Этот фильм о поколении, для которого не существовало слов «пусть этим занимаются другие», о людях, которые без раздумий и колебаний жертвовали всем ради того, что считали правильным. Для своего времени лента «Крылья» стала прорывом, показала непарадную изнанку обыденности, но, возможно, именно поэтому
память о фильме усердно стали стирать.
В «Крыльях» сошлось многое: и сценаристы, и режиссёр, и сюжет, и главная актриса. Идея описать будни лётчицы, прошедшей через войну, которая даже спустя два десятка лет не чувствует себя комфортно в мирной жизни, родилась у молодой сценаристки Натальи Рязанцевой.
Её очень интересовали судьбы женщин, знаменитых советских лётчиц,
которых буквально ненавидели фашисты. Рязанцева написала сценарий, но ему очевидно чего-то не хватало. Мимолётом выяснилось, что в закромах «Мосфильма» лежит набросок сценария Валентина Ежова, не просто знаменитого драматурга, а Сталинского лауреата (за фильм «Баллада о солдате» (1959)). Он тоже был посвящён лётчицам и назывался «Дунькин полк». И если
сценарий Рязанцевой был более игровым, то вариант Ежова был более психологичным.
Драматург сам прошёл через фронт и знал подноготную фронтовой жизни. Объединив усилия, сценаристы и создали совместное детище.
И тут — очередное удачное совпадение. Оказалось, что захватывающую историю ищет молодая, но уже заинтересовавшая зрителей и критиков режиссёр Лариса Шепитько. Тремя годами ранее она дебютировала с драмой «Зной», и крайне удачно, и сейчас ей был нужен новый сюжет.
В руки Ларисы и попал «Дунькин полк» Рязанцевой и Ежова, который она решила ставить. Лента получила название «История лётчицы».
Позже, уже во время съёмок, её переименовали в «Гвардии капитан», и лишь перед выходом картина получила финальное название — «Крылья».
На главную роль Лариса Шепитько взяла малоизвестную актрису-эпизодницу Майю Булгакову. При этом худсовет был против такого решения, на роль утвердили другую исполнительницу, но Шепитько была не из тех, на кого можно давить. В образе Надежды Петрухиной, той самой лётчицы, она видела только Булгакову и начала снимать её на свой страх и риск.
Правда, работать с Майей было нелегко. Актриса много лет не могла найти себя в кино, играла только небольшие роли и страдала от невостребованности. А тут ей сразу предложили роль большую, серьёзную, трудную, так что поначалу она и сама в себе сомневалась.
Отношения Булгаковой и Шепитько поначалу не ладились, но потом, по мере работы, она научились сотрудничать и понимать друг друга.
Майя Булгакова стала фактически открытием Ларисы Шепитько, именно после «Крыльев» её начали активно приглашать сниматься. А вот её партнёры, даже молодые, были уже известны. Жанна Болотова, Ольга Гобзева, Сергей Никоненко, Леонид Дьячков уже снялись в громко прозвучавших фильмах, Римме Марковой оставалось совсем чуть до принёсшего ей славу «Бабьего царства» (1967), Николай Граббе и Юрий Трофимов тоже уже полюбились публике.
Большую часть фильма Лариса Шепитько сняла в столице, но
ради съёмок на аэродромах группа отправилась в Крым.
Помощь киношникам оказали и профессиональные лётчики, и любители из лётных клубов, в том числе Московского аэроклуба и Центрального аэроклуба имени Чкалова.
В августе 1966 года «Крылья» вышли в прокат. Лента моментально стала предметов дискуссий, и в первую очередь потому, что Лариса Шепитько едва ли не впервые громко заговорила о людях, для которых своего рода звёздным часом стала война.
Там, где смерть поминутно была рядом, где каждый день мог оказаться последним, где потеря друзей и любимых воспринималась как неотвратимость, эти люди ощущали себя на месте.
А в мирной жизни, когда, казалось бы, можно, беспричинно радоваться и наслаждаться, им места не находилось. Я бы даже в какой-то мере сравнила Надежду героиню «Крыльев» Надежду с поэтессой Юлией Друниной. Помните её стихи?
Могла ли я, простая санитарка,
Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою,
Что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?
Могла ли знать в бреду окопных буден,
Что с той поры, как отгремит война,
Я никогда уже не буду людям
Необходима так и так нужна?..
Увы, потом в нашей истории будет ещё много таких же мечущихся посреди безоблачных будней мужчин и женщин, которые душой так и остались на войне (и речь не только о Великой Отечественной, но и об Афгане и Чечне тоже).
В прокате «Крылья» шли всего несколько дней.
Не то чтобы картину запретили, но её сочли всё-таки не совсем правильной, слишком откровенной в психологическом смысле, чересчур психологичной.
И предпочли положить на дальнюю полку. Фильм и позже можно было иногда увидеть, но на скромных клубных показах или в провинциальных кинотеатрах. Большим хитом он не стал, хотя все предпосылки к тому были. Сейчас, к сожалению, о нём тоже вспоминают мало. А зря. Кажется, мы нев меру часто доверяли заниматься чем-то важным другим людям и теперь пожинаем плоды.
А как вы считаете, что могло бы случится дальше с Надеждой Петрухиной, если бы не финальные титры?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):