Трогательная и немного поучительная мелодрама «Последний месяц осени» (1965) стала фактически бенефисом Евгения Лебедева. Опытный и именитый театральный актёр, которому прежде в кино доставались большей частью роли второстепенные, на этот раз был в кадра почти каждую минуту. Правда,
48-летний Лебедев играл в ленте 70-летнего старика,
но догадаться об этом, не зная реального возраста артиста, невозможно.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Вадим Дербенёв, поставивший картину, пришёл в режиссуру не сразу, начинал он как оператор. После выхода очаровательной полудетской истории «Человек идёт за солнцем» (1965) Михаила Калика
Дербёнева, который и снял фильм, назвали одним из лучших операторов.
Сам же Вадим чувствовал в себе ещё больший потенциал, поэтому и начал пробовать себя в режиссуре. Первым шагом стало «Путешествие в апрель» (1962), где он был и режиссёром, и оператором. Ленту критики приняли без энтузиазма, упрекнув автора в доминировании операторского взгляда, а не режиссёрского.
Вадим Дербёнев критику учёл и в следующей работе уделил внимание как раз сюжету, показу жизни и её мельчайших, малозаметных на первый взгляд деталей.
При этом он по-прежнему стоял и кинокамерой, но теперь важность приобрели не только первый план, но и второй, и даже третий. В итоге повествование получилось спокойным, вдумчивым, но живым и без лишней и порой раздражающей декоративности или, напротив, сюжетных и визуальных пустот.
Сценарий написал Ион Друцэ, молдавский писатель и драматург. Повесть «Последний месяц осени» вышла ещё в пятидесятые, но позже Друцэ самостоятельно адаптировал её для кино. Снимали картину на киностудии «Молдовафильм», где и работал Вадим Дербенёв. Туда приехали на пробы и актёры.
На центральную роль довольно быстро утвердили Евгения Лебедева.
Ему предстояло играть пожилого молдавского крестьянина, отца четырёх сыновей и дочери.
Вместе с женой он живёт в деревушке, а дети разбежались по разным сторонам. Дочь обитает в соседнем селе и время от времени навещает родителей, а вот сыновья редко дают о себе знать и даже не реагируют на угрожающую телеграмму, которую посылают им родители. Тогда глава семейства решает навестить каждого наследника. Кстати, небольшую роль матери сыграла знаменитая Валентина Сперантова, чей голос можно узнать с закрытыми глазами.
Роль старшего сына получил уже известный зрителям Николай Тимофеев.
Николай был всего на четыре года моложе Евгения Лебедева, но это не помешало им сыграть отца и сына.
Средним сыном Антоном, своеобразным лесным жителем, стал актёр Виталий Фадеев, а младшего Серафима сыграл Валентин Смирнитский, только-только начинающий путь в кино. Но уже в следующем году выйдет комедия «Королевская регата», после которой о Смирнитском заговорят громко.
Сценарий Иона Друцэ предполагал, что
действие будет сопровождать голос за кадром, поясняющий детали, которые сложно показать.
Этот закадровый персонаж — четвёртый сын, писатель, который рассказывает о жизни отца и матери, сестры и братьев, неспешно рассуждает о происходящем и чуть ли не за руку ведёт зрителя по пути двинувшегося в дальнюю дорогу отца. Вадиму Дербёневу на эту роль нужен был исполнитель с голосом доверительным, обволакивающим, который не тянул бы зрителя и не затмевал бы картинку, а деликатно направлял внимание.
Идеальным кандидатом здесь оказался Иннокентий Смоктуновский, только что гениально сыгравший Гамлета, которым публика восхищалась. Выбор оказался крайне удачным:
голос Смоктуновского был ненавязчивым, мягким, он действительно гармонично дополнял кадры,
будь то дикий лес, где обжился Антон, или городской подъезд, где отец ждёт на ступеньках сына-писателя (но довольно забавно слышать, как Иннокентий Смоктуновский говорит: «Мы, молдаване»).
«Последний месяц осени», второй фильм Вадима Дербенёва-режиссёра киноведам пришёлся по вкусу.
Ленту не назвать ни интригующей, ни динамичной, в ней нет ни страстей, ни конфликтов, зато есть настоящая жизнь, которую каждый день мы наблюдаем.
«Последний месяц осени» вряд ли подарит внезапные озарения и открытия, но наверняка поможет посмотреть на привычное немного иным взглядом. И самое интересно, что всё показанное в фильме запросто может произойти и сегодня, разве что с лёгкой поправкой на технологический скачок.
А сколько у вас братьев и/или сестёр?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем неожиданные подробности о закулисье фильма):