррорах. Хотя, что-то типа «Изыди!» пару раз крикнут. Местами процедура похожа на операцию без инструментов, вроде тех, которыми дурили зрителей в годы расцвета телевизионного целительства в России. Только тут все серьезно. Ну, а потом идут в ход другие технологии, еще более жесткие.

Демонюга прицепился к героине при посещении пещеры. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».
Демонюга прицепился к героине при посещении пещеры. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».

Также тут есть аллегория про борьбу с зависимостью от тяжелой дури (Федерико Альварес играл с такими образами в Evil Dead, там героиню привезли в хижину с ведьмами, чтобы она «переломалась»). То есть две зависимости накладываются: демон атакует ослабленного носителя.

Хижина брухо похожа на подпольный реабилитационный центр. Неспроста героиня не сразу соглашается с необходимостью экзорцизма, а проходит все ступени Модели Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Но это только один смысловой слой, конечно, здесь есть и просто мистика, и появится даже настоящий демон.

Этот дядя, помощник колдуньи, проводит ритуалы. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».
Этот дядя, помощник колдуньи, проводит ритуалы. Кадр из к/ф «Древние ритуалы».

Фильм, при всей камерности, элегантен в картинке, хорошо работа гримера. Кроме создания жути, лезущей из одержимых, авторы неплохо потрудились над демоном. Демон получился так, как сейчас модно в авторском хорроре: до финала неизвестно, каким он будет, в итоге демонюга возникает внезапно и эффектно, как Босс в компьютерной игре.

«Визит»: найденная пленка Гензеля и Гретель

Becca (Оливия ДеДжонг) и Тайлер (Эд Оксенбульд) приезжают к дедушке с бабушкой, от которых мама уехала еще до их рождения. Весса снимает документалку и выдает камеру еще и Тайлеру, чтобы было веселее.

Внучка и бабушка будут рассказывать друг другу занимательные психиатрические сказки. Кадр из к/ф «Визит».
Внучка и бабушка будут рассказывать друг другу занимательные психиатрические сказки. Кадр из к/ф «Визит».

С каждым днем недели, что предстоит провести брату и сестре в гостях, деда с бабкой ведут себя все более странно. У бабуси «вечерняя спутанность», замутненность сознания, при котором она странно бродит по ночам. Дед тоже не выглядит полностью адекватным.

Интриги добавляет тот факт, что дети и сами со странностями. Тайлер порой впадает в ступор от страха (эта проблема впервые проявилась несколько лет назад в ходе спортивной игры), а Весса не смотрит в зеркала и надевает одежду наизнанку.

Ребята впервые увидели маминых родителей. Кадр из к/ф «Визит».
Ребята впервые увидели маминых родителей. Кадр из к/ф «Визит».

«Визит» – работа М. Найта Шьямалана («Время», «Явление») который порой перемудряет и все портит. Присутствие Шьямалана не всегда гарантия адекватности кино. Но в данном случае это еще и продукт Blumhouse. Джемсон Блум – продюсер, и на это на всякий случай намекает, вставляя в набор семейных фоток в доме бабушки и дедушки снимок куклы Аннабель из «Заклятия» Джеймса Вана.

Качественно используя стилистику псевдодокументалки, которая в 2015 году уже изрядно надоела зрителю, но еще держалась, Шьямалан применяет джампскейры, действительно заставляющие вздрагивать. Но в целом жестить режиссер не спешит, он же известный любитель саспенса.

Мама по какой-то причине не хочет встречаться со своими предками. Кадр из к/ф «Визит».
Мама по какой-то причине не хочет встречаться со своими предками. Кадр из к/ф «Визит».

Мрачняк надвигается постепенно, местами история перекликается со сказкой про Гензеля и Гретель. Бабушка вместо пряников предлагает вкуснейшее печение и порой предлагает залезть в печь. Также фильм хорош элементами психоанализа (это за год до выхода «Сплит») и как история взросления. С детьми тут произойдет такое, что не каждый взрослый смог бы пережить без последствий для психики.

Не сказать, что это кино стало очень заметным в биографии
М. Найта Шьямалана. Возможно, причина в том, что оно нетипично для этого автора: выглядит слишком жанрово чистым, почти без странных чудачеств, как это было недавно в фильме «Время». Ну, и хорошо.

С каждым днем дед и бабка ведут себя все более странно. Кадр из к/ф «Визит».
С каждым днем дед и бабка ведут себя все более странно. Кадр из к/ф «Визит».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 22)
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 21)
Самые умные и крутые... (часть 20) / часть 19 / часть 18 / часть 17 / часть 16/часть 15/часть 14/ часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9 / часть 8 / часть 7 / часть 6 / часть 5 / часть 4 / часть 3 / часть 2 / часть 1