Военный корабль начала XVIII века представлял собой одно из самых сложных инженерных сооружений того времени. Это были деревянные плавучие крепости с десятками матросов и сотнями орудий на борту. Под действием ветра они должны были маневрировать, убегать и догонять, а также бороться со штормом. Линейный корабль считался инструментом большой политики, символом богатства и могущества империи.
Пётр Великий положил начало российскому флоту. Царь осознавал, что без выхода к морям невозможно создать новые торговые пути. Победа русской армии над шведами под Полтавой стала началом дальнейшей борьбы за Балтийское море. Флот играл ключевую роль в этом процессе. Очень символично, что первый линейный корабль, заложенный в Петербурге, назвали «Полтава».
На Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге 6 декабря 1709 года началось строительство будущего флагмана Балтийского флота. Через 2,5 года, 15 июня 1712 года, в присутствии государя корабль был спущен на воду. После этого судно отбуксировали в Кроншлот для окончательной достройки и оснащения.
Будущий корабль был спроектирован лично Петром с участием корабельного мастера Скляева Ф. М., который впоследствии прославился в области кораблестроения. В проекте были использованы как лучшие идеи, предложенные кораблестроителями всего мира, так и новейшие разработки российского кораблестроения. В результате получился передовой и современный для своего времени корабль.
Пётр I лично участвовал в строительстве корабля и даже получал жалование как корабельный мастер. Судно строили около 3000 человек.
Пётр Великий выбрал миф о Фаэтоне за основу декора «Полтавы». В те времена древнегреческий персонаж ассоциировался с королём Карлом XII. Всего на корабле 219 элементов резного декора, все они изготовлены из дуба
«Полтава» активно участвовала в Северной войне и ходила в дальние плавания. В 1713 году Пётр I поднял на ней свой штандарт. В 1716 году «Полтава» вместе с эскадрой отправилась в Копенгаген и вошла в состав четырёх объединённых флотов антишведской коалиции: русского, датского, голландского и английского.
Появление такого корабля, как «Полтава», означало выход России в открытое море и было важным шагом на пути становления страны морской державой.
«Полтава» не была первым русским линейным кораблём, были и другие, более мощные и вместительные линкоры, имевшие более 100 пушек. Но именно «Полтаву» прозвали убийцей кораблей, потому что она обладала особой мощностью, имела орудия с быстрой перезарядкой, а также отличалась хорошей манёвренностью и проворностью.
Иностранцы, видевшие «Полтаву» в действии, восхищались величием корабля, но отмечали, что у него неудачное строение палубы: корма слишком узкая. Они считали, что с такой кормой и палубой сложно будет пересекать океан.
Однако «Полтава» не предназначался для длительных путешествий. При создании планировалось, что основной его задачей будет активное участие в морских сражениях Северной войны для укрепления Балтийского флота. Ему не нужно было преодолевать большие расстояния, но строители корабля утверждали, что он справится с любым плаванием. Корабль был хорошо вооружён и оснащён современной артиллерией, а также имел оригинальную конструкцию для предотвращения абордажа.
Этот корабль был чуть выше остальных, что не позволяло противнику взять его на абордаж. Вместо этого, после нескольких залпов, он мог сблизиться с вражеским судном, обстрелять неприятеля из мушкетов с более высокой позиции и захватить его. В дальнейшем такая тактика неоднократно приносила кораблю успех.
Корабль оснащён 54 пушками, которые расположены на разных палубах. На нижней палубе установлены 18-фунтовые пушки, а на верхней — 12-фунтовые. Помимо основного вооружения, на борту имеются резервные кормовые орудия.
Габариты корабля: длина — 54 метра, осадка — 4,2 метра, площадь парусов — 1200 м2, максимальная ширина — 14 метров. Водоизмещение составляет 1100 или 1200 тонн (точные данные неизвестны). Экипаж корабля в петровские времена насчитывал 350 человек.
Все капитаны считали этот корабль великолепным и легко управляемым. Бои на «Полтаве» велись именно так, как было задумано: после нескольких пушечных залпов корабль сближался с противником, давал мушкетный залп с более высокой позиции и шёл на абордаж. А если нужно было просто уничтожить вражеское судно, то его топили издалека, используя мощь бортовых орудий.
Однако постоянные ремонты дали о себе знать. До августа 1717 года корабль участвовал во всех походах и десятках боёв, не проиграв ни одного сражения. Но во время преследования шведского корабля, на котором находился знаменитый шведский капер, «Полтава» села на мель и получила серьёзные повреждения.
Корабль отбуксировали для ремонта, который провели быстро. И уже 9 мая 1721 года «Полтава» отправилась в новый поход. Но во время шторма линкор лишился двух мачт, также серьёзно пострадал корпус.
Судно было решено отправить на ремонт в гавань Котлина. Ремонтные мастера определили, что корабль не подлежит восстановлению, хотя его и можно было отремонтировать, но, вероятнее всего, он затонул бы при первом же шторме. С 1723 года «Полтава» окончательно перестала выходить в море.
24 мая 1725 года был отдан приказ снять пушки с корабля. В ожидании ремонта пушки перенесли на линейный корабль «Москва». Ремонт так и не состоялся, и вскоре корабль разобрали. Всего в истории русского флота было ещё 7 кораблей с именем «Полтава».
В 2013 году на верфи в Санкт-Петербурге начали строить точную копию «Полтавы». В 2018 году её торжественно спустили на воду.
Была проведена большая подготовительная работа, включающая изучение архивных документов. При создании декора ориентировались на гравюру Питера Пикарта. Построить копию парусника было нелегко.
Чтобы сделать корпус корабля, понадобилось 1800 стволов дуба, которые искали по всей стране. Однако найти дуб такого размера и качества, как в петровские времена, оказалось сложной задачей. Несмотря на использование современного инструмента, паруса изготавливали вручную. На них потребовалось более 100 квадратных метров ткани.
Сейчас корабль стоит на Васильевском острове, и вскоре на него планируют организовывать экскурсии.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: