Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Стук в хижине»: не открывайте, это Шьямалан пришел всех нас спасти

Оглавление

Кто там?
Это я, Найт Шьямалан. Принес «повестку» для вашего мальчика.

Настороженное отношение к душной замути, что производит этот кинематографист, иллюстрирует вопрос из одной картины: «Мы что, в фильме Найта Шьямалана?» Да, его новый фильм уже здесь, и вряд ли это можно было предотвратить.

Кадр из к/ф «Стук в хижине».
Кадр из к/ф «Стук в хижине».

Эрик (Джонатан Грофф), Эндрю (Бен Элдридж) и семилетняя Вен (Кристен Цуй) живут в загородном коттедже. Однажды утром к домику подходит здоровяк и школьный учитель Леонард (Дэйв Батиста) и три его спутника с угрожающими «инструментами» в руках. Это врач Сабрина (Никки Амука-Бёрд), рабочий газовой компании Редмонд (Руперт Гринт) и повар мексиканского ресторанчика Адриан (Эбби Куинн).

Гости заявляют, что обитателям избушки придется выбрать из своих кого-то на убой, чтобы так спасти миллиарды жизней на Земле, иначе будет Апокалипсис. Сама четвертка – метамодерн-всадники Апокалипсиса с человеческими лицами и биографиями обычных обывателей, внезапно узнавших о своей миссии.

Каждый из них не только несет разрушение, но и персонифицирует определенное некое человеческое качество (Шьямалан пытается преподнести данный факт как некое открытие, но это не работает, так как не имеет особого смысла по сюжету и просто скучно).

Кадр из к/ф «Стук в хижине».
Кадр из к/ф «Стук в хижине».

«Утонут города, океаны разрастутся и утянут всех в воду, затем разразится чума, небеса упадут на землю...». И так далее. История в формате триллера «незнакомцы в доме» превращается в апокалиптический миф. Который отчасти подтверждается теленовостями о глобальных катаклизмах. И ритуалом, в ходе которого гости, как ни странно, используют свои инструменты против себя же.

Инклюзивный подход к святости

Кино с аллюзией на «Жертвоприношение» Тарковского, что отсылало к ветхозаветному Аврааму, получившему задачу пожертвовать Исааком. Юмор мог быть в том, какую семью выбрали для ритуала – не самую, скажем откровенно, удачную для восстановления населения Земли. Также фильм мог быть заряжен стёбом над левой «повесткой» и новой этикой.

Но нет, место юмора быстро заполняет пафос, формат семьи (понятно какой, с учетом действующих лиц) этот пафос усиливает. Вот ведь незадача, вчера разрешили жениться, а сегодня уже такая ответственность. Выходит, как бы спасался весь мир, не будь в нем таких прогрессивных реформ?

Кадр из к/ф «Стук в хижине».
Кадр из к/ф «Стук в хижине».

От таких компонентов сверхзадачи досадно за авторов. Тут ведь не просто вопрос о готовности на жертву ради всеобщего блага. Нам показывают становление святых, в чьих лицах (посмотрите, кстати, какие они светлые!) – средоточие всего лучшего, что люди знают о любви и гуманизме.

То есть Шьямалан почти открытым текстом говорит, что дорога «толерантности» ведет к святости. Да, без проблем. Пусть даже это так, просто фильм выходит катастрофически нескромным в этой прокламации.

Недавно было безжалостное по концептуальности и неотвратимости «Время». Не успели мы отдохнуть с картинами Кроненбергов, Тая Уэста и прочих уважаемых авторов, как М. Найт Шьямалан подвез новый невыносимо легкий по творческому замыслу продукт, претендующий на место среди умных хорроров.

Кадр из к/ф «Стук в хижине».
Кадр из к/ф «Стук в хижине».

«Включите мне мультик!»

Как представитель жанра кино интересно, если не знать, о чем оно. Да и то первые 15 минут. Предсказуемость 97,5%, а оставшиеся 2,5% – просто заброс на вентилятор. Даже во «Время» был твист, притянутый за уши, но веселый. «Стук» же угрюмо ведет к сразу заявленной развязке.

Сомнений в апокалиптическом финале нет, поэтому действие становится невыносимо тягучим (не спасают даже репортажи о катастрофах по ТВ, а воспоминания героев совсем наводят скуку). Бодрят лишь упомянутые жесткие ритуалы, хотя интересен только первый из них. После часа фильма Эндрю дает неуверенный намек на разоблачение гостей, но этот финт кроме пары минут триллера в душевой мало что приносит.

Девочка теряет терпение и кричит за всех зрителей: «Я хочу посмотреть Паддингтона! Включите мне мультик!»

Вот это правильно. Я бы не стал призывать дух этого медведя, помня недавние нелепые страдания по нему среди кинозрителей России, но ход мысли верный: от Шьямалана порой хочется защищаться любым поп-культурным способом.

Кадр из к/ф «Стук в хижине».
Кадр из к/ф «Стук в хижине».

Мы ведь помним утомительный морализаторский наивняк «Явление» или навязчиво добренький «После нашей эры»? Кажется, что «Стук» возвращает нас в те времена (хотя в последнее время у автора были приличные «Сплит», «Стекло» и «Визит»). Очень жаль.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!