Попытка заменить «горячую» войну полезным спортивным эрзацем с самого начала была обречена на «программный сбой», когда одна из сторон пыталась игнорировать внеспортивные «правила игры». Первый раз это произошло в 1980-м году, второй — в 2024-м.
На этой неделе стартуют Олимпийские Игры в Париже, фактические потерянные нашей страной – её нельзя будет использовать как раньше для укрепления национального авторитета, большинство российских спортсменов лишены возможности (часто – единственной в жизни) участия в главных мировых соревнованиях, а болельщики – впечатляющего зрелища.
«Спорт вне политики»?
Нет, конечно, и не был вне её, начиная с прошлого века. Действительно, поначалу барон Пьер де Кубертен, учреждая Олимпийское движение вместе с русским генералом и педагогом Алексеем Бутовским, предполагал, что участники ОИ будут представлять сами себя, что это будет праздник «чистого спорта».
Но в дальнейшем, столкнувшись с первыми сложностями, Международный олимпийский комитет вынужден был прибегнуть к помощи политиков, быстро поставивших ОИ себе на службу.
Мало того, Кубертен накануне Олимпиады в Берлине 1938 года попал под «обаяние» нацистского режима в Германии, активно сотрудничал с Гитлером, которого называл «одним из лучших творческих духов нашей эпохи», а после германских Олимпийских Игр даже завещал всегда проводить их в Германии. При этом Кубертен активно бойкотировал СССР, не допуская советские команды к участию в олимпийском движении (вот откуда, похоже, ещё идёт эта «славная» традиция).
После ужасов Второй Мировой войны и с началом войны «холодной» ОИ «по умолчанию» превратились в инструмент противоборства двух мировых систем, доказывавших друг другу и «неприсоединившимся» странам свои преимущества, выраженные наглядно в количестве медалей «неофициального командного зачёта».
Эта игра, впрочем, шла по своим негласным правилам, а явное нарушение приличий (тот самый ханжеский принцип «спорт вне политики») каралось минимум бойкотом, как это произошло в 1980-м году, когда большая часть западного мира проигнорировала ОИ в Москве. Хотя сами игры показывали во всём мире.
В 1984-м, бойкот объявили уже страны «социалистического лагеря», лишив праздника не только своих спортсменов, но и зрителей. Примерно, как сейчас в России.
Найди десять отличий
Впрочем, разница есть. Российское руководство в отличие от руководства СССР не решилось на официальный бойкот Олимпиады в Париже-2024. Хотя бы потому, что после прошлых бойкотов в олимпийскую хартию включили положение о восьмилетней олимпийской дисквалификации страны за такое «баловство».
Поэтому в России включили механизм хорошо знакомого пожившим в Союзе «общественного осуждения», обкатанного сначала на «троцкистах-зиновьевцах», потом – на Пастернаке, Синявском с Даниэлем и Солженицыне, потом – на «американской военщине» и Анжеле Дэвис…
Спортсменов, не смекнувших самостоятельно отказаться от поездки в Париж, старательно обрабатывали на собраниях команд и федераций, убеждая «сделать правильный выбор». И попробуй откажись – окажешься ни с чем. Потому что все спонсоры – у федераций, которые, к тому же, только по названию «общественные организации», а по факту – филиалы Минспорта.
Результат одной из таких «проработок», похоже, случайно показали по ТВ – мы увидели нашу юную звезду плавания, рекордсменку Женю Чикунову, преемницу неоднократного олимпийского призёра Юлии Ефимовой на дистанции 200 метров брассом. В слезах и явной депрессии девушка повторяла явно чужие слова о том, что «даже, если я выиграю олимпийское золото, я не смогу по-настоящему радоваться этому успеху».
Справедливости ради надо сказать, что и западные коллеги здорово «помогли», устроив настоящую «охоту на ведьм» в отношении российских спортсменов. Требования выдвинули чрезмерно жёсткие. Наши спортсмены должны были согласиться выступать без флага и гимна страны — как нейтральные участники. Не были допущены вообще все наши сборные команды, включая и эстафеты. Сразу же получили отказ все, кто связан с силовыми ведомствами, а это все спортсмены из клубов ЦСКА и «Динамо» (на Олимпиаде в Токио именно «силовики» завоевали более половины медалей). Наконец, отстранены атлеты, продемонстрировавшие «активную поддержку боевых действий».
Пятнадцать «спортанцев» и десятки спортсменов из России
Официально на Олимпиаде в Париже будет всего 15 атлетов из России. Это теннисисты: Даниил Медведев, Павел Котов, Роман Сафиуллин, Мирра Андреева, Екатерина Александрова, Диана Шнайдер, Елена Веснина. Велогонщики: Тамара Дронова, Алена Иванченко, Глеб Сырица. Гребцы на байдарках и каноэ: Алексей Коровашков, Захар Петров, Олеся Ромасенко. Пловец Евгений Сомов и прыгунья на батуте Анжела Бладцева.
Всё люди самостоятельные, внутренне сильные, прошедшие (кроме разве что теннисистов) суровый домашний «отбор». И по большому счёту, заслуживают уважения – они – в определённом смысле оправдание России, не желающей окончательно рвать все связи с мировым (и не только спортивным) сообществом.
Хотя реально на медали смогут претендовать единицы: кто-то из теннисистов (скорее всего, Дмитрий Медведев), батутистка Анжела Бладцева и каноистка Олеся Романенко.
Но помимо этих пятнадцати в парижских Играх примут участие десятки спортсменов из России, которые в условиях отстранения страны от международных соревнований сменили спортивное гражданство. Перечень стран, за которые будут выступать эти атлеты велик: Австралия, Азербайджан, Албания, Бахрейн, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Киргизия, Молдавия, ОАЭ, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Франция, Хорватия, Чехия…
Ну, а мериться медалями, пока Россия (хочется надеяться, временно) сошла с дистанции, будут сборные команды Китая и США. Эксперты прогнозируют преимущество американцам по общему числу наград, а вот по золоту намечается паритет – потенциально 37 американских первых мест против 36 китайских.
«Невидимые» Игры
Обделёнными на этот раз оказались не только спортсмены, но и зрители. Насколько можно судить, давно принято политическое решение, что в нынешних реалиях показывать Олимпиаду без флага и гимна на Первом и «России-1» нельзя. Хотя почему-то недавнее европейское первенство соревнуясь между собой показывали МАТЧ-ТВ и Окко.
Ранее никто из основных вещателей («Первый канал», ВГТРК, «Матч ТВ») официально не объявлял, что будет показывать Игры в Париже. Okko и VK Video заявили, что не будут приобретать права на трансляции. Стандартный ответ вещателей: «Мы считаем, что с учетом отстранения российских спортсменов это событие не представляет большого интереса для аудитории в России».
19 июля стало известно, что россияне смогут посмотреть Олимпиаду на официальном сайте МОК, однако буквально накануне эту информацию убрали.
Но каким-то образом информацию о происходящем в Париже мы всё же получать будем. Ведь медиа умудрялись выкручиваться даже во время бойкота Советским Союзом Игр-1984 в Лос-Анджелесе. Известен пример корреспондента «Советского спорта» Владимира Гескина, которого редакция командировала в Таллин – туда добивало финское телевидение, и он писал репортажи, наблюдая за соревнованиями по телевизору...
Тем, кому хочется зрелища, стоит присмотреться к группам с качественным «пиратским» контентом во VK. Чувствуют они себя достаточно уверенно, отдельные даже на хороших спонсорских и рекламных договорах с букмекерами…
А посмотреть на этих Играх, похоже будет, на что. Это и выступления зарекомендовавших себя лидеров в своих дисциплинах: американской гимнастки Симоны Байлс, мировых рекордсменов в лёгкой атлетике – метателя диска литовца Миколаса Алекны и прыгуньи в высоту украинки Ярославы Магучих, ожидаемой очной схватки американских и хорватских баскетболистов, заплывов китайской звезды плавания Чжана Юйфэя…
Но каждые ОИ обязательно дарят нам имена новых молодых чемпионов.
В общем, кто-то ждёт Игр с предвкушением праздника спорта, кто-то – с обидой и злостью, что праздник оказался «чужим». Они называют его «ошмётками Олимпийских игр». Им хочется появления «нового Джесси Оуэнса», способного «втоптать фашистскую нечисть туда, откуда она вылезла… втоптать , а потом уже закрывать тему».
На самом деле всё случается не совсем так, как нам хочется. Автор этих строк, например, не видел Игр 1984 года – во-первых, их не показывали в СССР, во-вторых, автор сам служил в армии, где было не до телевизора.
Следующим олимпийским впечатлением для меня после Олимпиады-80 стала Олимпиада 1988 года, триумфальная для советской команды, завоевавшей 132 медали (55 золотых!) и занявшей первое общекомандное место. Американцы тогда были только третьими, а Китай оказался далеко от первой десятки.
А через два года та великая олимпийская страна-победительница исчезла с карты мира.