Найти тему
История моды с Марьяной С.

Костюмы Арабеллы из "Одиссеи капитана Блада"

Капитан Питер Блад Рафаэля Сабатини - едва ли не первая (но уж точно - самая большая) книжная детская любовь. Так что о его костюмах я писала с удовольствием. А теперь пришла пора исполнить данное тогда обещание, и написать о том, что могла бы носить Арабелла Бишоп. Хотя, признаться, мне милее корабль "Арабелла", чем та, в честь кого корабль назвали. Ведь прелестная девица, мечта отважного героя, где-то там, на заднем плане и его мыслей, и действий. Приключения важнее! Однако она - та главная награда, которую получает Блад, так что давайте-ка представим её себе поподробнее.

Оливия де Хэвиленд в роли Арабеллы, кадры из фильма "Одиссея капитана Блада" (1935)
Оливия де Хэвиленд в роли Арабеллы, кадры из фильма "Одиссея капитана Блада" (1935)

Что ж, Сабатини скуп на описания, что не удивительно - ведь Арбелла нечасто появляется на страницах романов о Бладе.

Вот какой её видит капитан: "Милая и изящная, она стояла перед ним в скромном платье из блестящего серого шелка. Ее щеки покрывал легкий румянец, а в ясных карих глазах светилось возбуждение. Она была без шляпы, и утренний бриз ласково шевелил ее золотисто-каштановые волосы".

А вот Арабелла глазами влюблённого лорда Джулиана: "Он заметил и нежный блеск ее мягких каштановых волос и как изящно лежали на ее молочно-белой шее длинные шелковистые локоны. На ней было платье из тонкой блестящей ткани, а на груди, как кровь, пламенела только что сорванная пунцовая роза".

Это всё лирика, а нас интересуют ключевые моменты: шёлк и локоны.

Слева - платье, 1680-е (и) Из частной коллекции. Справа - "Портрет Элеоноры Нейбургской", 1670-80 (с) из коллекции Музея истории искусств (Вена)
Слева - платье, 1680-е (и) Из частной коллекции. Справа - "Портрет Элеоноры Нейбургской", 1670-80 (с) из коллекции Музея истории искусств (Вена)

Действие романа происходит в 1680-х годах. И далеко-далеко не только от любимой героями родной Англии, но и от столицы моды, Франции - а это как раз то время, когда именно Париж уже диктует моду соседям. В такую даль новинки доходят долго, но и мода пока что меняется не очень быстро.

Так что, скорее всего, на Арабелле платья, которые были очень популярны с середины XVII века - а именно: с корсажами, которые были настолько плотно проложены косточками из китового уса, что корсеты под них не требовались. Они сами, по сути, корсет. И - нет, даже жаркий климат колоний не предполагал, что на женщине будет свободный наряд без подобной "поддержки".

Как правило, у этих платьев были довольно глубокие вырезы, приоткрывавшие плечи, но при желании, чтобы защитить декольте от нескромных взглядов (и солнца - что особенно актуально на Барбадосе), можно было прикрыть вырез белой косыночкой. Рукава, что удобно, были укороченными, и заканчивались около локтя, порой даже значительно выше, но из-под них выглядывали пышные рукава сорочек. И всё это можно было, конечно, украсить кружевами.

"Блестящая ткань"... Шёлк - вот достойный материал для платья девушки из хорошей семьи. Парадные платья очень часто были из узорчатого шёлка, но и гладкий пользовался популярностью - как раз в XVII веке научились ценить ткани без узоров, и любоваться их фактурой. Ведь переливы собранного в складки шёлка и в самом деле очень красивы!

Слева - "портрет принцессы Генриэтты Стюарт", Ян де Бан, 1660-61 (с) из коллекции Национального фонда. Справа - "Портрет принцеессы Генриэтты Стюарт" (посмертный), Питер Лели, 1672 (с) из коллекции Ратуши Эксетера
Слева - "портрет принцессы Генриэтты Стюарт", Ян де Бан, 1660-61 (с) из коллекции Национального фонда. Справа - "Портрет принцеессы Генриэтты Стюарт" (посмертный), Питер Лели, 1672 (с) из коллекции Ратуши Эксетера

А ещё в 1680-х в моду входят распашные юбки, то есть юбок было две - верхняя с разрезом, и полы её красиво задрапировывали по бокам, и нижняя. Так что можем представить себе Арабеллу в платье с обычной юбкой, а, допустим, на грядущей свадьбе с Питером - в более нарядной.

Модные гравюры 1680-х. (с) Из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес
Модные гравюры 1680-х. (с) Из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес

"Локоны". В причёсках того века без локонов просто никуда! Можно сказать, целый век дамы без них не обходились. И очень популярный вариант - когда сзади волосы собраны в небольшой узел, а по бокам выпущены и завиты в крутые локоны. Ну, кому не хватало своих волос, вполне мог добавить и накладные пряди, но уж явно не Арабелла!

Что до шляпки, скорее всего, она была с широкими полями. Тульи - и низкие, и высокие, но я уверена (почему-то), что а Арабеллы была низкая.

Слева - "Портрет молодой женщины",  Арент де Гелдер, 1685-95 (с) из коллекции Чикаггского института искусств. Справа - гравюра с изображением костюма, Марцеллус Ларун Стариший. 1688 (с) из коллекции Британского музея
Слева - "Портрет молодой женщины", Арент де Гелдер, 1685-95 (с) из коллекции Чикаггского института искусств. Справа - гравюра с изображением костюма, Марцеллус Ларун Стариший. 1688 (с) из коллекции Британского музея

А теперь давайте попробуем из всего этого мысленно собрать образ с серым шёлковым платьем и каштановыми локонами. Надеюсь, получится! :)

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!