Они были на вершине славы, готовы стать следующей великой группой. А потом наступили обманы, наркотики, безумие и потеря всего.
В конце 2007 года журнал "Classic Rock" встретился с Джерри Миллером, Бобом Мосли, Питером Льюисом и Доном Стивенсоном, чтобы поговорить об их жизни в одной из величайших американских групп 1960-х годов - Moby Grape. Эта группа, повлиявшая на Джимми Пейджа и Роберта Планта из Led Zeppelin, была обречена на успех после выпуска своего классического дебютного альбома. Однако неверные решения, неудачи и хаос преследовали их карьеру с того самого момента.
Сумасшествие в Нью-Йорке
Апрель 1968 года, где-то в Нью-Йорке. Александр «Скип» Спенс, гениальный и непредсказуемый лидер Moby Grape, сошёл с ума. Он потел как безумный, его волосы стояли дыбом, а когда-то аккуратная борода выглядела так, будто её только что обработали топором. Он только что выбил куски из двери комнаты своего коллеги по группе Дона Стивенсона в отеле Альберт, оставив портье в ужасе от сумасшедшего с топором. Находясь под воздействием ЛСД и оккультизма, Спенс поверил, что Стивенсон и другой участник группы, Джерри Миллер, - зло, которое нужно уничтожить. Прямо сейчас, с топором в руке, он следует по их следу в студию Columbia на 30-й улице. На такси. В пижаме.
Рождение легенды
По правде говоря, Moby Grape начала распадаться задолго до того, как Спенс добрался до двери Стивенсона. Полицейские аресты, истерики звукозаписывающей компании, сорванные гастроли, невезение и конфликты с менеджерами - всё это сыграло свою роль. Меньше чем за два года Moby Grape превратилась из золотого ребенка в больного изгоя.
История Moby Grape во многом похожа на историю тысячи других групп Западного побережья, которые ненадолго взлетели, а потом рухнули. За исключением того, что Moby Grape были настоящими претендентами на успех. Обладая целым рядом преимуществ - пять участников, каждый из которых мог писать, петь и играть - они считались сбывшейся мечтой Сан-Франциско: такие же дерзкие, как The Rolling Stones, мечтательные, как The Byrds и душевные, как Джими Хендрикс. К концу 1966 года семь крупных лейблов, включая Elektra, Atlantic и Columbia, боролись за право подписать с ними контракт. Но группа все равно всё испортила, попав в договорную ловушку, которая преследует их по сей день.
Долгая дорога к справедливости
Только сейчас, спустя 40 лет, участники группы добились правды в отношениях с бывшим менеджером Мэтью Кацем. Более слабые люди сдались бы, но Moby Grape продолжали бороться. Четверо оставшихся в живых участников - Миллер, Стивенсон, Питер Льюис и Боб Мосли (Спенс умер в 1999 году) - прошли через эту марафонскую борьбу, объединенные верой в какую-то правовую и кармическую справедливость. Они хотели получить то, что принадлежало им по праву.
Всё началось очень хорошо. Прежде чем отправиться в Сан-Франциско в 1964 году, Миллер из Такомы и Стивенсон, барабанщик из Сиэтла, набрались опыта на модной барной сцене северо-западного побережья Тихого океана в штате Вашингтон, наряду с такими легендами гаражного рока, как The Sonics и The Wailers. Гитарист Миллер гастролировал с Бобби «I Fought The Law» Фуллером и пересекался с молодым Джими Хендриксом.
Стивенсон задавал ритм таким блюзовым звездам, как Этта Джеймс и Биг Мама Торнтон. «Когда мы уезжали во Фриско, - объясняет Стивенсон, - нам казалось, что мы отправляемся в землю обетованную».
Вскоре в свою группу The Frantics они пригласили Боба Мосли, выходца из The Misfits, группы, игравшей ритм-энд-блюз в Сан-Диего. «Я подумал, что он самый крутой парень, которого я когда-либо видел в своей жизни», - говорит Стивенсон. «Боб был похож на какого-то бога сёрфинга. У него была эта прекрасная энергия, он был настолько мужественным, насколько это вообще возможно. И пел он лучше, чем любой черный парень, которого я когда-либо видел».
Это было недолговечно. Пока Миллер и Стивенсон создавали Marsh Gas, Мосли уехал в Лос-Анджелес, где объединился с будущим участником The Flying Burrito Brothers Джоэлом Скоттом Хиллом и Питером Льюисом, мрачным сыном кинозвезды 40-х годов Лоретты Янг.
Встреча с Кацем и рождение Moby Grape
Затем они познакомились с бывшим менеджером Jefferson Airplane Мэтью Кацем. «Кац сказал Питу и мне приезжать в Сан-Франциско и создавать группу», - вспоминает Мосли. «Так мы и сделали, а затем связались с Джерри и Доном, сказали им, что у Каца есть этот удивительный парень из Jefferson Airplane, Скип Спенс». Родившийся в Канаде Спенс - человек-торнадо - недолго играл в Quicksilver Messenger Service, а затем был барабанщиком на альбоме Jefferson Airplane Takes Off.
В августе 66-го, как раз тогда, когда во Фриско начался кислотный бум, родилась Moby Grape. «Сан-Франциско тогда был чем-то особенным», - вспоминает Миллер. «Это было просто прекрасно. Люди приходили из Avalon и Fillmore. Я смотрел со сцены и пугался. Это было похоже на то, как будто ты играешь музыку для стада бизонов. Там было много действительно странных людей. В то время было модно играть 20-минутные песни, а мы делали оригинальные 4-минутные поп-жемчужины.
«Это было невероятно, потому что мы играли там с Ли Майклсом, Дженис Джоплин, Buffalo Springfield и Grateful Dead. Много людей, о которых никто не слышал, и которые вот-вот должны были взорваться. Там звучала потрясающая музыка. Buffalo Springfield были чертовски хороши. Вся эта сцена обладала удивительной энергией. Все играли день и ночь, работали не покладая рук. Наверное, это была величайшая музыка всех времен».
Вскоре Moby Grape стали самым обсуждаемым явлением в городе. В то время как многие их коллеги путешествовали по космосу с помощью кислотных джемов и обкуренных мантр, Moby Grape подключились к сырой душе рок-н-ролла. Резкие и агрессивные, они прорезали дым как сверкающее лезвие. «Мы играли на этом образе панкушников», - объясняет Льюис. «За исключением Скипа, мы все были клубными музыкантами. А у клубных музыкантов было такое своеобразное отношение к миру, когда ты всех вокруг подталкиваешь своего рода контролируемым сумасшествием».
Сэм Эндрю из Big Brother, завсегдатай клуба Ark, объявил их лучше, чем The Beatles. Очарованные неподражаемым Спенсом, фанатами группы стали и Стивен Стиллз с Нилом Янгом. Buffalo Springfield во время своей резидентства чередовали сеты с Moby Grape. Когда их не было, Стиллз и Янг распространяли молву о них.
Подписание контракта и первые проблемы
Естественно, вскоре появились и мейджор-лейблы. Продюсер Columbia Records Дэвид Рубинсон однажды вечером пришел посмотреть на хедлайнеров The Sparrow (вскоре они станут известны как Steppenwolf). Как выяснилось, их поразила группа на разогреве - Moby Grape. Множество других лейблов - включая Пола Ротшильда из Elektra - тоже жаждали их подписи. Но когда дело дошло до бизнеса, все пошло наперекосяк.
«Сначала я думал, что Мэтью Кац - классный парень», - признается Стивенсон. «У него были рекомендации, и он чертовски хорошо справлялся с продвижением и раскруткой Ark. Кажется, он называл себя крысоловом из Сан-Франциско или что-то в этом роде. Мы все были настроены довольно оптимистично, но, наверное, были очень наивны».
В октябре 66-го, уже подписав с Кацем договоры на менеджмент и издательские права, группа невольно отдала ему и права на название. «Мы были просто глупыми молодыми парнями», - признается Мосли. «Рубинсон приехал из Нью-Йорка, чтобы попытаться подписать нас на CBS. Тогда Кац сказал ему, что если мы не подпишем контракты, отдающие ему название, менеджмент и права на издание, то он не даст контракту состояться».
Льюис: «Мы были такими молодыми. Все, чего мы хотели, - это быть свободными. Нам было еще хуже от того, что у Buffalo Springfield, казалось, все было в порядке. Им вообще не нравился Кац. Нил Янг сидел там, в Ark, прямо рядом с нами, когда нам сказали, что мы должны подписать эту бумагу, отдающую права на название. Я помню, как он сидел, играл на своем оранжевом Gretsch и смотрел себе под ноги.
«Он ничего не сказал. Но после этой встречи он сказал нам не делать этого. Не спрашивайте меня почему, но мы это сделали. Когда появился Рубинсон, он сказал, что если мы подпишем контракт с Columbia, то он избавит нас от Каца. А потом, после того, как он подписал нас [в феврале 1967 года], он вернулся и сказал, что юристы Columbia не могут этого сделать, что они за нашей спиной заключили сделку. Вот тогда-то мы попали по полной программе».
Дебютный альбом и крах надежд
Тем не менее, в начале 67-го Moby Grape отправились в Голливуд, чтобы записать свой дебютный альбом. Записанный под руководством Рубинсона всего за 13 дней за жалкие 11 000 долларов, он оказался потрясающим. «Когда ты на мели и хорошо подготовлен, можно добиться удивительных результатов», - смеется Стивенсон. «Мы просто были слишком неопытны. Мы хорошо репетировали и знали все свои партии».
«У группы было много наработок», - объясняет Льюис. «Когда я впервые услышал Джерри, я подумал: «Ни хрена себе!». Скип любил Buffalo Springfield, постоянно о них говорил; ему нравилась эта идея с тремя гитаристами. Химия была просто потрясающей. Мы понимали, что если сможем донести это до людей, то создадим что-то, что им понравится». В студии Спенс был как катализатором, так и талисманом.
«Он был жизнерадостным парнем, настоящим общительным хиппи», - говорит Мосли. «Он действительно заставлял музыку звучать. На репетициях он много занимался аранжировкой. Самое странное, что его голос не звучал так ярко, пока мы не попали в студию. Вот тогда-то он и зазвучал по-настоящему». Наряду с ракетами Миллера/Стивенсона Hey Grandma и Changes на альбоме оказались мощная Fall On You Льюиса и пропитанная запахом ладанника баллада Sitting By The Window.
Радикально переработанная Спенсом, Someday Миллера растворилась в тех странных гармонических дымках, которые обычно были присущи The Byrds. Душераздирающие Come In The Morning и Lazy Me Мосли превратили его в белого Уилсона Пикетта на манере Motown. Ну и, конечно же, волнующая Indifference Спенса - с ее эхом гитарных риффов и совершенно неожиданной сменой тональности - и, возможно, величайшая песня в репертуаре Moby Grape: сокрушительная Omaha (позже ее перепели многие, в том числе Майкл Стайп с Golden Palominos).
Джерри Миллер рассказывает о дебюте Moby Grape
Что касается классических дебютов, то Moby Grape находится в одном ряду с Marquee Moon от Television или The Velvet Underground And Nico. Да и на сцене группа была великолепна. «Я ставил свой вокальный микрофон перед одним из своих старых басов и получал красивое естественное эхо», - улыбается Миллер. «Потом мы начинали играть что-то вроде Dark Magic и Space Now и отправляли всех на то, что мы называли Фиолетовой планетой. У всех глаза на лоб лезли».
Пик славы и роковые ошибки
Тогда Moby Grape еще не знали, что они уже достигли своего пика. Затем последовала похвальная агрессивная рекламная кампания Columbia. Moby Grape раскручивали по полной программе, хотя в этом не было никакой необходимости. 6 июня 1967 года в зале Avalon Ballroom CBS устроила непомерно роскошный пресс-ланч, чтобы представить альбом. Журналистов со всех Соединенных Штатов привезли, чтобы они стали свидетелями рождения следующей большой сенсации.
Мосли: «Я помню, как припарковал Porsche, вошел внутрь, а у дверей стояли два человека, которые вручили мне подарочный набор из пяти синглов и бутылку вина с надписью «Moby Grape». С потолка свисали миллионы фиолетовых орхидей; они были повсюду на полу».
Помимо того, что пол превратился в каток из орхидей, умные маркетологи Columbia еще и не позаботились о том, чтобы предоставить штопоры к 700 бутылкам вина.
А еще был фиаско с синглами. Будучи уверенной в их коммерческом потенциале, CBS предприняла беспрецедентный шаг, одновременно выпустив пять синглов Moby Grape. В пресс-релизе, напечатанном на фиолетовом бархате, они утверждали, что «лейбл уверен, что каждая из 10 сторон пластинки способна возглавить национальные чарты». Кроме того, для специалистов по продажам и продвижению было выпущено «Руководство по Moby Grape». Радиостанции, сбитые с толку таким ходом, не знали, какой сингл ставить. «Все это было просто безумием», - говорит Миллер. «Если бы они просто выпустили Omaha с 8:05 на обратной стороне, люди бы знали, что продвигать. Это был бы большой хит».
Арест и начало конца
В радиоэфире началась отрицательная реакция. «Оглядываясь назад», - говорит Стивенсон, - «можно понять, что людям казалось, что нас слишком расхваливают. А это было не так. Это совершенно несправедливая оценка нас тогда и сейчас». В довершение ко всему, вечер в Avalon закончился арестом Миллера, Льюиса и Спенса на холмах округа Марин. Их поймали с тремя несовершеннолетними девушками и обвинили в склонении несовершеннолетних к противоправным действиям и - в случае с Миллером - в хранении марихуаны.
«Это была полная чушь», - утверждает Миллер. «Получилось так, как будто в этом участвовали только Moby Grape, но это не так. Там, на горе, была целая куча народа, которая смотрела на звезды. А потом, когда появилась полиция, все бросились врассыпную. У меня тогда был Mustang одного из техников. Полицейские рылись в пепельнице, пока не нашли то, что они приняли за пустую бумажку из-под марихуаны. Но там ничего не было. И эта история с девушками тоже была полной чушью. Так что мы провели ночь в камере, а газеты трубили о том, что «Moby Grape арестовали по обвинению в хранении наркотиков!». Они действительно сделали все, чтобы это выглядело ужасно». Все обвинения были сняты, но осадок остался.
«На самом деле», - утверждает Льюис, - «это была хорошая реклама. The Doors только бы и рады были такому. Но вместо этого Columbia испугались».
Провал тура и уход Спенса
Группу отправили в турне по США с The Buckinghams и The Mamas And The Papas. «Вот тогда-то мы и начали сходить с ума», - признается Стивенсон.
Помня об инциденте в округе Марин, некоторые организаторы запаниковали и отменили концерты. В довершение ко всему, Moby Grape (которым обещали равные права с хедлайнерами) обнаружили себя на афишах написанными крошечным шрифтом под The Buckinghams, а хедлайнерами были The Mamas And The Papas.
«В какой-то момент мы были вне себя от ярости», - говорит Льюис, - «поэтому Скип выбежал на сцену, пока детишки визжали от восторга перед The Buckinghams, и все испортил. Когда мы вышли и заиграли, то были просто безумны и эмоциональны. Люди говорили: «Что это, черт возьми, такое?». Неистовый сет Moby Grape затмил всех. Спокойное выступление The Mamas And The Papas казалось затянутым разочарованием.
«Это был не лучший способ их представить», - говорит Стивенсон. «Мы заканчивали Omaha, и это звучало как взвизгнувшая бензопила. А потом выходили они и играли что-то супермягкое, например, Monday Monday».
Льюис: «К тому времени, как они выходили, люди уже начинали расходиться. На следующий день за завтраком Мама Касс подошла к нам и сказала: «Вы, ребята, кучка панков. Вы должны быть благодарны за то, что гастролируете с самой популярной группой в Америке». Мы выдержали еще один концерт, а потом The Mamas And The Papas выгнали нас из тура».
Columbia стремилась окупить затраты, поэтому Moby Grape поспешили в студию, чтобы записать свой следующий альбом Wow, опять же с Рубинсоном в качестве продюсера.
Было еще слишком рано. Устав от их бесконечных вечеринок, лейбл решил отправить их в Нью-Йорк, где, как предполагалось, было меньше отвлекающих факторов. Это оказалось роковой ошибкой. Группу выгоняли из нью-йоркских отелей за плохое поведение.
«Поездка в Нью-Йорк принесла проблемы в Нью-Йорк», - говорит Мосли.
Запись шла урывками. Одновременно присутствовали только два или три участника. В качестве компенсации Рубинсон насытил песни духовыми и струнными.
Льюис вернулся в Лос-Анджелес, чтобы попытаться спасти свой распадающийся брак, но у него ничего не вышло. «Когда я вернулся в группу», - вспоминает он, - «я начал употреблять успокоительные, чтобы не слишком расстраиваться из-за всего происходящего. Все оставшееся время, что я провел в группе, было похоже на фильм Феллини. Я кое-что помню, но большую часть времени я бродил в тумане из конопляного дыма и барбитуратов».
А потом у Скипа начались серьезные проблемы. Он связался с ведьмой по имени Джоанна Стивенсон: «Он жил в Гринвич-Виллидж и принимал довольно много галлюциногенов. Еще со Скипом и Джоанной тусовался какой-то старик, которого они подобрали на улице. Это было странно. Старик был своего рода оракулом, а Джоанна - самопровозглашенной ведьмой. Она определенно обладала властью над Скипом».
Льюис: «Скип был очень мессианской личностью. Люди тянулись к нему, а он превращал их в своих поклонников, или подхалимов, и втягивал их в свою игру. Но с этой девушкой все было наоборот. Это она его обрабатывала.
«В 60-е были такие телки, которые были похожи на сексуальных ведьм. Они использовали свою власть, как кнут. Было много девушек, которые были закомплексованы, принимали ЛСД, а потом вдруг их как будто с цепи спускали. И они понимали, что могут этим пользоваться. Скип был любимцем женщин. Он любил женщин настолько, что предпочитал их компанию компании парней. Так что он был идеальным кандидатом для нее - он встретил кого-то, кто дает ему много наркотиков. А потом Скип неожиданно появляется с пожарным топором и собирается все изменить».
Стивенсон: «Это было похоже на дух Чарльза Мэнсона. Это было примерно в то же самое время, и происходило что-то странное. Что-то космическое, что трудно объяснить. И некоторые из этих духовных сил действительно верили в убийства и насилие. Я действительно не думаю, что это был сам Скип. «Мы остановились в отеле Альберт, когда Скип пришел искать нас. К счастью, мы с Джерри были в студии. Кажется, он взял пожарный топор и набросился на дверь. Это было как «Сияние!». Когда он пошел в отель, мы были в студии, а когда он пришел искать нас в студию, мы вернулись в отель. Убийство и хаос не восторжествовали, хотя потенциал был».
Когда Спенс все-таки добрался до студии, Рубинсон его обезоружил.
Мосли тоже чудом избежал беды. «Он напал на нас», - рассказывает он. «Я вошел в кабинет Боба Като, тогдашнего арт-директора CBS, и там были Скип с Джоанной. Скип собирался уйти из Moby Grape и начать сольную карьеру, и он спросил меня, не хочу ли я к нему присоединиться.
«Да, но я не хочу, чтобы твоя девушка была рядом и указывала мне, что делать». Она вскочила и бросилась на меня, поэтому я схватил ее за руки, швырнул к стене и дал деру. Тогда она схватила ножницы и погналась за Като. Поэтому он вызвал полицию. Полицейские забрали их обоих, и Скипа с Джоанной посадили в тюрьму. Я не хотел выдвигать обвинения, но Като настоял. Следующее, что я помню, - это то, что я нахожусь в здании суда с [тогдашним менеджером Grape] Майклом Грубером, и они отправляют Скипа и Джоанну в Бельвю [психиатрическая больница в Нью-Йорке]. Moby Grape были в шоке. Мы тут же рванули обратно в Сан-Франциско».
Последние записи и распад группы
Альбом Wow, выпущенный в июне 1968 года, нельзя назвать провалом (он достиг 20-го места в чартах США), но это была разорванная работа. Гипнотическая Rose Coloured Eyes и Bitter Wind Мосли - несмотря на то, что звук был обработан обратным эхом - были классическими Moby Grape, как и пропитанная фанком Murder In My Heart For The Judge Стивенсона и грязный грохот Motorcycle Irene Спенса.
Лишившись Спенса, квартет снова собрался в Санта-Круз и начал работу над альбомом Moby Grape '69. Хотя все признавали, что это была поспешная работа, сегодня она звучит как идеальный альбом для отходняка. Проникновенный и местами обращающийся к корням, он воспринимается как квинтэссенция долгих лет несбывшихся надежд и обманутых ожиданий.
До смешного извиняющийся тон Рубинсона в приложении к альбому свидетельствует о том, насколько сильно он чувствует вину CBS за то, как с ними обошлись: «Немногие музыканты получают такую же мощную поддержку на старте, как Moby Grape. Именно они сами требовали этой грандиозной шумихи... но они не знали, что они затеяли (как и я), и, естественно, они никогда не смогли бы оправдать эти авансы».
«Вся фишка Рубинсона заключалась в том, чтобы подойти к Бобу и сказать ему, что все дело в нем», - говорит Льюис. «Он стал причиной многих разногласий. Когда в Moby Grape объединялись все эти энергии, рождались великие песни. Но как только ты начинаешь манипулировать этими парнями и настраивать их друг против друга, все кончено. Вот так я объясняю наш крах.
«Примерно во время записи Moby Grape '69 мы все переживали период самоанализа, пытались осмыслить все, что происходило. Другие наши альбомы мы делали так, чтобы произвести эффект на всех, чтобы все думали, что мы великолепны. Moby Grape '69 напоминал мне The Notorious Byrd Brothers. С такими песнями можно добиться величия, но это зависит от того, готовы ли вы сделать этот шаг. Иногда все, чего ты хочешь, - это лечь в постель и начать сосать палец».
После турне по Европе (во время которого The Beatles объявили себя поклонниками Moby Grape) Мосли все это надоело. Он бросил группу и ушел в морскую пехоту. Миллер: «Это было действительно странно. Ему было 26 лет. Я бы подумал, что Вудсток - более забавное место. Наверное, Бобу хотелось стабильности. Он хотел быть как можно дальше от всех этих хиппи».
Мосли: «После Moby Grape '69 мне просто стало скучно.
Мне было нечем заняться. Я не то чтобы устал от рок-н-ролла, просто я ничего не делал. Я просто пытался двигаться дальше. Поэтому я вернулся в колледж, а потом получил повестку в армию». У Мосли развилась шизофрения, и в июле 1970 года он был уволен в запас по состоянию здоровья.
«Они платят мне с тех пор пособие», - говорит он. «Я принимаю лекарства раз в некоторое время, и я в довольно хорошей форме».
Борьба за права и возможное воссоединение
Карьера Moby Grape была практически окончена. Альбом Truly Fine Citizen (с участием только Миллера, Стивенсона и не слишком радостного Льюиса), записанный за три дня в мае 1969 года, был немногим более чем формальностью, продиктованной условиями контракта. Тем временем бывший менеджер Мэтью Кац - с которым Moby Grape порвали отношения в сентябре 67-го - подал на них в суд, утверждая, что ему все еще принадлежат права на название. В 1970 году Комиссия по труду Калифорнии аннулировала все контракты Каца с Moby Grape, но он подал апелляцию, и дело было приостановлено на три года. Тем временем Кац создал фальшивую версию группы и отправил ее на гастроли.
Во время судебного разбирательства в августе 1973 года произошел вопиющий провал - адвокат Moby Grape мошенническим путем добился урегулирования претензий, фактически вернув Кацу права на название и песни - и фальшивая группа смогла продолжать существовать.
Миллер: «Люди знали, что это не настоящие Moby Grape. У Мэтью ничего не получалось. Он думал, что он и есть Moby Grape. Если бы Мэтью узнал, что мы пытаемся что-то сделать, он бы добился судебного запрета. И для промоутера это превратилось бы в кошмар. Ему пришлось бы бежать в суд. Мы не хотели больше подвергать людей таким испытаниям, поэтому мы играли под другими названиями, например, The Melvilles».
Мосли: «Кац с самого начала был просто сволочью. Мы также сняли фильм для 20th Century Fox под названием Sweet Ride. Он и туда сунул свой нос, так что нам и за него не заплатили. И так продолжалось долгое время. У него свой собственный лейбл, и он выпускает свои собственные записи Moby Grape, которые ему сдает в аренду CBS. Он заработал на этом кучу денег, как и на всех этих фальшивых версиях Moby Grape, которые он собирал все эти годы. Мы никогда не зарабатывали денег на Moby Grape».
Ни одна группа не боролась так упорно за сохранение своей индивидуальности и чистоты своего наследия, как Moby Grape. За прошедшие годы они несколько раз воссоединялись, хотя Legendary Grape 1990 года - все четыре участника, а Спенс - только духом - они считают своим настоящим продолжением дебютного альбома 1967 года. Спенс, чья беспокойная жизнь оборвалась в 1999 году в возрасте 52 лет от рака легких, так и не дождался справедливости. И это еще больше укрепило решимость Льюиса, Миллера, Стивенсона и Мосли.
«Судебный процесс с Кацем, безусловно, сплотил нас», - говорит Стивенсон. «Если есть что-то, против чего вы все объединились, это может вас сплотить. Именно история с Кацем заставляла нас все время помнить об этой группе и ее предназначении. Когда видишь, что делают такие ребята, как [нынешний адвокат Moby Grape] Глен Мискл, чтобы вернуть нам наши издательские права и авторские отчисления, это поражает. Для всех нас это очень важно.
И как это ни парадоксально, но именно Мэтью, из всех людей, в конечном итоге ответственен за то, что мы объединились в этот момент».
Примерно в 2000 году Льюис столкнулся лицом к лицу с Кацем в суде: «Кац был там, он обнимал меня и говорил, что нам не нужны юристы, чтобы решать все вопросы.
Я сказал ему: «Я не хочу тебя обнимать, Мэтью. Но я скажу вот что: в прошлом году я похоронил твоего протеже. Я чувствовал, как его рука холодеет в моей. Этот парень умер, как мышь без сыра, пока ты тратил его издательские деньги на то, на что ты там тратишь свои паршивые деньги. Я хочу сказать это от его имени: если бы все это дело было ради твоего искупления, чтобы ты увидел, что то, что ты сделал с нами, было неправильно, то, я думаю, он сказал бы тебе, что оно того стоило. Потому что таким парнем был Скип. Но, Мэтью, иди и больше не греши». Он вышел из зала суда в слезах. А на следующий день он позвонил в суд и попытался отменить мировое соглашение, потому что ему показалось, что он не получил того, чего хотел!»
Победа в суде и проблески надежды
Прорыв произошел в суде Сан-Франциско в марте 2005 года. Все четверо оставшихся участников группы и наследники Спенса подали иск против Каца, чтобы окончательно разрешить судебную тяжбу, которая тянулась уже четыре десятилетия. Пятидневный судебный процесс завершился в пользу Moby Grape.
В своем окончательном решении от 20 июля Верховный суд Калифорнии постановил, что все имущественные права, касающиеся записей и песен, созданных до 1973 года, являются исключительной собственностью Moby Grape. В нем также оговаривалось, что Кац должен выплатить им гонорары. И что теперь название Moby Grape принадлежит участникам группы.
Возможно, неудивительно, учитывая предысторию, Кац подал апелляцию. Но 7 июля 2006 года Апелляционный суд оставил в силе первоначальное решение. Это был знаменательный день для всех участников событий.
Итак, добившись определенной ясности, что же будет дальше? В прошлом Мосли был меньше всех уверен в воссоединении Moby Grape, ссылаясь на географические ограничения как на главное препятствие (Миллер живет в Такоме; Льюис - в Санта-Барбаре; Стивенсон - в Британской Колумбии, Канада; Мосли - в Сан-Франциско). Но теперь, похоже, ветер дует в паруса Moby Grape. В последнее время группа, в которой место отца занял Омар Спенс, активно репетирует перед записью нового альбома.
Миллер в восторге от планов воссоединения: «Мы с Бобом, Доном и Питом еще в добром здравии, поэтому мы подумываем о том, чтобы поехать в Санта-Круз и, возможно, сделать трибьют Скипу. Раз уж у тебя есть идея и энергия, нет причин, почему это не должно сработать. То, что было у нас, было настолько мощным».
Кто знает? Возможно, Фиолетовая планета все еще где-то там.