Депутаты ГД недалеко ушли от дикарей острова Невезения и продолжают страдать от неразрешимой проблемы отмены ЕГЭ. Как там в песне поется: «Вроде не бездельники и могли бы жить. Им бы понедельники взять и отменить!» Но нет, этот вариант их по понятным причинам не устраивает:
А) Придется напрячься и развернуть систему образования вспять, признав предварительно, что «раньше было лучше».
Б) Придумать новую систему оценки. А это не про депутатов, у них туго с инициативой. И какое образование нам нужно, они не знают.
В) решить проблему деградации преподавательского состава в школах. А для этого заставить их, о ужас, учить «тупых учеников» так, чтобы они смогли превратиться в образованных и полезных граждан страны. А заодно напомнить ВУЗам, как принимают экзамены по-старинке.
Маленькое уточнение: все ответы выше - верные. А в тупости учеников виноваты только родители.
Учитывая непреодолимые трудности, можно сказать, что проблему образования депутатам решить куда сложнее, чем выстроить грамотную миграционную политику. Здесь одними откатами, как с приезжими, вопрос не решить. «Своим» просто так не «втюхаешь» диплом о знании русского, ибо незаинтересованные лица. Сами же первые будут требовать качественного и бесплатного образования.
Как страшно жить
Рособрнадзор так и заявил, что готов обсуждать отмену ЕГЭ, когда появится достойная альтернатива. А ее нет и не будет, «патамушта» старый формат экзаменов насмерть перепугает школьников, которым придется сдавать экзамены дважды: при выпуске из школы и при поступлении в ВУЗ.
Вот молодые ребята - наша аудитория - они не знают, что такой старый формат. И я уверен, они никогда не подпишутся под то, что было в прошлом. Смысл старой системы заключался в том, что надо было сдать как минимум шесть экзаменов в школе - да, в родной школе своим учителям, но это был экзамен. И, как минимум, три экзамена надо было сдавать в университет или институт, в который ты хочешь поступить,
- рассказал журналистам глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Вот жуть-то, как раньше сдавали экзамены, в том числе и сам Музаев, никто не знает. Жертвой ЕГЭ его по возрасту не назовешь.
Предыстория вопроса
Напомним, навязанную нам систему ЕГЭ принесли из США. Там аналогичный экзамен сдавали дети с ограниченными возможностями развития. Американцы переняли систему из Франции, где местные университеты ввели аналог ЕГЭ для ограничения потока поступающих из французских колоний.
В России о Едином госэкзамене заговорили в 1995 году, в 1998 г. ввели в качестве эксперимента, а в 2001 сделали обязательным для всей страны.
При этом изначально ЕГЭ должен был идти в паре с ГИФО — государственным именным финансовым обязательством. Оно подразумевало отмену бесплатного образования в ВУЗах. Процент оплаты высшего профобразования зависел от результатов ЕГЭ: чем выше баллы, тем меньше должен был платить родитель. Хорошо, что эта часть образовательного эксперимента канула в Лету.
Что сейчас?
Недавно депутаты Ярослав Нилов, Нина Останина и Яна Лантратова предлагали к 2025 году отменить ЕГЭ, чтобы избавить школьников от «бессмысленного заучивания ответов на тесты» и сохранить их психическое и физическое здоровье. К сожалению, формулировки пояснительной записки звучат как популизм:
По сути, происходит эксперимент над учащимися и школами, что является недопустимым. Формат ЕГЭ, требуя от школьников ответов на тестовые вопросы, учит детей только «проставлять галочки в клеточках». На ЕГЭ работает память школьника, а не его мышление.
Уважаемые думцы, вы впервые столкнулись с системой ЕГЭ? Это проблема не беспокоила вас с 2001 года. Сколько детей за это время свело счеты с жизнью ? Похоже, никто из вас не считал. Такая статистика отсутствует. Лишь СМИ с печальной периодичностью в весенне-летней период фиксирует рост самоубийств среди подростков. И ЕГЭ - не последняя причина их гибели.
Перемен требуют наши сердца
Судя по реакции Рособрнадзора и Комитета ГД по образованию, в обозримом будущем перемен не предвидится. ЕГЭ считается рабочей версией экзамена и вполне устраивает депутатов и надзорные образовательные органы. Но чтобы никто не заподозрил их в бездействии, законотворцы предлагают ввести небольшие изменения. Во-первых, для придания внешнего сходства с советскими экзаменами депутат Александр Мажуга предложил перевести «тестовую часть экзамена в задания с открытым вариантом ответа». Этот «слуга народа» занимает высокий пост замглавы комитета ГД по науке и высшему образованию.
Позаботился он и о психологическом комфорте школьников. Чтобы не травмировать детей, он предложил на первое место в экзаменах поставить «более легкие» - русский и математику. А потом уже сдавать профильные предметы. То, что в этом году пятая часть выпускников подала на пересдачу ЕГЭ по этим предметам, депутата не смутило. Причем половина из них не преодолело минимальный порог для выдачи аттестата. То есть, получило два. Минимальный балл по русскому в этом году - 24 балла, по базовой математике - 27.
Сердобольный замглавы Комитета по образованию предложил школам проще смотреть на вещи. И если ребенок в первый раз преодолел аттестационный порог, а на пересдаче показал худший балл, он рекомендовал выпускать ученика из школы с лучшим баллом. Пусть учится дальше - чему-нибудь и как-нибудь. Сейчас в аттестат уйдет оценка пересдачи, даже если предыдущий балл был выше.
При этом Мажуга радостно сообщил, что бюджетных мест в этом году выделено больше, но умолчал, кому они достанутся, поскольку, как он считает, ВУЗы вправе устанавливать свои проходные баллы, которые существенно выше рекомендованных ведомством.
Учитесь, дорогие дети, а вы, родители, ни в чем себе не отказывайте: ни в репетиторах, ни в успокоительных, ни в психологах. И главное - берегите детей. Они, кроме вас, никому не нужны.