Найти в Дзене

Сохраняя память о православных подвижниках веры и благочестия, о наших земляках – героях войны

Сергей Слоистов

Адрес статьи: https://naukaverakuljtura.com/сохраняя-память-о-православных-подви/


Братчики на Введенском кладбище. Посещая старый некрополь, можно узнать много интересного. Фото автора.
Братчики на Введенском кладбище. Посещая старый некрополь, можно узнать много интересного. Фото автора.

Из жизни московского Братства свв. Виленских мучеников

В преддверии Троицкой родительской субботы и Дня памяти и скорби члены Братства свв. Виленских мучеников, действующего при Подворье Православной Церкви Чешских  земель и Словакии в Москве, посетили Введенское кладбище. 19 июня – в рабочем формате, 21 июня – в расширенном составе уже с целью молитвенного поминовения православного духовенства и сохранения памяти о героях войны.

Встреча братчиков началась с вводной информации о Введенском (немецком) кладбище, которое является одним из старейших некрополей Москвы. До революции здесь хоронили инославных христиан. Отдавая дань памяти многим из них, которые верой и правдой служили России, участники мероприятия возложили цветы на могиле известного в начале ХХ века католического священника, капеллана Российской армии Анджея Буевича (уроженца Лепельского уезда Витебской губернии).

Прот. Николай Чертков (1873-1930). Источник: Голубцов С.А., 2003.
Прот. Николай Чертков (1873-1930). Источник: Голубцов С.А., 2003.

Собственно к молитвенной части приступили на могиле нашего настоятеля – светлой памяти протоиерея Николая Черткова (1873-1930), несшего свое служение в самый трудный период истории нашего храма, перед его закрытием и разорением воинствующими атеистами. Отец Николай родился в семье митрофорного протоиерея Феоктиста Черткова, служившего также в Москве, в Казанском храме в Сущеве, и Анны Николаевны (дочери протоиерея, в девичестве Виноградовой). Известно, что он окончил Московскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1930 г. в ночь на Преображение Господне к нему пришли с обыском. Однако опасность ареста миновала. В виду тяжелой болезни его оставили дома. Смерть настигла отца Николая через несколько месяцев, в конце декабря того же года. Матушка отца-настоятеля Надежда Михайловна также по женской линии происходила из духовного сословия, а ее отец – выпускник Московской духовной академии Михаил Васильевич Никольский был известным ученым-востоковедом. В семье протоиерея Николая и Надежды Михайловны было шестеро детей, которые с 1923 г. являлись духовными чадами сщмч. Сергия Мечёва.

У захоронения семьи Чертковых. Справа похоронены прот. Николай Чертков и А.Н. Черткова. Фото автора.
У захоронения семьи Чертковых. Справа похоронены прот. Николай Чертков и А.Н. Черткова. Фото автора.
Анастасия Николаевна Черткова (1912-1989). Минск, 1936 г. Источник: «Друг друга тяготы носите…», 2012.
Анастасия Николаевна Черткова (1912-1989). Минск, 1936 г. Источник: «Друг друга тяготы носите…», 2012.

Интересно, что одна из их дочерей Анастасия (1912 г.р.), будучи уже в достаточно взрослом возрасте, в 1934 г. переехала к своему дяде в Минск. Там Анастасия Николаевна окончила Биологический факультет Белорусского государственного университета и в профессиональном плане посвятила себя науке. Во время фашистско-немецкой оккупации участвовала в партизанском движении. На ее жизнь сильно повлияли два человека: дядя Н.М. Никольский и сщмч. протоиерей Сергий.

Николай Михайлович продолжил дело своего отца, как и он, также получив признание известного востоковеда-ученого (1931 г. – академик Академии наук Белорусской ССР, 1946 г. – член-корреспондент Академии наук СССР). Понятно, что как советский историк академик Никольский придерживался марксистских позиций. В то же время важно, что в своей, вышедшей уже после революции книге «Иисус и первые христианские общины» (1918), он четко выступил с критикой мифологической теории христианства, отстаивая реальность Иисуса Христа как исторической личности. Можно также отметить и то, что его монография «История русской церкви», безусловно, служила по задумке властей атеистической пропаганде, но одновременно, при тотальном отсутствии в широком распространении православной литературы, для мудрого читателя могла стать первым ориентиром по истории русского Православия (это было бы невозможно, если бы автор не стремился к научной объективности, хотя бы так, как он ее понимал, то есть в рамках марксисткой методологии).

Портрет академика Н.М. Никольского (1940 г.). Худ. Николай Тарасиков. Открытые источники: интернет. https://commons.wikimedia.org
Портрет академика Н.М. Никольского (1940 г.). Худ. Николай Тарасиков. Открытые источники: интернет. https://commons.wikimedia.org

В период Великой Отечественной войны Н.М. Никольский сотрудничал с белорусским подпольем, был переправлен в партизанский отряд, где не прекращал своей научной деятельности. Один из своих трудов, над которым тогда усиленно работал ученый, он подписал: «Начато собирание материалов 12.IX.1941 г., начато писание текста 16.II.1942 г.; закончена 18.III.1943 г., в оккупированном Минске, в честь Советской Родины. Окончательно отредактирована и переписана к 14.XII.1943 г. в партизанских отрядах Белоруссии».

Можно представить, насколько было тяжело человеку из глубоко верующей семьи оказаться в атеистической, наполненной духом марксистского материализма среде: родной дядя, официально критикующий религию и Церковь, окружение на Биологическом факультете. Все это было антиподом совершенно другой жизни. Как вспоминала уже в конце 1970-х гг. Анастасия Николаевна, годы, связанные с пребыванием внутри общины отца Сергия Мечёва, «остались самыми светлыми в жизни» и «были насыщены общением с богато духовно одаренными людьми».

Сщмч. Сергий Мечёв (1892-1942). Открытые источники: интернет.
Сщмч. Сергий Мечёв (1892-1942). Открытые источники: интернет.

Эта атмосфера любви была бы невозможна без трудов настоящего пастыря, приводящего своих духовных детей ко Христу, дающего пример настоящей христианской жизни, четко показывающего, в чем можно найти опору для преодоления неминуемых на этом пути трудностей. «О. Сергий с таким благоговением совершал богослужения, что радость жизни не успевала покидать нас». Получая помощь в Святых Таинствах, можно было идти дальше, пребывая на спасительном корабле среди бушующего житейского моря. Тем более, имея такого духовника, заботам которого «не было предела». «Нас много – он один. И невозможно постичь умом, когда же он успевал познать душу каждого <…> и каждого согревать своей неисчерпаемой отеческой любовью. Он вел каждого вперед. И казалось, что так будет всегда». 29 октября 1929 г. происходят аресты о. Сергия вместе с другими священниками и несколькими прихожанами – «наша семья осиротела». Наказание ему было в виде ссылки. По имеющимся свидетельствам и там он не прекратил духовно опекать своих чад, вел переписку, принимал приезжающих. В 1933 г. его уже приговаривают к заключению.

Сщмч. Сергий Мечёв. Икона с клеймами. Открытые источники: интернет.
Сщмч. Сергий Мечёв. Икона с клеймами. Открытые источники: интернет.

Как видим, в 1934 г. А.Н. Черткова перебирается в Минск. О. Сергия освобождают за «ударный труд» в 1937 г. В этот время Анастасия Николаевна как раз и была студенткой биофака Белорусского государственного университета, который по данным личного листка по учету партизанских кадров она окончила в 1940 г., племянницей ставшего в 1937 г. директором Института истории АН БССР академика Н.М. Никольского. И снова, как и прежде, поддержку Анастасия Николаевна могла найти у своего духовника. Несмотря на всю трагичность этих лет, все связанные с данным периодом препятствия, ей удалось с ним встретиться. «За эти годы я видела отца Сергия лишь однажды (в 1936 или 1937 году, точно не помню) – исповедовалась у него в подмосковном лесу». Осенью 1941 г. он снова будет арестован, в самом начале 1942 г.  – расстрелян.

За этой скупой фразой из воспоминаний ученого-биолога стоит вся боль того времени, и одновременно радость от долгожданной встречи духовной дочери со своим отцом. Все полученное тогда А.Н. Черткова пронесла в своем сердце через десятилетия, оставаясь членом Церкви. Незадолго до кончины в 1989 г. она сподобилась принятия Святых Христовых Тайн. Похоронена там же, рядом со своими родителями – нашим незабвенной памяти настоятелем протоиереем Николаем Чертковым и матушкой Надеждой Михайловной.

Прот. Валентин Свенцицкий (1881-1931). Открытые источники: интернет.
Прот. Валентин Свенцицкий (1881-1931). Открытые источники: интернет.
М.В. Юдина (1899-1970) после сольного концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 5 октября 1948 г. Открытые источники: интернет. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
М.В. Юдина (1899-1970) после сольного концерта в Большом зале Ленинградской филармонии 5 октября 1948 г. Открытые источники: интернет. Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.
Портрет художника В.М. Васнецова (1848-1926). Худ.  И.Н. Крамской, 1874. Государственная Третьяковская галерея. Открытые источники: интернет.
Портрет художника В.М. Васнецова (1848-1926). Худ.  И.Н. Крамской, 1874. Государственная Третьяковская галерея. Открытые источники: интернет.

После молитвы у могил семьи Чертковых братчики отправились к захоронениям других известных московских пастырей. Идя по широким закрытым от жгучего летнего солнца аллеям, пробираясь по тропинкам старого московского некрополя, вспомнили и тех наших братьев и сестер во Христе, кто нес свое служение, проповедуя Его имя через искусство. Мы остановились у надгробия известного христианского писателя протоиерея Валентина Свенцицкого, который родился в 1881 году в Казани, в семье потомственного дворянина Болеслава Давида Карловича Свенцицкого. Будущий отец Валентин еще до революции приобрел известность как писатель и общественный деятель, был рукоположен во иерея в сентябре 1917 г. и умер в октябре 1931 г. в Канске. Затем подошли к месту захоронения пианистки М.В. Юдиной (родившейся в 1899 г., в г. Невель Витебской губернии, умершей в 1970 г. в Москве). По слову блаженной памяти митрополита Филарета (Вахромеева): «…Мария Вениаминовна Юдина –  личность легендарная: и как музыкант, пребывавший в состоянии почти непрерывного творческого подвига, и как истово религиозная христианка с пламенеющим о Боге сердцем». Почтили память всеми нами любимого художника Виктора Васнецова, который происходил из священнической семьи, учился в семинарии, среди его многочисленных известных произведений были также замечательные фрески и эскизы к мозаичным панно православного кафедрального собора св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (храм, несмотря на многочисленные протесты, был уничтожен польскими властями в середине 1920-х гг.).

Кафедральный собор в Варшаве во имя св. благ. кн. Александра Невского. Открытые источники: интернет.
Кафедральный собор в Варшаве во имя св. благ. кн. Александра Невского. Открытые источники: интернет.
Александро-Невский собор в Варшаве, декабрь 1925 г. Открытые источники: интернет.
Александро-Невский собор в Варшаве, декабрь 1925 г. Открытые источники: интернет.

Следующим центральным местом нашей встречи стало посещение могилы митрополита Трифона (Туркестанова, 1861-1934). На его надгробии высечен призыв, который часто становился одной из важных тем его проповедей: «Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий – это земное небо». Как говорил Владыка, «всякий из нас в нашей жизни испытал и знает, что самые лучшие и святейшие минуты, когда мы чувствовали себя близкими к Богу и к небу, – было время проведенное в храме Божием, особенно же во дни покаяния, во дни таинственного соединения с Божеством – в причащении Святейших Тела и Крови Христовых». Митрополит Трифон был наделен особым даром проповедничества, его слово, наполненное особой спокойной красотой, не могло оставить равнодушными верующих. Свидетельством того является любовь православных к благодарственному акафисту «Слава Богу за все», написанного нашим московским Златоустом. Братчики по уже сложившейся традиции прочитали фрагменты из этого акафиста, в том числе в переводе на польский язык.

Митр. Трифон (Туркестанов, 1861-1934). Открытые источники: интернет.
Митр. Трифон (Туркестанов, 1861-1934). Открытые источники: интернет.
«Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий – это земное небо» (митр. Трифон). Фото автора.
«Дети мои, любите храм Божий. Храм Божий – это земное небо» (митр. Трифон). Фото автора.
Возложение цветов к надгробию блаженной памяти владыки Трифона. Фото автора.
Возложение цветов к надгробию блаженной памяти владыки Трифона. Фото автора.
Протоиерей Николай Голубцов (1900-1963). Открытые источники: интернет.
Протоиерей Николай Голубцов (1900-1963). Открытые источники: интернет.

На ниве гимнографического творчества был известен и другой пастырь, похороненный недалеко от владыки Трифона, – протоиерей Николай Голубцов (1900-1963). Так, его авторству принадлежат службы с акафистом иконам Донской Божьей Матери и «Взыскание погибших». Примечательна и история семьи отца Николая, обращение к которой позволяет на конкретных примерах увидеть многие важные аспекты истории Церкви и России в ХХ в. Это и понятно. Ведь он родился в семье известного церковного ученого – профессора Московской духовной академии А.П. Голубцова. Его родные братья – известный архипастырь и иконописец-реставратор архиепископ Сергий (Голубцов), протоиерей Серафим Голубцов (его жена – Анна Вениаминовна, дочь отца Вениамина Воронцова, будущего первого предстоятеля Поместной Православной Церкви в Чехословакии митрополита Елевферия (Воронцова), крестной матерью которой была прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна), известный советский историк, специалист в области археографии и исторической географии доктор исторических наук И.А. Голубцов. Сестра – монахиня Сергия (Голубцова). О батюшке, отце Николае, его служении Богу и ближним, сохранились многочисленные воспоминания. Их можно использовать не только в качестве замечательного примера христианской любви и отеческой заботы православного пастыря, но и как своеобразную, ценную своими деталями, картину церковной жизни в СССР, в позднее сталинское и хрущевское время.

1940-е годы стали тем периодом, когда было найдено и реализовано на практике разрешение сложнейших противоречий общественно-политической жизни в Центральной и Восточной Европе. Во время войны в Советском Союзе происходит определенная нормализация церковно-государственных отношений. Тогда же закладывается фундамент для преодоления многолетней конфронтации западных соседей СССР между собой и лежащим на Восток от них советским государством. В основе этих позитивных изменений был опыт совместной борьбы населяющих этот регион народов с немецко-фашистскими захватчиками и их местными пособниками, коллаборационистами и нацистами. Путь к Великой Победе был связан с преодолением множества испытаний: со страданиями и примерами мужества как в материальном мире, так и с искушениями и подвигами в духовной жизни.

Отдавая свой долг памяти нашим ветеранам, братчики посетили могилы двух Героев Советского Союза: славного сына белорусской земли В.К. Зыля и литовца С.А. Ваупшасова.

Герой Советского Союза С.А. Ваупшасов (1899-1976). Открытые источники: интернет.
Герой Советского Союза С.А. Ваупшасов (1899-1976). Открытые источники: интернет.

Станислав Ваупшасов проявил себя еще в 1920-е гг., когда как пламенный патриот он боролся за преодоление сложившегося в результате Рижского мира 1921 г. разделения земель исторической Литвы. Его деятельность как партизана на территории Западной Белоруссии в тот период имела свои основания и в международном праве. Так как подписание советской стороной договора в Риге де-юре накладывало на нее лишь те обязательства, которые не нарушали ранее заключенного в Москве 1920 г. советско-литовского договора. Исходя даже только из этого, статус границ в регионе не был окончательно урегулирован, а деятельность белорусских патриотов-подпольщиков имела свои основания также и в международно-правовом плане.

После воссоединения Западной Белоруссии с Восточной в 1939 г. прошло совсем немного времени, как началась ее кровавая оккупация немецкими захватчиками и С.А. Ваупшасов снова борется за ее освобождение. На счету партизанского соединения, командиром которого он был, успешное проведение не одного десятка важных заданий, с честью выполненных в тяжелейших условиях, в контролируемой врагом Минской области. После окончания войны – снова суровые будни разведчика, на этот раз служба в контрразведке по подавлению сторонников нацистов в родной Литве. Для нас также важны имеющиеся свидетельства о том, что, исполняя свои обязанности в советских органах, он доброжелательно относился к местному духовенству.

Братчики у могилы героя С.А. Ваупшасова. Фото автора.
Братчики у могилы героя С.А. Ваупшасова. Фото автора.

Если службу С.А. Ваупшасова мы можем оценивать как вклад в дело объединения белорусско-литовских земель, ликвидации созданных после Первой мировой войны искусственных границ и тем самым снятия подоплеки многих национальных конфликтов, то подвиг офицера-артиллериста В.К. Зыля непосредственно связан с приращением Польского государства на Западе. Награжден он высшей советской боевой наградой за героизм и мужество, проявленные во время Висло-Одерской наступательной операции, в том числе в бою при форсировании Одера.

Герой Советского Союза В.К. Зыль (1902-1973). Открытые источники: интернет.
Герой Советского Союза В.К. Зыль (1902-1973). Открытые источники: интернет.

Известно, что С.А. Ваупшасов был полонофилом. Доброе и уважительное чувство к полякам на практике помогало ему в годы службы. Заслуга таких, как он, военных не только в героическом освобождении родной земли от нацистов и их пособников, но и в реализации политики по восстановлению более естественных границ, тем самым снятию одной из основных причин конфликта между Польшей, Литвой и Советской Белоруссией в межвоенный период. Уроженец Минской области В.К. Зыль и многие тысячи таких же обычных советских солдат и офицеров не только очистили от варваров родную землю, но создали условия для мирного сосуществования народов рассматриваемого нами региона в будущем. Они внесли свой великий вклад в приращение польского государства на Западе и Северо-Востоке. Их ратный подвиг позволил Польше возвратиться в наиболее оптимальные для нее границы Пястовского периода, благодаря чему закладывались прочные основы для ее  добрых отношений с соседями на Востоке. Многие испытавшие на себе все ужасы войны и многолетней оккупации поляки хорошо понимали это. Свидетельством чему служат многочисленные факты благодарности местного населения за освобождение в те героические годы, опыт братства по оружию польского и советского солдата, когда каждому сразу вспоминаются:  битва под Ленино, на самом востоке Могилевской области, сражение по прорыву Померанского вала, взятие Берлина.

Помним героя и нашего земляка В.К. Зыля. Фото автора.
Помним героя и нашего земляка В.К. Зыля. Фото автора.

Братчики завершили свою встречу совсем недалеко от места захоронения этих двух героев Великой Отечественной войны, у надгробий уже прославленных Православной Церковью в лике святых – прав. Алексия Мечёва (отца сщмч. Сергия Мечёва) и прп. Фамари (Марджановой). Особенно отрадно, что мы могли вспомнить об этих любимых в народе подвижниках накануне их дней памяти (соответственно, 22 и 23 июня по новому стилю).

Св. прав. Алексий Мечёв (1859-1923). Открытые источники: интернет.
Св. прав. Алексий Мечёв (1859-1923). Открытые источники: интернет.
Открытые источники: интернет. Фото автора.
Открытые источники: интернет. Фото автора.
Прп. Фамарь (Марджанова), исп. (1868(69)-1936). Открытые источники: интернет.
Прп. Фамарь (Марджанова), исп. (1868(69)-1936). Открытые источники: интернет.

Этот летний солнечный день 21 июня для каждого из нас запомнится по-особому. Но непременно то, что в сердце пребывает радость от молитвенного общения, от возможности погрузиться в историю нашей Православной Церкви и близких нам регионов.

Посещение кладбища подходит к концу. Источник: Фотографии участников мероприятия –  А.В. Пальмова.
Посещение кладбища подходит к концу. Источник: Фотографии участников мероприятия –  А.В. Пальмова.