От песни, давшей название группе, до трибьюта легендарному коллеге-музыканту — эти треки рассказывают историю Motorhead, величайшей рок-н-ролльной команды всех времен.
Они были Motorhead, они играли рок-н-ролл. За 40 лет карьеры Motorhead стали символом пожизненного романа фанатов с рок-н-роллом: 23 студийных альбома, одни из величайших концертных записей, внушительный арсенал гимнов, покоривших чарты, вдохновивших музыкальные поджанры и подтвердивших звание самой громкой группы на планете.
Motorhead основал Лемми Килмистер, бессменный фронтмен, легендарная личность, изгнанный из прог-рокеров Hawkwind за "неправильные наркотики". Мы уже обсуждали лучшие песни Motorhead, а здесь — 12 знаковых треков, которые представляют историю группы.
Motorhead (Motorhead, 1977)
Прежде чем Motorhead стала группой, это была песня. Написанная Лемми во времена Hawkwind, оригинальная версия Motorhead была записана во время сессий для Warrior On The Edge Of Time и звучала скорее как рок-н-ролл на тему Доктора Кто, чем та смазанная маслом версия, которая станет визитной карточкой его следующей группы.
Ода спидфрекам, к которым Лемми себя причислял, прошла через метаморфозы, пока Motorhead не обрели себя. Ранняя версия на заброшенном, а затем реанимированном дебютном альбоме On Parole разрывалась между прог-странностью и громовым рок-н-роллом, прежде чем обрести окончательное звучание на официальном дебюте под названием... вы угадали, Motorhead.
Overkill (Overkill, 1979)
Ко второму альбому Motorhead нашли свою колею — более быструю и грубую, чем что-либо в рок-н-ролле или металле того времени, задав темп экстремальному металу 80-х и последующих лет.
Overkill с его мощным басовым вступлением от Фила "Животного" Тейлора стала заявлением Motorhead на звание самой громкой рок-н-ролльной группы на планете, закрепив их культовое звучание.
Ace Of Spades (Ace Of Spades, 1980)
Альбом Bomber едва не попал в топ-10 британских чартов, стало ясно, что Motorhead нащупали нечто особенное. Заброшенный дебютный альбом On Parole был реанимирован для выпуска недобросовестными дельцами из United Artists без разрешения группы, что только укрепило недоверие Лемми к лейблам.
В 1980 году их следующий альбом Ace Of Spades взлетел на 4-е место британских чартов, а заглавный трек стал визитной карточкой группы, но и своего рода проклятием. В своей автобиографии 2002 года White Line Fever Лемми писал: "Я сыт этим по горло. Мы не окаменели после этой записи, у нас было немало хороших релизов с тех пор. Но фанаты хотят ее слышать, поэтому мы до сих пор играем ее каждый вечер. Лично мне этой песни хватило".
Это не помешало группе играть ее практически на каждом концерте после выхода песни. В 2014 году Motorhead исполнили песню на Birmingham's NIA Arena с "Быстрым" Эдди и Филом — за год до смерти Лемми и Фила.
Please Don't Touch (ft. Girlschool) (St. Valentine's Day Massacre, 1981)
После колоссального успеха Ace Of Spades Motorhead были на коне. В 1981 году их концертный альбом No Sleep 'Till Hammersmith занял первое место в британских чартах — единственный альбом группы, которому это удалось — и они выпустили St. Valentine's Day Massacre, сплит-EP с Girlschool.
Концепция St. Valentine's Day Massacre была проста: две грубые рок-н-ролльные группы перепевают классику 50-х. Совместная версия Motorhead и Girlschool песни Please Don't Touch заняла 5-е место в британских чартах и проложила путь для собственного вторжения Girlschool в топ-10 несколькими месяцами позже со вторым альбомом Hit And Run.
Stand By Your Man (1982)
После оглушительного успеха EP St. Valentine's Day Massacre казалось справедливым попытать счастья снова. Iron Fist 1982 года был коммерчески успешным (хотя и опустился на шестое место в Великобритании по сравнению с первым местом No Sleep и четвертым местом Ace Of Spades), но за кулисами назревал раскол.
Лемми не скрывал своего недовольства продюсированием Iron Fist, совместной работой Уилла Рида Дика и гитариста "Быстрого" Эдди Кларка, и когда дуэт снова посадили за пульт для следующего сингла Motorhead — кавер-версии кантри-песни Stand By Your Man с вокалисткой Plasmatics Венди О. Уильямс — недовольство переросло в ссору, которая привела к уходу Эдди из группы. Сингл не смог повторить успех Please Don't Touch, канув в Лету и унеся с собой классическое трио Motorhead.
Back At The Funny Farm (Another Perfect Day, 1983)
"Балетные туфли и Motorhead несовместимы", - сказал Лемми о недолгом пребывании в группе бывшего гитариста Thin Lizzy Брайана Робертсона. Роббо продержался всего один альбом, прежде чем тихо уйти.
Жаль: хотя его и ненавидели в то время, Робертсон вернул Motorhead чувство стиля с гитарными риффами, которыми группа пренебрегала со времен Bomber, а Лемми тем временем демонстрировал все более остроумный подход к написанию текстов: "Мне очень нравится эта куртка/но рукава слишком длинные". Увы, ценителей было немного: альбом застрял на 20-м месте в Великобритании, и Робертсон покинул группу в ноябре того же года. Позже Лемми скажет: "Мне нравились все составы, кроме этого. Это была самая низкая точка в нашей карьере".
Orgasmatron (Orgasmatron, 1986)
В неснятом байопике о Motorhead, который наверняка пылится на столе какого-нибудь голливудского босса, Orgasmatron стал бы переломным моментом для наших героев. В творческом плане группа все еще была в ударе, пусть и в усеченном составе, даже с двумя новыми гитаристами — Филом Кэмпбеллом и Майклом "Вурцелем" Бёрстоном, — но в финансовом отношении группа была на мели.
После болезненного разрыва с Bronze Records группа с трудом нашла лейбл для выпуска новой музыки и в итоге решила создать свой собственный — GWR. Orgasmatron — отнюдь не плохой альбом Motorhead (как и заглавная песня), но ему не хватает ни задора ранних записей группы, ни мощи материала пост-Ace Of Spades, он попадает в какое-то тяжелое, жесткое, но слишком уж монотонное пространство.
Motorhead никогда не были Iron Maiden в плане сценических эффектов, но у них были проблески — например, огромная световая установка Bomber в начале 80-х. Однако попытка повторить ее с "машиной Orgasmatron"... оказалась пустой тратой денег, которых у группы и так не было: аппарат оказался слишком большим для площадок, на которых выступала группа.
1916 (1916, 1991)
Не секрет, что Лемми увлекался войной, собирал огромную — и довольно спорную — коллекцию военной атрибутики и написал множество песен на эту тему. Однако ни одна из них не была столь проникновенной, как 1916, заглавный трек с альбома 1991 года, ставший шоком для тех, кто знал группу только по оглушительным песням вроде Ace Of Spades.
Эта эмоциональная баллада показала, что Motorhead меняются навстречу новому десятилетию. Переезд в Лос-Анджелес открыл больше возможностей как для группы, так и для Лемми как автора песен. Его работа с Оззи Осборном над No More Tears 1991 года помогла вернуть Motorhead в поле зрения общественности.
Born To Raise Hell (ft. Ice-T and Whitfield Crane) (Bastards, 1994)
Ударились ли Motorhead в ню-метал? Не совсем. Группа, не чуждая кино и телевидению, появившаяся в 80-х в The Young Ones и Eat The Rich, с Airheads пустилась во все тяжкие Голливуда, появившись не только на саундтреке к фильму, но и на экране в ключевой момент.
Их вклад в саундтрек, Born To Raise Hell, также ознаменовался сотрудничеством с рэпером Ice-T и фронтменом Ugly Kid Joe Уитфилдом Крейном. Этот рэп-рок-н-ролльный микс помог группе вновь заявить о себе после спада в 80-х. Их проблемы на этом не закончились, но приход Микки Ди за ударные помог стабилизировать состав и обеспечить будущее группы.
The Game (2001)
В конце 90-х Motorhead снова ушли в тень, альбомы Sacrifice, Overnight Sensation и Snake Bite Love не смогли взволновать критиков или фанатов так, как обещало их возвращение в начале 90-х. We Are Motorhead 2000 года был, по крайней мере, шагом вперед, вернув часть былой мощи группы, но именно сингл The Game вернул их в поле зрения общественности.
Написанная в качестве музыкальной темы для рестлера WWF Трипл H, The Game стала своевременным глотком свежего воздуха, вернувшим Motorhead на экраны по всему миру, когда группа выступила вживую на WrestleMania X-Seven в 2001 году. Это помогло группе войти в новое тысячелетие и напомнило публике об их величии.
Whorehouse Blues (Inferno, 2004)
Сократившись до трио Лемми, Фила Кэмпбелла и Микки Ди (с Overnight Sensation 1996 года), Motorhead с Inferno вернули себе признание критиков и публики. Выступления на Never Mind The Buzzcocks помогли закрепить за Лемми статус живой легенды, а регулярные гастроли, в рамках которых группа каждую зиму возвращалась в Великобританию, подтвердили, что трудные времена остались позади.
Но Inferno был чем-то гораздо большим. Самый тяжелый альбом группы за долгие годы, он также продемонстрировал динамику, которая добавила еще одну грань к звучанию Motorhead, не в последнюю очередь благодаря заключительному треку — блестящей блюзовой балладе Whorehouse Blues. Акустический номер стал фаворитом на последующих концертах Motorhead и проложил путь к очередному переизданию Ace Of Spades в 2010 году с собственной блюзовой версией, а также к другим блюзовым балладам, таким как Dust And Glass на последующих релизах.
Heroes (Under Cover, 2017)
Последнее десятилетие Motorhead характеризовалось неутомимым трудолюбием: группа гастролировала по всему миру до последних недель перед смертью Лемми в декабре 2015 года. Последний альбом группы, Bad Magic 2014 года, стал достойным финальным аккордом от группы, которая никогда не прекращала работать, даже когда деньги закончились.
Heroes, одна из последних песен, записанных Motorhead, вышла только в 2017 году на альбоме каверов Under Cöver, но стала пронзительным и fitting финалом для группы, данью уважения коллеге-музыканту, скончавшемуся всего через несколько недель после Лемми. Heroes — доказательство того, что в Motorhead было нечто большее, чем просто грохот, — это демонстрация того, что даже в самом конце группа была способна на неоспоримое, неповторимое волшебство.