ПОЧЕМУ ПОЯВИЛСЯ
По течениям кинематографа, можно изучать историю мира.
Немецкий экспрессионизм дал человечеству понять, что любую трагедию можно осмыслить и придать ей художественное оформление.
Итальянский Неореализм оценивал трагедию такой, какая она есть. Французская новая волна показала миру, что теперь, когда войны позади, можно заняться изучением искусства, экспериментами, далёкими от студийных однодневок.
Новая Французская Волна, захлестнувшая старую, своей спасительной влагой — оживила кинематограф Франции, который утопал в болоте коммерции и "папиного кино". Новые молодые режиссеры, которые изначально были простыми кинокритиками, сменили ручки на камеры и начали снимать. "Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам". Так и поступили главные и совершенно разные герои Французской Новой Волны, которые были объединены одной темой: Авторским Кино.
КАК СУЩЕСТВОВАЛ.
Главные имена и фильмы.
Франсуа Трюффо еще в 1954 году создал манифест "Теория авторского кино", но она не нашла свой отклик во Франции, поэтому режиссёры взялись за неё сами, чтобы от теории перейти к практике. Манифест по большей части гласил одну простую истину: режиссёр полноправный и единственный автор, который должен принимать участие в фильме на каждом из этапов производства, в таком случае каждый подобный фильм соответствовал индивидуальности режиссёра.
Клод Шаброль.
Первым таким практиком, который ближе всего следовал этому манифесту был фильм "Красавчик Серж", который хоть и отдаленно напоминал классическое "папино кино" в том плане, что не обладал излишней экспериментальной структурой, все-таки поднимал не самые жизнеутверждающие темы, как раз не свойственные французским коммерческим фильмам: смерть ребенка с синдромом дауна, алкогольная зависимость, измены и трущобы, как в итальянском неореализме — всё это было довольно смело и откровенно, но вот снято это было обыденно и без излишеств. Так, как оно есть. Почерк Клода Шаброля отчётливо виделся в обыденности повествования.
При этом он мог снять фильм и на тему, далёкую от жизни улиц. В "Кузенах" можно даже увидеть отголоски атмосферы "Сладкой Жизни" Феллини за пару лет до итальянского шедевра.
"Милашки" считаются лучшим фильмом этого периода у Клода Шаброля. Девушки работают продавщицами в простом магазине. Скучают на работе и если кокетничают, то только от скуки. Вернее так, они всё делают от скуки, а когда приходят на работу, считают часы до окончания смены. Шаброль показывает здесь обратную сторону великой и страстной Франции. Большинство сцен здесь созданы для атмосферы, нежели для смысловой нагрузки. Девушки пытаются жить и получать удовольствие от жизни, но в меру своих возможностей, потому что почти ничего не приносит радости. Это сильно разнилось с фильмами, где романтизированная Франция показана оплотом любви, а на деле в ней проживают обыкновенные и простые люди, ничем не хуже и не лучше любой другой страны.
Франсуа Трюффо.
Каннский Кинофестиваль был ошарашен этим фильмом.
Именно "400 ударов" называют отправной точкой для Новой Волны. Манера съёмки, нестандартное повествование, импровизация, тема, поднятая режиссёром... Всё это казалось чем-то новым и невиданным. Все режиссёры мира признавали этот фильм, как нечто невероятное. Даже Годар, который всех на свете критиковал, говорил про него так:
«400 ударов» — это фильм, который будет отмечен как Откровенность. Быстрота. Искусство. Новизна. Кинематограф. Оригинальность. Дерзость. Серьезность. Трагизм. Обновление. Фантастичность. Свирепость. Дружелюбие. Универсальность. Нежность»
Номинация на Оскар, международное признание и любовь к этому фильму, натолкнуло Трюффо на продолжение своей полу биографической истории еще на одну короткометражку и три фильма с тем же героем и, соответственно, актёром — Жан-Пьер Лео, который станет олицетворением, лицом Новой Французской Волны. "Антуан и Колетт", "Украденные Поцелуи", "Семейный Очаг" и "Сбежавшая Любовь". До этого никто и никогда не взрослел вместе со своим персонажем. В этом режиссёрском замысле, можно уловить предтечи произведению Джоан Роулинг. В "Гарри Поттере" помимо прочих достоинств, самое прекрасное в нём то, что зрители взрослели вместе с главными героями. Так и персонаж Жан-Пьер Лео, стал чем-то родным ещё с первого фильма.
В картине "Жюль и Джим" Трюффо не ограничивается простым повествованием и трёхактной структурой. Если нужно заявить персонажа, он это сделает самыми разными способами. С помощью монтажа или буквально закадрового текста. Если в кадре заявляется письмо, Франсуа Трюффо расскажет о его содержании самым необычным способом. Техническая сторона кинематографа не единственная подверглась раскрепощению. Сами герои абсолютно свободны в полёте мысли или проявлении эмоции. "Жюль и Джим" называют одним из самых показательных примеров Французской Новой Волны, в котором есть всё: свободная камера, нестандартный монтаж, свободный от правил киностудий и, конечно, сама тематика. Люди в этом фильме говорят обо всём и ни о чём, но как же это похоже на жизнь. Жизнь конкретных людей с конкретными мыслями, желаниями и эмоциями.
"451 градус по Фаренгейту" будто был создан для экранизации Трюффо. Ею был доволен и автор книги. Французской Новой Волне свойственно отрицать, делать вопреки или игнорировать и при этом необязательно что-то консервативное. Трюффо приравнивает телевидение к фашизму, которое сквозит в каждом кадре фильма будь то нашивки 451 словно свастика, либо сжигание книг, как это делали эсэсовцы...
Но всё же, никто так не был критичен, как самый жёсткий сноб этой волны...
Жан-Люк Годар.
После Франсуа Трюффо очнулся и Годар со своим дебютным фильмом "На последнем дыхании". Наплевав на все устоявшиеся правила съёмки, Годар создавал на свой страх и риск или ему вовсе было всё равно. Картина разрушала привычные "восьмёрки", монтаж игнорировал все правила. Половина сцен были импровизацией по ходу съемок. Идеи и темы для диалогов придумывались день в день, а актёры подхватывали это налету. Движение и динамику передавала камера, которая передвигалась при помощи инвалидной коляски. Освещение было исключительно естественным. Фильм имел феноменальный успех и считается одним из лучших дебютов в Кино. Чисто сюжетно картина повествует о любви "на последнем дыхании". Правда очень своеобразной...
Самый требовательный от авторского кино режиссёр. Автор должен раствориться в своём фильме настолько, что создателя уже не будет видно. Словно мать родившая дитя, в последствии ушедшая от своего чада, как только оно встало на ноги. "На последнем Дыхании" или "Жить своей жизнью", "Презрение" или "Безумный Пьеро" безусловно ещё уступают нарративному высказыванию, но с каждым фильмом, Годар будет отдаляться от самого себя, чтобы создать фильм, а не самопрезентацию.
Ему больше всех остальных будет свойственно работать над киноальманахами, столь модными для того времени, когда режиссёры объединялись вокруг одной тематики и создавали монолитное произведение, будто это одна картина, снятая коллективным режиссёрским организмом. "Париж глазами шести", над которой работали почти все режиссёры Французской Новой Волны: Годар, Клод Шаброль, Эрик Ромер... Этот альманах предтеча знаменитой серии короткометражек "Париж, я люблю тебя". Над сборником "Семь смертных грехов" также работали Клод Шаброль, Годар и Жак Деми... Каждый из режиссёров рассказывал о семи смертных грехах необычными оригинальными историями. Шаброль и Годар вновь встретятся в альманахе "Самые прекрасные мошенничества в мире", чтобы рассказать о механике мошенничества, коим и является кинематограф, если подходить к этому вопросу философски.
Годар не будет гнушаться работать с итальянцами, где подобные коллаборации также будут в моде. "РоГоПаГ" один из лучших и ярких представителей этого совместного артхауса. Само его именование является воплощением авторского высказывания, названного в честь первых букв режиссёров, которые трудились над картиной: Росселини, Годар, Пазолини, Грегоретти.
Ален Рене.
В тот же год и на том же Каннском Кинофестивале, когда показали "400 ударов", несколькими днями позже, выходит еще один фильм, который тоже становится под эгиду Новой Волны. "Хиросима, Любовь моя".
Абсолютно противоположный фильму Трюффо, но такой же бескомпромиссный. Затрагивающий те темы, которые не очень толерантно было бы обсуждать или скорее показывать так откровенно. Фильм даже хотели исключить из основного конкурса, по просьбе американцев, потому что он затрагивал атомную бомбардировку Хиросимы и показывал кадры облученных жертв ядерной бомбы в мельчайших подробностях. Если бы не шум, вокруг фильма "400 ударов", сложно себе представить какой бы ажиотаж на себя принял фильм Рене, которого не принято включать в список Новой Волны, так как он был одним из старейших в этой тусовке и в принципе снимал ещё до появления манифеста. Однако фильмы до манифеста и после, как небо и земля до и после атомной бомбы. "Хиросима, любовь моя", до сих пор можно называть лучшей картиной Алена Рене. Душераздирающий фильм о невозможной любви, непонимании и трагедии от глобальной, до персональной. Ты ничего не знаешь о Хиросиме повторяет японец, ведь даже если человек будет переполнен сожалением по этому поводу, но при этом не является свидетелем этого горя или очевидцем, то он будет слышать эхо сотни тысяч японцев, которые будут цитировать фильм Алене Рене.
"Ты ничего не знаешь о Хиросиме..."
Однако самый обласканный критиками фильм "В прошлом году в Мариенбаде". Картина-загадка. Полуторачасовая головоломка. Фильм предлагает игру в Ним со зрителем, где у последнего нет шанса на победу. Сюрреализм в лучших традиция "Андалузского Пса", но звуковой и эстетичный. Полёт образов, с которыми мастерски играет режиссёр, будь то тени, которые есть на людях, но нет на деревьях, либо игра с временем и пространством, которое нарушается почти через склейку.
Эрик Ромер.
Был одним из первых на ряду с Трюффо и Годаром. Эта тусовка делала журнал "Каю Де Синема" самим олицетворением Новой Волны. Эрик Ромер был главным редактором главного киножурнала мира, но, вероятно, из-за этого в режиссёрское кресло сел позже своих киносоратников.
"Моя ночь у Мод" Более поздняя Волна, где с лёгкостью демонстрируется, что можно из двух часов фильма, чуть больше часа показывать, как двое людей общаются в одной комнате и от этого глаз не оторвать. Конечно, актёрам, может не хватать на первый взгляд психологизма и того самого Станиславского, как и всей Французской Новой Волне, но их игра как-будто и не про это. В этом фильме существуют люди, знающие ответы на все вопросы, которые они будут друг другу задавать заранее, но они не готовы к самому факту этих вопросов. И в эти правила игры быстро втягиваешься, видя за этой постоянной болтовней — человеческие разговоры о математике, Паскале, религии, любви, свободных отношениях, короче говоря, о жизни.
Аньес Варда и Жак Деми.
Жак Деми снял фильм-оперу, где каждую реплику не говорят, а поют.
"Шербургские Зонтики" самый известный и премиальный фильм французского модерниста. Золотая Пальмовая Ветвь и четыре номинации на Оскар.
Мюзикл, где нет хэппи-енда, пожалуй, в этом и заключается главное новшество, которое, кажется, было невозможным для этого жанра. При этом краски в фильме от самих зонтиков до обоев квартиры, вторят жанру и лёгкому светлому пению, даже если речь идёт о серьёзном жизненном перепутье, где нужно сделать нелёгкий выбор. Речитатив подчёркивал обыденность бытовой жизни и не романтизирует проблему, из которой обязательно должны выпутаться главные герои, как того требует жанр, но это, к сожалению, не всегда соответствует той самой бытовой жизни.
Его супруга Аньес Варда снимала несколько иначе.
"Клео от 5 до 7" экспериментирует со временем. Фильм идёт полтора часа и в нём показываются полтора часа жизни Клео. Эдакий 1917 только с откровенными склейками. Картина выделяется на фоне других Французской Новой Волны своей сентиментальностью, как если бы у шансона было бы кинематографическое воплощение, где есть своя кульминация, романтика и, конечно, драматичность.
Но это не значит, что женщина-режиссёр не может быть без яркой политической позицией.
"Далеко от Вьетнама" документальный фильм, над которым работали сразу несколько режиссёров Французской Новой Волны: Клод Лелуш, Крис Маркер, Жан-Люк Годар, Ален Рене и Аньес Варда. Все были леваками и все критиковали войну во Вьетнаме, в которую ввязались США, осуждая действия агрессора. На эти кадрах можно увидеть войну такой, какой она есть. Фильм вперемешку монтирует поле боя и улицы Америки, где можно увидеть абсолютно разные мнения людей, в любом случае, нетронутых войной, в которую ввязалось их государство. Тем самым, фильм показывает, насколько они, да и возможно, зрители этого документального фильма, далеки от Вьетнама.
Крис Маркер.
Крис Маркер был во всех странах социализма. От Кубы до Китая, от Вьетнама до СССР. Неудивительно, что он ввязался в документальный сборник про войну во Вьетнаме. Ему ближе всех левые идеи, что отражается на документальных ("Прекрасный Май") или псевдодокументальных картинах: "Взлётная Полоса" крайне необычный фильм, хотя сложно назвать его таковым. Картина состоит из фотографий и рассказывает нам о постапокалиптическом будущем после Третьей Мировой Войны. И это очень точный режиссёрский ход, что история рассказывается фотографиями и закадровым голосом, будто немногочисленные уцелевшие земляне смотрят на каком-нибудь уроке истории то, что сохранилось на нашей планеты, которая не выдержала ядерной бомбардировки.
Этот короткометражный фильм идёт всего 30 минут, но является одной из лучших короткометражек в мире.
Жак Риветт.
Чем дальше уходит волна, тем ближе она к берегу, которого не видно.
Если "Монахиня" Жака Риветта ещё поддаётся коммерческой смотрибельности, то тринадцатичасовой фильм "Out 1: не прикасайся ко мне" смотреть сложно чисто физически. Если сейчас в сериальный век люди могут разбить просмотр на комфортный киносеанс, то в 1971 году это было невозможно. Телевидение? Это подходящий формат, но никто не согласился пускать его в эфир.
Фильм — квинтэссенция Новой Волны. В нём есть импровизация, экспериментальный монтаж, сочетание театра и кино, подвижная камера и документальность в сочетании текстов и мотивов Евангелие от Иоанна и Эсхила, но очевидно, что такой магнум-опус не нашёл своего коммерческого или даже просто прокатного будущего.
Этот фильм критики в своё время называли граалем для синефилов, что породило целый культ для одержимых, но по прежнему оставался индифферентным для простых зрителей, которые даже не знали о существовании тринадцатичасовой картины.
Жан Эсташ.
Жан Эсташ был актёром и своё время засветился у Годара в "Уик-енде". И хотя он снимал среднеметражные фильмы в своё удовольствие, всё-таки прославился с картиной "Мамочка и Шлюха" в 1973 году.
Идущая три с половиной часа, эта картина лишена сюжетных твистов и неожиданных многоходовок. Здесь рассказана жизнь одного юноши, символе целого поколения и не случайно его играет Жан-Пьер Лео, который действительно символ целого поколения Французской Новой Волны. Здесь он герой подобный тем, которые пережили майскую революцию 1968 года и потерялись в своей жизни. Теперь им просто, как и главному герою, хочется немного любить, слушать музыку, быть одному, иногда ввязываться в интрижку, но тут же выходить из нее, потому что к чему лишние страсти. Все это и происходит в фильме, который считают лучшим французским фильмом 70-х и совпадение ли то, что он также является отличным завершением Французской Новой Волны.
КАК СЕБЯ ИЗЖИЛА.
Волна за волной и в разные стороны.
"Мамочка и Шлюха" можно называть последним фильмом Новой Французской Волны, столь успешным и верным духу этого течения, которое выдохлось по большому счёту уже в концу 60-х. Во многом это было связано с "Парижской весной", изменившее многое: спонсирование, взгляды на политическую жизнь и вообще желание заниматься Кино. Интеллектуалы вышли на улицы и среди них были режиссёры Новой Волны. Автор с позицией и конкретными политическими взглядами, превысил любовь к общественной жизни больше, чем к Кинематографу и теперь уже не автор растворился в фильме, а вся фильмография в авторе, вплоть до того, что эти люди во главе с Трюффо и Годаром решили отменить Каннский Кинофестиваль в знак солидарности к рабочим и студентам.
Плюсом к этому, Голливуд, который наконец очухался от кинематографического поражения от тех же французов, стал выдавать фильмы, которые брали Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах, почти что через год в 70-х.
Масло в огонь революции подлила отставка главного киномана Франции и киноархивиста Анри Ланглуа, хранителя синематеки. Его приравнивали к главному вдохновителю на теорию авторского кино. Он спас множество фильмов, как путём реставрации, так и буквально, когда Третий Рейх оккупировал Францию и избавлялся от неугодных картин. Увольнение, абсолютно безосновательное, вызвало ярость со стороны кинематографистов, которые в итоге путём забастовок и митингов добились возвращения Ланглуа на свой пост. Этот пример яркое олицетворение того, что автором может быть любой. Ведь Анри Ланглуа не был ни кинокритиком, ни режиссёром, актёром или продюсером... Он был просто синефилом, отставка которого по сути привела к революции.
И это самое доказательное проявление любви к кинематографу, какое могла показать Французская новая волна.
Клод Шаброль.
Он оставался популярным с переменным успехом и не хватал звёзд с неба, по своему собственному признанию. Он просто снимал фильмы без претензии на шедевры. Однако сам был задвинут конкуренцией внутри одной только Франции со стороны своих же коллег по Французской Волне.
Ален Рене.
Влияние некоего подобия свободы на баррикадах, какую подарила Новая Волна, безусловно отразились на Ален Рене, но он будет продолжать снимать картины безотносительно того, что происходит вокруг. Таким вот образом, он доживёт до 2014 года, когда в 90 лет выпустит свой последний фильм "Любить, пить и петь".
Эрик Ромер.
Он, пожалуй, самый скромный режиссёр этой Волны, который продолжал снимать фильмы, но это никогда не было громким событием. Не для критиков, не для премий. Он позже всех из коллег пришёл в режиссуру и это закономерно для скромного человека, чья скромность, вероятно, и заключается к потере интереса для простых зрителей, но не для элитарной публики.
Аньес Варда и Жак Деми.
Супружеская пара с 1962 года. В случае Аньес Варда, сложно быть очень популярной, когда ты выпускаешь фильм с разницей в три или семь лет. Политическая и общественная жизнь, кажется, заботили её намного больше, чем кинематографическая. Она снимала тогда, когда ей было что сказать.
Жак Деми был очень популярен с фильмом "Шербургские Зонтики". Его даже позвали в Америку, чтобы он снял нечто подобное, но вместо мюзикла или просто коммерчески проверенного варианта, он снимает суровое "Ателье Моделей" и оно проваливается в прокате. Критики также не находят отклика в этой картине. Тоже самое будет касаться всей последующей фильмографии за редким исключением.
Крис Маркер.
Вечный студент оставался исследователем кино. Эссеистом, чьи киномонографии будут создавать новую целевую аудиторию, но никак не привлекать массовую. Жак Риветт наоборот будет работать на тех, кто желает увидеть ту самую Французскую Новую Волну: бессюжетную, невероятно длинную и непредсказуемую даже тогда, когда она исчерпает себя.
Жан-Люк Годар.
Если Трюффо будет до конца дней стараться балансировать в поисках формулы коммерчески-авторского фильма, то Годара, чья любовь к совместному горизонтальному кинематографу, где у фильма нет автора, приведёт к созданию группы Дзиги Вертова, где имени режиссёра в титрах не будет сознательно, чтобы не мешать этому фильму самостоятельной жизни. Забавно то, что группа распадётся, как раз из-за разногласий авторов, потому что очевидно, что кто-то должен быть во главе высказывания, в противном случае, этого высказывания не будет, ведь его никто не произнесёт...
ЭПИЛОГ.
Будет преувеличением сказать, что авторский фильм появился во времена новой французской волны. Куда тогда деть Дэвида Уорка Гриффита, Эйзенштейна, Хичкока, весь Немецкий Экспрессионизм и Итальянский Неореализм? Авторский фильм свойственен только режиссёру? Скажите это продюсерам Ирвингу Тальбергу или Дэвиду О, Селзнику.
Нет, авторы были и до французских выскочек. Вернее будет отметить, что французы впервые сказали, что автор фильма является главным посредником между замыслом и самим фильмом. Эта идеология, которая заключалась по большей части в её отсутствии, неизбежно отразилась на Франции и киномире в целом.
"Мужчина и женщина" Клода Лелуша вполне себе нарративная мелодрама, но без влияния Французской Новой Волны, можно уверенно сказать, что она была бы другой и скорее всего проходной. Тоже самое касается и кинопортфолио Луи Маля.
Именно по фильмографии Трюффо в принципе можно понять, что такое Французская Новая Волна. Его сознание менялось из фильма в фильм. От бунтарского, неуёмного и молодёжного духа, до успокоившегося дедушки, образ которого, Трюффо сам презирал в кинематографе до прихода Французской Новой Волны. И тем не менее, его авторский стиль, как на ладони, трансформируется в зависимости от этапа взросления. Это автор, который если меняется на протяжении жизни, то это неизбежно отражается на его фильмах.
Если на картину идут ради имени режиссёра, значит, перед нами автор, к высказыванию которого хотят прислушаться. Не жанр или известный актёр является авторитетом, заставившим нас встать с дивана и пойти в кинотеатр, а творец, которому есть что сказать.
Это была не волна, это Французское Новое Цунами, после которого земной шар стал состоять из воды на все 100%, потому что абсолютно каждый купался в нём и благодаря вот таким вот французским китам, зритель мог дышать под водой и слышать их пение.
______________________
А какой фильм этого течения, у Вас самый любимый? Пишите комментарии и оставляйте свои французские лайки! Всем добра и здоровья!
Не забудьте подписаться!