Я про определение, прилепляемое к профессии "продюсер" в объявлениях по найму: книжный продюсер, инфо-продюсер и т. д.
А вы что подумали?
Чего только не встречается, когда одни ищут других. Эта статья – по теме "Как правильно сформулировать своё пожелание к поиску специалиста".
Периодически я пишу про профессию продюсера, исходя из собственных теоретических и практических знаний международного уровня. На этом моём дзен-канале уже опубликована и отдельная статья на предмет термина "продюсер":
Просто продюсер. Говорим правильно
Практическими знаниями и опытом отличается и эта статья, в практике и мировом охвате — её, что ли, выделяемость по отношению к большинству рекламируемых сетью или самими рекламодателями материалов про продюсеров и продюсирование.
Поэтому я и начну с азов.
ПРОФЕССИЯ ПРОДЮСЕР. КОРНИ ЗЛА
Профессию ПРОДЮСЕР в русскоязычном сообществе часто понимают неверно. "Неверность" заключается в слишком широкой трактовке видов деятельности продюсера. Возможно, тянется этот хвост из набора причин:
- слово "продюсер" — это неологизм-англиканизм от глагола с очень широким смыслом;
- профессия продюсер довольно закрытая и до конца внятных объяснений, чем же всё-таки занимается настоящий продюсер, в российских справочниках нет;
- у любого настоящего продюсера, особенно главного, спектр обязанностей действительно широк.
ПРИМЕРЫ РУССКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Приведу на скорую руку две цитаты (орфографии авторов сохранены). Таких заблуждений гораздо больше, просто для примера неправильного словоприменения хватит:
1. Книжный продюсер
Цель: Продвигать книгу.
Создать и продвигать бренд книги и её автора.
Оплата по договорённости
Планирую длительное сотрудничество.
2. Нужен продюсер
Цель: Нужно продвинуть человека.
Есть мужчина, с фактурной колоритной харизматичной внешностью. Требуется продюсер, который увидит и раскроет потенциал данного мужчины.
В первом случае профессия специалиста в поиске — рекламный агент.
Во-втором — агент актёра (если, конечно, в объявлении изложена мечта о лицедействе).
"Инфопродюсер", "продюсер-наставник по продвижению" — из той же области введения в заблуждение самих себя и окружающих.
Ошибки допускают даже те, кто выдаёт себя в Интернете за экспертов по профессии "продюсер".
В качестве примера — цитата (орфография автора полностью сохранена):
"Продюсеры есть везде – в музыкальной индустрии, в кино, в театре, на телевидении, в разработке игр (там они называются немного иначе – гейм-дизайнерами) и везде, где группа людей создает коммерческий проект".
Минуточку, кто вам внушил, что гейм-дизайнер — это продюсер?
Мою статью про гейм-дизайнеров и этот термин читайте по ссылке:
Геймдизайнер. И это не деза
Пожалуйста, ну не надо лепить слово "продюсер" ко всему, что придёт в голову!
Насколько широко или насколько узко применение слова и определения "продюсер", и откуда этому растут ноги — в следующей главе.
ПРОДЮСЕР.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ и ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА и ПОНЯТИЯ
Слово "продюсер" как слово и понятие пришло к нам из-за рубежа.
Поэтому важно разобрать ответ на вопрос:
"А как там у "них"?
Слово "продюсер" имеет за рубежом два понятия.
Первое (см. ниже) — широчайшее применение, второе (см. также ниже) — узконаправленное, в креативных областях человеческой деятельности.
1. производитель,
2. продюсер.
Причём, как существительное в смысле "производитель" — это далеко не всегда человек:
- физическое лицо, компания, организация (юридическое лицо) и даже страна, кто производит, выращивает или поставляет товары или сырьё для продажи. Для уточнения отрасли используется составной термин — "производитель того-то или сего-то", например, "производитель нефти" (an oil producer).
Синонимы слову "продюсер" в понимании "производитель": manufacturer (производитель), maker ("делатель"), строитель (builder), переработчик (fabricator), grower ("выращиватель"), фермер (farmer), создатель (creator) и т. д. - автотрофный организм — там это тоже "producer"; например — зелёное растение; такой организм рассматривается как источник биомассы, которая может быть потреблена другими организмами.
- физическое лицо, персона, или группа лиц ответственных за финансовые и управленческие аспекты создания авторского произведения, к которым списком можно отнести: фильм, сериал, анимацию, теле- и радиопередачу, стрим, видеорекламу, видеоподкаст, пьесу, оперу и т. д. Для уточнения специализации продюсера здесь используется составной термин в нескольких направлениях — по профессии и по суботрасли. Иными словами, классификация тут комплекснее, и этот пункт — как раз в зоне интересов этой статьи, поэтому я отдельной главой об этом далее.
Да, отдельно для пессимистов: даже если допустить, что ИИ/ОНС полностью вытеснят людей из создания креатива, всё равно останутся нужны руководящие специалисты, кто будет управлять всем процессом, отвечать за выпуск готового креатива и за его успешное распространение. Т. е. продюсеры в этом смысле останутся нужны по-любому.
- Что важно для понимания — в английском слово "producer" может быть и прилагательным ("produce box", "producer goods", "producer price index", просто "producer price").
Например:
"During the oil boom, high international coffee and cocoa prices and more favorable producer price policies encouraged forest clearing to plant coffee and cocoa.",
что на русский переводится правильно так, но в контесте слово "продюсер" несёт смысл определения:
"Во время нефтяного бума высокие мировые цены на кофе и какао, а также более благоприятная политика цен производителей способствовали вырубке лесов для посадки кофе и какао".
А глагол "to produce" имеет вариации в виде частей глаголов, герундиев и деепричастий "producing" и "produced", которые перетекли и в русский тоже:
- продюсирование, спродюсировано.
Чтобы понять почему так, нужно заглянуть в корень. А корневым словом в английском является "product", т. е. "продукт", если по-русски.
Определение тут очень простое и предельно понятное:
"something that is made or grown to be sold",
"someone or something that is the result of a particular experience or process."
(«нечто, что сделано или выращено для продажи»,
или
«кто-то или что-то, что является результатом определенного опыта или процесса»).
Теперь опускаемся по классификации на уровень ниже и ищем ответ на вопрос:
"А как там у "них" с продюсерами в креативных индустриях?
Продюсер на Западе — это:
- "лицо, которое принимает практические и финансовые меры, необходимые для создания фильма, спектакля или теле- или радиопрограммы".
(a person who makes the practical and financial arrangements needed to make a film, play, or television or radio programme).
Перечень "для создания..." конечно же на вышеперечисленном не заканчивается.
Для уточнения специализации продюсера здесь используется составной термин в нескольких направлениях:
в отношении конкретной отрасли:
- a movie producer, a Hollywood producer, a TV producer, a theatre producer, a record producer и т. д.;
- в отношении производства:
- Producer, Line Producer, Executive Producer, Postproduction Producer, Animation Sequence Producer и т. д.
ПРОДЮСЕР. ОПРЕДЕЛЕНИЕ в ПРАВИЛЬНОМ РУССКОМ
Слово "продюсер" в русском языке прижилось только в отношении персон.
Крайне редко можно услышать про компанию: "Компания такая-то — продюсер того-то". В подавляющем большинстве употребляется русский переводной аналог "производитель" или "создатель": "сия компания — производитель сего". А термины "строитель", "фермер" и т. д. из перечня синонимов выше носителями русского языка синонимами слову "продюсер" не воспринимаются.
Про происхождение слова "продюсер" в русском я уже написал выше.
И уже понятно, что продюсер в РФ — это представитель креативных индустрий. Любых, где появляется/рождается/создаётся креативный авторский продукт. И не обязательно коммерческий. Продюсировать можно и социальные проекты.
Креативных суботраслей и направлений сегодня много.
Важно другое. Продюсер — это не человек, который производит/выпускает какой-либо контент. Продюсер — это руководящий работник, который руководит группой людей, которая производит/выпускает какой-либо контент.
Давайте сосредоточимся на кино.
По двум причинам:
- я эту отрасль знаю лучше всего;
- профессия продюсер в этой отрасли диверсифицирована круче всего.
КСТАТИ, из любопытного наблюдения:
Название профессии в виде анаграммы "кинопродюсер" распространено, а вот "музыкальный продюсер" и, тем более, "телевизионный продюсер" анаграмм не имеют. Думаю, что анаграмму "телепродюсер" все бы поняли неправильно. :)
"Кинопродюсер — это руководящий работник, который..." не есть полное определение. Потому что существуют подклассификации:
- Продюсер, которого в российском кинематографе любят называть генеральным — это самый главный продюсер. Он — на вершине управленческой пирамиды, отвечая за результат коммерческий, если проект коммерческий. И на практике их (таких продюсеров) в одном проекте может быть несколько; пропорциональность вложений, рисков и возможных выигрышей от проекта определяется ими между собой.
Продюсер и генеральный директор компании, под юридическим флагом которой создается продукт, могут быть разными людьми. Чем больше компания, тем это вероятнее.
Поэтому и встречается ещё и такое определение:
"Продюсер в кинематографе (на телевидении) — доверенное лицо кино- или телекомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма".
Из распространяемых некоторыми "экспертами" заблуждений:
а) продюсер — это финансовый директор от мира искусства;
б) продюсеру иметь вкус на искусство желательно, но не обязательно (???);
в) самая большая проблема профессии — низкий порог входа (???);
г) продюсер принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала;
д) продюсеры отличаются друг от друга опытом и насмотренностью в конкретных сферах.
А - В — бесспорные ошибки в формулировании.
А про пункты Г и Д я поясню:
г) НЕ КАЖДЫЙ продюсер принимает активное участие в подборе людей. Основную массу специалистов в кинопроект подбирает исполнительный продюсер (альтернативное название — линейный продюсер). За продюсером (генеральным продюсером) может быть закреплено право влиять на выбор ключевых фигур (список которых от проекта к проекту может отличаться).
д) это масло масляное. Должно быть понятно всем — в ЛЮБОЙ профессии есть опытные руководители и начинающие.
Продюсер — это вполне понятная работа, когда ты знаешь что это такое. Нет такой работы как "работа с нечёткими границами". Нечёткие границы только там и тогда, когда у тебя как продюсера или у твоего заказчика нет полного представления о порученной работе или когда нет понимания или не сложилось оно ещё:
"а что же хочется и на каких условиях создать".
Когда всё (многое) спланировано правильно, ы распределении обязанностей среди продюсеров есть чёткая диверсификация:
- продюсеры постпродакшена занимаются организацией и контролем поста;
- продюсеры линейные занимаются организацией и проведением подготовительного и съемочного периодов;
- продюсеры анимации занимаются организацией и производством анимационных вставок (у меня была именно такая должность на проект художественного фильма-экранизации по пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад");
- и т. д.
Согласен, что в первую очередь продюсеру любого уровня желательно иметь экономическое образование и художественный вкус, а также находиться в понимании трендов (мейнстрима). Но надо ещё и уметь предвидеть будущее. Ибо чем сложнее, комплекснее кинопроект, тем больше лет на его создание уйдёт. А научиться представлять/прогнозировать свою аудиторию на 3-5 лет вперед — тот ещё великий навык или талант.
Часто собственники бизнесов возлагают величайшую надежду на приглашенных продюсеров — они, мол, приведут (принесут ко мне в офис) кучу бабла на проекте (в проект):
- чтобы проект не загнулся без должного финансирования или чтобы много-премного заработал.
В этом случае я бы рекомендовал приземлиться по мыслям:
- любой кинопроект - это коллективный труд.
Это самая большая проблема профессии и кинопроекта — высокий порог входа. Мы не говорим про студенческое или любительское кино, и пока не говорим про кино на базе ИИ. Хотя последнее точно уже меняет медиаиндустрию. Смотрите сами.
Буду надеяться, что профессию "продюсер" вы после моей статьи стали понимать лучше, и чем конкретно занимаются люди этой профессии, когда они на своих местах — тоже.
Продюсер, в принципе занимающийся менеджментом какого-либо проекта, связанного с производством контента, и в разной степени (в зависимости от того, какой он конкретно продюсер), он контролирует ту или иную организационную часть проекта, его финансов, показателей, идей и креатива.
И с точки зрения зрительской аудитории нам с вами не должно быть пофиг, кто становится продюсерами. Потому что под их личным флагом создаётся то, что достаётся коллективному разуму - то, что мы с вами смотрим сегодня и будем смотреть завтра в виде "кинофильм".
Хотя, кто-то там в хейтерах нашёлся заявить, что "такое кино надо смотреть, отключив мозг". Это он про "Плохих парней". Если продолжить в его ключе, то и продюсеры не нужны. Для таких зрителей, как тот хейтер, можно выпускать вообще бессюжетное кино.
- В общем, побольше нам креативных продюсеров, на всех их уровнях!
Отношу себя, без ложной скромности, к одному из таких.
В конце 2023-го года Китайская ассоциация образовательных продюсеров это поощрила — призом за 2-ю серию нашего познавательного анимационного сериала "Гостомысл":
По задачам продюсировапния или за консультациями можно обратиться сюда. Первые полчаса — БЕСПЛАТНЫ.
---***---
#продюсер #медиапродюсер #кинопродюсер #термин #эксперт #экспертиза #статья #книга #консультация #консалтинг #олеглубски #oleglubske #ТВ #Интернет #нуженавтор #фильм #кино #анимация #подкаст #сценарий #медиаиндустрия